Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Поэма памяти




Одно бездыханное лето

ОДНО БЕЗДЫХАННОЕ ЛЕТО.
ПОЭМА ПАМЯТИ

_______________________________


ПРОЛОГ

...когда исконному повесе 
наскучит долгий разговор,
острот оскомина и прессинг
вокабул, выстрелы в упор, 
цитат скучнейших синекура
и цитадели эпиграмм, 
и клавишных фиоритуры,
и мандолины филигрань,

когда стрельба по манекенам
и вскачь на розовом коне
не прибавляет вам презренных
на депозит и в портмоне,
когда дантист как пьяный кучер 
клиент by Hilton и Lido,
как альпинист штурмует кручу
и мерседеса передок,




когда банкир с фальшивой почкой
потягивает Эннеси,
(а был когда-то между прочим 
незаурядный теннисист),
когда умолкли менестрели
а терпсихоры в neglige ,
(они немного надоели 
к шестому месяцу уже), 
и разворачивает свиток –
сиречь указ очередной –
каков наряд – таков пресвитер –
вчера пиджак сегодня свитер,
а послезавтра – кимоно, 
когда курзал в изнеможенье
и гардероб загоревал
мы остановим предложенье
на тридцать третьей, arial


1.

гром литавр и звоны струн еще далече, 
детвора покуда прячется в квартирных – 
лягушата в коробках, – а мы беспечны, 
невзирая на призыв и отзвук лирный,

и раскачивало боны невской зыбью
те, что плесенью по кромки зарастали –
зелена была и бархатна, и визгом
только доски под ногами, только тали…

только ванты пели ветрено и нежно,
струн стальных не перечесть – не хватит пальцев,
поселились наши души где-то между 
серым небом и вигвамами скитальцев,

наши девушки курили папиросы,
пили спирт из фляги если холодало –
настоящие соленые матросы –
молодые, – рулевых недоставало!

наших девушек узнаешь по повадке,
оступился – засмеют, не перестанут…
фиолетовым корабликом в тетрадке
наша юность рисовала капитанов...




торопились моряки ловили ветер,
это лето им отмеривало сроки –
научились разворачивать на шверте
неуклюжие тяжелые «сороки»,

– не робей на фордаке! пусть ветер в спину
белый «стриж» стрижет волну срезая пену
это молодость – почти, наполовину –
и глиссируют стрижи попеременно,

это юность – оглянуться не успели –
улетела словно стриж расправив крылья,
это счастье на одно прикосновенье,
это сказочное лето стало былью…

2.

когда-то и мы на исходе под занавес
подтянем гитар костяные колки, 
натянем штормовки, чтоб сдохли от зависти
шансоны, шиньоны, духи, парики…

мы вспомним гитары тревожные звоны
в ночи под медведицы малым ковшом,
свистки паровоза и крыши вагонные,
ремни, сапоги и заплечный мешок,



мы вспомним холодную сталь аквалангов –
привычную тяжесть и жизни глоток,
и танцы наяд, и подводное танго,
скорлупки палаток и тот локоток
настырный… 

и клеть подгоревшей ковбойки –
решетка и сеть – паутина из снов
озерной воды и росы алкоголиков, – 
шатры и костры, и брезент парусов…

палатки ладонями хлопали ветрам,
срывались как аисты с утлых колес,
как тот адресат на истлевшем конверте – 
безумное лето и речка, и плёс,
перрон, суета, толкотня электричек,
щемящий, дорожный, вокзальный слегка
дымок тепловоза и поручней вычурность
у узкоколейного паровика,

и панцири крыш жестяных и коричневых,
как рой принимали назойливых пчел… 
столбов хоровод и построек кирпичных,
свисток паровоза, и поручней шелк –

вы нас принимали с оглядкой на всхожесть,
на прочность, как шкот поверяет волна,
на шелест кулис – и как сырник творожный
над задником звездным висела луна – 

на строк и аккорда последнюю ноту,
на срок до рассвета, на почерк творца
до станции высадки, до поворота,
до дна, возвращения до, до конца…


3.

поэма ждет как дирижера
и как по вызову такси
дождей и грез, и платьев шорох,
и партитуры Дебюсси,
поэма замерла как мима
пассаж, как старые часы
молчат, переживая климат 
прохладной средней полосы,
поэма теплится как память
и кот на страже золотой
цепи отсчитывает дань ей
мотивом песенки простой…


.   .   .   .   .   .   .


не полно ли? ведь мне так сладко,
так хочется воспоминать
сырой рюкзак и борт палатки,
и удивительную гладь
воды... как сон, как звон гитары
и ночи синие, и дни
я вспоминаю... нет, недаром
со мной товарищи мои!
нас жизнь учила не по книгам
и, кажется, дала ответ –
здесь начинается интрига,
нам было по семнадцать лет…* 


.   .   .   .   .   .   .

поэма начиналась лесом,
завалом, просекой, травой,
сияла россыпями Креза
и земляники полевой,




поэма полнилась дождями,
грибными тропами влекла,
вела сердца на покаянье
дождю и тяжести весла,
сердцам взыскующим о небе,
порой на ты переходя,
поэма даровала небыль 
ненастья, паводка, дождя... 

.   .   .   .   .   . 

…отвековал, отпел, откапал
достойнейший из горемык –
мы стали осторожней в лапах
колючей пригородной тьмы,
мы стали пристальнее, строже
и осмотрительнее, и –
мы мудрецы нас думы гложут
и уважают муравьи 
за все, за пригорошни крошек,
за поклонение огню,
который в ночь как в воду брошен,
где даже дна не достают,
где звук таинственней и реже
чем восклицанье палача,
что беспокоит, жжет и нежит
одним видением плаща,
где борт о борт не стукнет глухо
и не ударится в причал –
там проходили мы без звука, 
чтобы никто не замечал…
…дни начинали не с газеты, 
а ночи не с календаря – 
мы, разбазарившие лето,
и получается – не зря!
нас только ели укрывали, 
на нас наталкивались пни,
мы никогда не забывали
родной, нехоженой земли. 


.   .   .   .   .   .   .

когда пропахшие кондером,
отвыкшие от городской
еды и шума полотеров
мы доберемся до Ланской,
когда отвыкшие от шума,
переступив через порог
мирка грамзаписей и шубок,
и репродукции Коро...

(еще на Съезженской не спали,
а на Введенской бенефис
и шведский стол, и танец бальный
так называемый «каприз»),

но мы, порог переступая
меж днесь и морем травяным –
мы вымпелы не опускаем, 
и таймеры заведены,
звенят хрустальные, а где-то
полощет парусом фольксбот – 
мечта пропащая как лето 
не пешеходный переход –
мечта распахнута как ворот,
как перевал переходя
как патронташ и черный порох,
и шорох серого дождя,
она, зовущая как эхо
и уходящий мателот,
ее рецепт веселый лекарь
в латиницу переведет, 
когда наскучат теоремы
и луж презренная слюда –
в песок впечатает трирема
печатью жесткого следа
тарана след и профиль ростра,
и трепет чистого листа, –
но звон щита не окна РОСТА,
а грохот звонкого щита, 
и плеск волны как блеск булата –
идем на Запад и на «вы»
как безымянные солдаты 
рыдающих сороковых,




когда поземка по брусчатке
и холодеют небеса…
и память жжет как отпечаток –
подвал… вторая полоса 

4.

а локоток… нахальным был он,
настырным что ни говори,
его еще не позабыли 
и капитаны субмарин,
и покорители атлантик –
(не каждый – через одного) –
один чудак, другой – романтик… 

и как о самом дорогом
мы вспоминали плёс и чёлны,
как псалмопевец тропари
как пели, но не про девчонок,
шутили, но не о любви…



...тот локоток впивался в бок и
серчал, проказничал, играл,
не признавал идеи Бокля
и Монтескье не признавал,
ни младший Вельд, ни старший Плиний
не беспокоили, пока
не спорят прибалтийский климат
и Гердер Готфрид Иоганн…

тогда и ты дитя природы,
последняя из героинь
феерии тяжелых лодок
и легкой поступи богинь,
пока весь свет не опостылел
и сроки не подведены – 
тебя любили постовые
и представители шпаны,
пока во сне шестидесятых 
пятиэтажек па-де-де, 
мы оставляем отпечаток
и след, и росчерк на воде,
пока дворовых интермедий
не угасает мишура,
ты – коломбина всех комедий
и сказок нашего двора…

.   .   .   .   .   .   .

наш дом! и ты менял названья! 
ты был двором и чердаком,
подъездом, стареньким трамваем
и первоклассным ветерком,
ты изменял походку, почерк, 
повадки детства моего –
я вспоминаю даже точки
не только черточки его…
ты нас прости голубоглазых
смешных, нечесаных, живых
и вспомни повзрослевших разом,
и величаемых на вы… 


.   .   .   .   .   .   .

мы расставались не надолго –
мы расставались навсегда,
забудет платьице из шелка
шальная невская вода,

и ни рождественские блестки,
ни дед Мазай своих зайчат
не сберегут, когда колеса
по перегонам застучат

назло мостам, вокзалам, речкам,
всех голосов наперебой
проложен профиль поперечный
судьбы и карты полевой...

.   .   .   .   .   .   .
.   .   .   .   .   .   .

пока не сломаны подковы 
в намет, и иноходь легка,
пока не в кровь истерт суровым
и острым краем тебенька… 
пока упрямые подошвы
не прикипели к стременам,
назло принцессам всех горошин
и автопарков племенам,
здесь начинается граница
меж «был» и «сбудется»... пока
судьба как колея кружится
казенного грузовика, 
пока российская деревня
не приказала долго жить,
ты не настолько привередлив
чтоб дружбою не дорожить
коней, что вскормлены под небом –
под псковским небом – не шути!
ты подари конягу хлебом
и он за все тебя простит,
за надоевшую подпругу
и за железную узду,
за эту иноходь по кругу
уже которую версту… 
ты подари себе надежду,
поверь журчанию ручья –
делить на после и на прежде
нам эту Родину нельзя,
она как рана ножевая,
как строгий окрик и приказ – 
увидишь наскоро сшивая
Урал, Прибалтику, Кавказ…




...увидишь степь, как продразверстку
церквей напевы, чад кадил
и сотен верст сухую простынь
и столько сотен позади...


. . . . . . .


















­

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Поэзия ~ Поэмы и циклы стихов
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 3
Свидетельство о публикации: next-2021-98444
Опубликовано: 19.07.2021 в 18:31
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1