Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Стиль Модерн, как особая художественная акция.


­­­­­




Стиль Модерн, как особая художественная акция.

________________________________________________________ 

Теоретики от искусства слишком часто уделяют внимание внешним признакам того или иного стиля. Но культура, как и ее неотъемлемая часть – искусство (всех жанров и направлений), это в первую очередь «реализованное» (воплощенное) сознание людей. Культура не существует вне социума, то есть – вне общества и в отрыве от него.

Лет сорок назад я пришел к выводу, что стиль Модерн вообще не является ни каким-либо новым видом декора, ни «стилизаторством», ни прямым заимствованием, ни эклектикой – то есть смешением стилей.

Стиль Модерн, это «прощальный вздох человечества о красоте уходящего мира». Мир становится
все более индустриальным. Произведение искусства перестает быть исключительно культовым. Это процесс неизбежный и естественный ход истории европейского искусства, тогда как Россия «опаздывала» лет на двести, сдерживаемая православной церковью, для которой наука и искусство стали препятствием на пути к безоговорочной и практически неограниченной власти. И такое положение сохранялось до конца 19 века. И все же искусство становилось все более светским. От
17 века осталась парсуна – парадный портрет, сохранивший еще многие приемы характерные для византийской иконописи. С началом петровских реформ ситуация изменилась.


Эпоха Возрождения не прошла как бы мимо средневековой России. Постройкой Московского
Кремля руководил итальянец Аристотель Фьораванти, храм Покрова (храм Василия Блаженного)
тоже памятник архитектуры Русского Возрождения, но с присущими характерными чертами русского искусства и архитектуры. Путь Европы растянувшийся более, чем на четыре столетия, Россия прошла в сжатые сроки. А «золотой 18 век» Екатерины затмил собой роскошные дворцы Лувра и Версаля. Согласно теории генерала Мошкова, 18 век был серебряным веком России, но наступал 19-й бронзовый (медный) век, начавшийся Отечественной войной 1812 года. И даже победное вступление русской армии в Париж, как следствие, усилило сближение России с Европой, во всяком случае в искусстве и литературе, и литературе французской в первую очередь.


Традиционное для России церковное православное искусство тоже менялось в сторону европеизации – в иконописи стало преобладать «фряжское письмо», в церковной музыке
«распевы» (знаменный, киевский, грузинский) постепенно сменялись итализированными сочинениями Бортнянского, а затем и Чайковского и многих профессиональных русских композиторов с мировыми именами.


Со времен М.Ломоносова наука в России развивалась успешно от военного дела до сложнейших инженерных сооружений. Россия ни в чем не уступала Европе и, как следовало ожидать, на рубеже двух столетий человечество столкнулось с новой проблемой – привычный старый мир уходил в прошлое, и остановить этот процесс было не возможно. Россия не стала исключением.

Эклектика в архитектуре не оказала, по-видимому, какого-то серьезного влияние на формирования стили Модерн. Стиль Модерн, это вздох о прошлом, и вздох печальный и прекрасный одновременно.

Против строительства  Эйфелевой башни в Париже выступали многие известные художники и писатели Франции, люди видели, как металлоконструкции занимают все более прочное положение
в архитектуре, и не желали с этим смириться. Не верно, что художники, работавшие в стиле Модерн, примитивно заимствовали и повторяли приемы ушедших эпох вплоть до глубокого средневековья. Они стремились возвратить красоту миру, тогда как новые технологии были сориентированы на «целесообразность». Называть стиль модерн излишне «вычурным» было бы не правильно.
В прошлом и рококо называли вычурным, «легкомысленным» и прочее. Тогда как стиль рококо
«вышел из барокко», избавившись в свою очередь от тяжеловесности барокко и нагромождения
самодовлеющих форм.






.

­

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 9
Свидетельство о публикации: next-2021-99353
Опубликовано: 28.07.2021 в 16:06
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1