Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

"Чёрный человек" Сергея Есенина


­­­ «Возможно, моя бессонница- лишь своего рода страх
перед визитёром, которому я задолжал свою жизнь.»
Франц Кафка.                     
Что делаете вы, друзья, когда мучаетесь бессонницей? Считаете овец, пьёте успокоительное, читаете скучнейшую книгу? Сергей Есенин пишет во время бессонницы свою самую мистическую поэму «Чёрный человек». Ей я и хотела бы посвятить это эссе. Сразу же хочу оговориться, что этот поэт не относится к числу моих любимых, а после того, как я прочитала его письма, это ещё усугубилось. В переписке Есенин предстаёт перед нами очень больным человеком, страдающим хроническим алкоголизмом и эпилепсией. В письмах 1923-1925 годов (а в это время как раз и писалась поэма) очень мало упоминаний о творчестве. Это или просьба к родным, близким и друзьям раздобыть деньги, или выяснения личных отношений. Я говорю об этом потому, что мироощущение поэта напрямую связано с его поэмой, мистицизм которой начинается уже с названия.

Есенин называет своё произведение «Чёрный человек», сразу же настраивая читателя на появление в поэме нечистой силы, вводя её в круг героев. Он не просто делает чёрта одним из главных действующих лиц своего повествования, но объясняет его появление:
«Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.»
В залитом алкоголем мозгу поэта возникают разные картины, трансформируется реальность. Это то, что потом появится в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»-романе о Мастере, Маргарите, Воланде и Иисусе:
«И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая.»
Эта же искажённая реальность возникает и в поэме Есенина:
«Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.» Кто же этот персонаж?

Прежде всего, когда читаешь поэму, вспоминаешь другого чёрного человека, связанного с именем Вольфганга Амадея Моцарта. Как выяснилось уже после смерти композитора, одетый в чёрное Лейтгеб-управляющий графа Франца фон Зальцегга цу Штуппаха анонимно заказал Моцарту заупокойную мессу- гениальный «Реквием». Одна из легенд, связанных с именем композитора, говорит о том, что это происшествие ускорило кончину Вольфганга Амадея.
Сам Моцарт в письме к другу писал: «В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы.
Чувствую — мое состояние подсказывает — мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой,измерить дни своей жизни»...
Несомненно, эта история была известна Сергею Есенину, поэтому зловещий смысл появления Чёрного человека понятен и оправдан.
Как известно, Чёрный человек, он же Сатана, Мефистофель, Воланд,-« часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.», поэтому логично, что он может принимать любой облик и даже становиться двойником поэта. В поэме Есенина он как бы со стороны показывает поэту, что он зря прожил, а точнее, прожёг свою жизнь, утопил её в пустых развлечениях, пирушках и гулянках. Страшнее всего: в этих пирушках он убил, проиграл свой талант:
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.»
Более того, он подводит итог, выносит приговор поэту, называя его, хоть и авантюристом, но «самой высокой и лучшей марки». Он считает, что кривая вполне могла вывести Есенина, у которого был талант.

Длинная бессонная ночь. Нет покоя душе поэта. Снова в его возбуждённом мозгу рождаются образы, а с ними приходит в поэму новая мистика:
«Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.» Давайте разберёмся с этим тоже.

Можно было бы подумать, что эта птица-выпь, которая издаёт звуки, похожие на рыдание. Мне же кажется, что в общем мистическом контексте поэмы, скорее всего, речь идёт о филине, которого всегда изображали в русских сказках как верного слугу Бабы- Яги.
Если ночная птица- филин, то кто же эти всадники? Видимо, деревья, плохо видимые в ночи, в воспалённом мозгу поэта превратились во всадников. Может быть, это всадники Апокалипсиса? Мне думается, что это очень логично, потому что только человек, отравленный алкоголем, страдающий бессонницей, может в деревьях увидеть Чуму, Войну, Голод и Смерть.

Поэма заканчивается упоминанием очень мистического образа-зеркала:
«…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…»
Зеркало на протяжении веков считалось проводником в загробный мир; с его способностью предсказывать судьбу человека была связана традиция русских гаданий. Этот образ возникает у В.А.Жуковского в балладе «Светлана»:
«Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И н а том столе стоит
Зеркало с свечою…»
Именно поэтому на Руси разбитое зеркало всегда было символом беды, которая придёт в дом, где это произошло. И разбитое зеркало в поэме Есенина тоже не сулит ничего хорошего поэту, жизнь которого подошла к концу.

===========================================================================================
Моим институтским преподавателям Эдуарду Брониславовичу Мэкшу, Михаилу Северьяновичу Бодрову посвяющаю я это эссе.

Сказать спасибо автору:
4

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 15
Рейтинг произведения: 30
Свидетельство о публикации: next-2021-97359
Опубликовано: 09.07.2021 в 15:58

Валентина Томашеская     (09.07.2021 в 19:51)
Есенин - любила в юности. Писала у Э.Б.Мекша курсовую "Синонимический ряд с доминантой слышать в лирике Есенина. "Слышал, чуял, любил..."
Величайший, тонкий лирик. Душу искренне раскрывал, вот и о "Черном человеке" не скрыл, написал.
"Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала?" Но мы-то понимаем, сам наковеркал, да и время помогло, уходила Русь, которую поэт любил...
Вот теперь "в цилиндре", изысканно одет, но никого рядом, "один И — разбитое зеркало". Стоит, право, беречь душу, какая бы погода
ни была на дворе.

Пудельман     (09.07.2021 в 19:56)
Сам наковеркал, это точно. Всё непросто было.
А Ваша курсовая, Валентина, если я не ошибаюсь, стояла на полке на кафедре. На почётном месте.

Валентина Томашеская     (09.07.2021 в 20:23)
О, спасибо, даже не верится. Эдуард Брониславович был замечательный. Он меня не напрягал,
потешила душу, прочитала пятитомник Есенина, многое осталось памяти.
"В тихий час, когда заря на крыше,
Как котенок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот".
Сравнения!

Пудельман     (09.07.2021 в 20:26)
Двойное сравнение- класс!

Валентина Томашеская     (09.07.2021 в 20:49)
К 200-летию А.С.Пушкина Академия Российской словесности наградила нашего узовского преподавателя Э.Б.Мекша памятной медалью.
Четверть века назад. Сейчас началась подготовка к празднованию 225-летия Пушкина.

Пудельман     (09.07.2021 в 21:03)
А Леонид Максович и Лия Соломоновна жили в последние свои годы в Израиле. Он умер в 2017, а она -- на год раньше. Надо было, конечно, хотя бы связаться с ними, но постеснялась.

Александр Попов     (09.07.2021 в 17:51)
Спасибо за ваше эссе. Я в поэзию вошёл через Есенина. Был молод и к поэзии относился спокойно. И вдруг:
"Устал я жить в родном краю
В тоске по гречневым просторам...".
Как-то зацепило. Удивительно то, что
"Сразу же хочу оговориться, что этот поэт не относится к числу моих любимых, а после того, как я прочитала его письма, это ещё усугубилось". И не смотря на это, вы пишите интересное эссе.
Интересный поворот. Извините за откровенность. Вы филолог, а я нет.

Пудельман     (09.07.2021 в 18:04)
Александр, здравствуйте!
Спасибо за комментарий. Мне кажется, что нефилологу легче: почему-то принято считать, что сказать, что не любишь того или иного поэта или писателя, неприлично для профессионала.(Вопрос приличий, да.) А я в последнее время ловлю себя всё чаще на мысли о том, что у меня остались два любимых поэта-Ахматова и Блок, но Анна Андреевна-самая любимая.
А из современников очень люблю Ларису Миллер.

Александр Попов     (09.07.2021 в 18:12)
Обязательно почитаю Ларису Миллер.

Пудельман     (09.07.2021 в 18:26)
Это её страница на Стихи.ру, там же есть ссылка на её официальный сайт в ЖЖ.

======================================
Я отметилась, Александр, в Вашей теме о приличиях.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1