Вадим Шарыгин (02.05.2023 в 19:26)
Отзыв на произведение: Фрагмент неоконченного романа [Олег Павловский]
Здравствуйте, Олег,
Прочитал отрывки, первая мысль после: хорошо бы автору иметь две версии романа - полную и краткую - отрывочную, в виде очерка или эссе, конспект проспекта - судьбы героев. Затем, я почувствовал, возможно дурную, потребность вспомнить чей стиль написания мне напомнило прочитанное и догадка не заставила себя долго ждать - это же стиль Грина, Александра Грина, по крайней мере так я ощутил схожесть дистанции удаления и близости, на которой находился романтик десятых-двадцатых годов Грин от литературного идальго шестидесятых-восьмидесятых того же Двадцатого века Павловского. Правда у Грина в "загашнике" жизнеутверждающее начало, что ж, у Олега Павловского неуничтожимое продолжение!
"...Я думаю, что человек останется этим же самым неизменным... Леса исчезнут, реки, изуродованные шлюзами, переменят течение, птицы ещё будут жить на свободе, но зверей придётся искать в зверинце.. Человечество огрубеет, женщины станут безобразными и крикливыми более, чем теперь. Наступит умная, скучная, сознательно жестокая жизнь, христианская (официальная) мораль сменится пошлостью и эгоизмом..." Александр Грин в 1914 году
Что касается прочитанного мною...
Здесь опять помогает Грин: "Настоящий Искатель Приключений отличается от банального любопытного человека тем, что каждое неясное положение исчерпывается им до конца".
Исчерпывающее... Я как параноик кричу внутри себя, грохочу в дверь автора романа: "Подробнее мне выкладывай, ИСЧЕРПЫВАЙ МГНОВЕНИЕ, какие именно билеты выметала уборщица? А фантики от карамели, как называлась, "раковая шейка", что там превалировала в обёртке, цвет какой?! А вино какое было, а кинофильмы какие они смотрели? А как они смотрели? А сквозь "вино" смотрели?! Глупо, наверное, зачем, казалось бы мне все эти подробности? Но я же теряю доверие к происходящему, если, например, лица солдат и офицеров в фильме о войне в кадре немытые полчаса, а мне подавай их немытость такую, которую и за полдня не отмоешь! И гимнастёрки такие же, и лица у девушек, чтобы соответствовали "красоте" сорок второго...
Но нет, это всё в прямом и переносном смысле мелочи.
А вот авторские, казалось бы, маленькие и безобидные "лекции о морали", скажем в одном отрывке : "Вероятно, главное верить в справедливость... Снова обещают повышение цен на все, кроме совести. Тебе говорят: – Где твоя совесть? – Вот она, недорого стоит и никому не нужна.
Но все-таки есть, не может не быть на свете справедливости. И всякий раз он думал об этом, – чтобы ни случилось, – болен был, измучен, пьян – всегда, когда становилось плохо, он думал, что не может не быть справедливости, как и совести не может не быть, вообще не быть. И если совесть это боль, от которой хочется не избавиться, но от которой хочется умереть, если тебе суждено умереть и все равно не избавиться, не расстаться с ней, не отдать никому, то – что тогда делать? Как смириться, погибнуть, уйти навсегда?". Уж как-то складно и подробно "он думал", о думал или переживал, пережил что-то, именуемое совестью, он конечно что-то "думал", но я то жду, как ни странно, не его "дум", а своих догадок о том как и что он в какой-то момент или время от времени думал! Мне, читателю, важно потрудиться, а писатель бы только намекнул, только косвенно прошёлся "по волнам его памяти"...
Но захватывающего в этих отрывках предостаточно!
"На Кировском сорило листвой, и она кружилась, и падала, и, уносимая ветром, двигалась медленным маршем туда, где уже загорались первые костры, лихорадочно пламенел клен в начале аллеи золотистых и бронзовых каштанов и лип стоял памятник «Стерегущему» и таял пелене горьковатого дыма... Проклятая осень – который год она кружится над «Стерегущим» и догорает как незаконченный роман..."
А завершаю своё впечатление, ну конечно же, Грином:
"...Моё понимание не было ни расчётом, ни доказательством, и мозг в нём не участвовал. Оно явилось подобно горячему рукопожатию и потрясло меня не меньше, чем прежнее изумление. Это понимание охватывало такую сложную сущность, что могло быть ясным только одно мгновение, как чувство гармонии, предшествующее эпилептическому припадку. В то время я мог бы рассказать о своём состоянии лишь сбитые косноязычные вещи. Но само по себе, внутри, понимание возникло без недочётов, в резких и ярких линиях, характером невиданного узора...".
В нашем сознании в момент прочтения, а то и до, и после прочтения, свершается некий мотив достоверности - мотив Несбывшегося. Если свершается. Если благодаря пишущему - читающий награждается этим мотивом, тто эстафета "музыки сфер" передана в надёжные руки. А как создаётся такой мотив - по прежнему тайна за семью печатями и редкость невероятная!
Спасибо за Слово, Олег,
С наилучшими пожеланиями,
В.Ш.
Отзыв на произведение: Фрагмент неоконченного романа [Олег Павловский]
Здравствуйте, Олег,
Прочитал отрывки, первая мысль после: хорошо бы автору иметь две версии романа - полную и краткую - отрывочную, в виде очерка или эссе, конспект проспекта - судьбы героев. Затем, я почувствовал, возможно дурную, потребность вспомнить чей стиль написания мне напомнило прочитанное и догадка не заставила себя долго ждать - это же стиль Грина, Александра Грина, по крайней мере так я ощутил схожесть дистанции удаления и близости, на которой находился романтик десятых-двадцатых годов Грин от литературного идальго шестидесятых-восьмидесятых того же Двадцатого века Павловского. Правда у Грина в "загашнике" жизнеутверждающее начало, что ж, у Олега Павловского неуничтожимое продолжение!
"...Я думаю, что человек останется этим же самым неизменным... Леса исчезнут, реки, изуродованные шлюзами, переменят течение, птицы ещё будут жить на свободе, но зверей придётся искать в зверинце.. Человечество огрубеет, женщины станут безобразными и крикливыми более, чем теперь. Наступит умная, скучная, сознательно жестокая жизнь, христианская (официальная) мораль сменится пошлостью и эгоизмом..." Александр Грин в 1914 году
Что касается прочитанного мною...
Здесь опять помогает Грин: "Настоящий Искатель Приключений отличается от банального любопытного человека тем, что каждое неясное положение исчерпывается им до конца".
Исчерпывающее... Я как параноик кричу внутри себя, грохочу в дверь автора романа: "Подробнее мне выкладывай, ИСЧЕРПЫВАЙ МГНОВЕНИЕ, какие именно билеты выметала уборщица? А фантики от карамели, как называлась, "раковая шейка", что там превалировала в обёртке, цвет какой?! А вино какое было, а кинофильмы какие они смотрели? А как они смотрели? А сквозь "вино" смотрели?! Глупо, наверное, зачем, казалось бы мне все эти подробности? Но я же теряю доверие к происходящему, если, например, лица солдат и офицеров в фильме о войне в кадре немытые полчаса, а мне подавай их немытость такую, которую и за полдня не отмоешь! И гимнастёрки такие же, и лица у девушек, чтобы соответствовали "красоте" сорок второго...
Но нет, это всё в прямом и переносном смысле мелочи.
А вот авторские, казалось бы, маленькие и безобидные "лекции о морали", скажем в одном отрывке : "Вероятно, главное верить в справедливость... Снова обещают повышение цен на все, кроме совести. Тебе говорят: – Где твоя совесть? – Вот она, недорого стоит и никому не нужна.
Но все-таки есть, не может не быть на свете справедливости. И всякий раз он думал об этом, – чтобы ни случилось, – болен был, измучен, пьян – всегда, когда становилось плохо, он думал, что не может не быть справедливости, как и совести не может не быть, вообще не быть. И если совесть это боль, от которой хочется не избавиться, но от которой хочется умереть, если тебе суждено умереть и все равно не избавиться, не расстаться с ней, не отдать никому, то – что тогда делать? Как смириться, погибнуть, уйти навсегда?". Уж как-то складно и подробно "он думал", о думал или переживал, пережил что-то, именуемое совестью, он конечно что-то "думал", но я то жду, как ни странно, не его "дум", а своих догадок о том как и что он в какой-то момент или время от времени думал! Мне, читателю, важно потрудиться, а писатель бы только намекнул, только косвенно прошёлся "по волнам его памяти"...
Но захватывающего в этих отрывках предостаточно!
"На Кировском сорило листвой, и она кружилась, и падала, и, уносимая ветром, двигалась медленным маршем туда, где уже загорались первые костры, лихорадочно пламенел клен в начале аллеи золотистых и бронзовых каштанов и лип стоял памятник «Стерегущему» и таял пелене горьковатого дыма... Проклятая осень – который год она кружится над «Стерегущим» и догорает как незаконченный роман..."
А завершаю своё впечатление, ну конечно же, Грином:
"...Моё понимание не было ни расчётом, ни доказательством, и мозг в нём не участвовал. Оно явилось подобно горячему рукопожатию и потрясло меня не меньше, чем прежнее изумление. Это понимание охватывало такую сложную сущность, что могло быть ясным только одно мгновение, как чувство гармонии, предшествующее эпилептическому припадку. В то время я мог бы рассказать о своём состоянии лишь сбитые косноязычные вещи. Но само по себе, внутри, понимание возникло без недочётов, в резких и ярких линиях, характером невиданного узора...".
В нашем сознании в момент прочтения, а то и до, и после прочтения, свершается некий мотив достоверности - мотив Несбывшегося. Если свершается. Если благодаря пишущему - читающий награждается этим мотивом, тто эстафета "музыки сфер" передана в надёжные руки. А как создаётся такой мотив - по прежнему тайна за семью печатями и редкость невероятная!
Спасибо за Слово, Олег,
С наилучшими пожеланиями,
В.Ш.