Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

"Тайны ремесла" Анны Ахматовой


­В произведениях любого поэта рано или поздно возникает вопрос о творчестве и его смысле. А.С.Пушкин, размышляя об этом, пишет своего «Пророка», который становится своего рода манифестом литератора, его программным стихотворением. Эту тему продолжила своим циклом «Тайны ремесла», который я хочу здесь проанализировать, и Анна Андреевна Ахматова.

Она не ограничивается одним стихотворением, думает о проблемах творчества в течение всей своей жизни. Окончательно цикл выходит в книге «Бег времени» 1965 года. В стихотворениях «Тайн...»автор размышляет, что есть творчество, каковы отношения поэта с читателем и с Музой, вспоминает ушедших из жизни друзей-литераторов. Стихотворения написаны разными размерами.Например, первые два -- ямбом с чередованием мужской и женской рифмы.
Хотелось бы сказать отдельно о самом названии. Ахматова считает свой труд работой, ремеслом, которым она владеет прекрасно. Поэзия- труд, за который литератору положено денежное вознаграждение. Думаю, что уже в названии -  начало полемики с  окружающими. Иосифу Бродскому, которого Анна Андреевна поддерживала, в котором видела прекрасного поэта, пусть и юного, на процессе 1964 года инкриминировали тунеядство, потому что он занимался именно литературным трудом.Ахматова бросает  своим недалёким современникам вызов. Этим циклом она   вводит нас в свой мир, знакомя со всеми соавторами творческого процесса: Музой-поэтом-читателем, без каждого из которых создание стихов становится невозможным.
А ещё я названии слышу своеобразный ответ на строки стихотворения Марины Цветаевой:
"Ищи себе доверчивых подруг,
Не выправивших чуда на число.
Я знаю, что Венера — дело рук,
Ремесленник — и знаю ремесло."

Первое стихотворение называется «Творчество» и начинается оно с перечисления окружающих поэта звуков, которые складываются в строчки, и вот тогда начинается момент истины и… тишины, потому что только тогда, когда все замирает, рождается стихотворение.
Мне в «Творчестве» слышится перекличка с пастернаковским:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.»
Как и у Пастернака, стихотворение создаётся от слияния шумов, звуков, их переосмысления.
Вообще мне думается, что это отличительная черта стиля Ахматовой: создание своего мира, населённого персонажами, наполненного перефразами, даже прямыми цитатами своих адресатов. Она ведёт с друзьями постоянный диалог, над которым не властны Время, Судьба и даже сама Смерть.
«Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов.
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.
Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо...
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки,—
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки
Ложатся в белоснежную тетрадь.»
Автор как бы сужает границы магического круга поэзии и приглашает читателя присутствовать при таинстве создания стиха.
Второе стихотворение цикла связано с первым и положением, и стихотворным размером.
«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.»
Ахматова противопоставляет точке зрения поэта идею обывателя, она спорит с ним и подчёркивает своё несогласие в последних строчках четверостиший: «По мне, в стихах должно быть всё некстати, Не так, как у людей». В этом стихотворении высокий стиль начала с «одическими ратями» и «прелестью элегических затей» перебивается намеренно разговорным: «По мне, в стихах должно быть всё некстати…», «На радость вам и мне». Финал стихотворения объясняет его назначение, как это понимает Ахматова: если произведение удалось, оно радует и поэта, и читателя.
Стихотворения «Муза» и «Поэт» лексически напоминают второе стихотворение. И к Музе, и к поэту Анна Андреевна относится весьма фамильярно:
«Как и быть мне с этой обузой…», «Подумаешь, тоже работа…»
Пятое стихотворение цикла называется «Читатель» и исследует отношения поэта и читателя, объясняет, каким должен быть литератор, чтобы быть понятым:
«Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.»
Именно о понимающем, тонком читателе мечтает Ахматова, называя его «поэта неведомый друг», наверное, осознавая, что её будут читать и через много лет после смерти.
Шестое стихотворение цикла она называет «Последнее стихотворение», хотя за ним последуют ещё четыре. Почему же последнее? Поэт собиралась закончить им свой цикл. В нём Ахматова говорит о том, что стихотворения могут быть разными, весёлыми и грустными, светлыми и не очень, но если они выстраданы, поэт без них не может:
«И я не знавала жесточе беды -
Ушло, и его протянулись следы
К какому-то крайнему краю,
А я без него…умираю.»
«Эпиграмма», безусловно, следует и особенностям жанра, но и нарушает их. Хотя бы потому, что упоминает в ней Ахматова возлюбленную Данте Лауру, которую поэт считал своей Музой, а это уже слишком серьёзно для эпиграммы.
У восьмого и девятого стихотворений есть конкретные адресаты. Они посвящены Владимиру Нарбуту и Осипу Мандельштаму. Ахматовские посвящения очень отличаются от посвящений других поэтов: она переносит читателя в мир поэта, которому дарит стихотворение, упоминает детали его творчества или биографии:
«Это - выжимка бессониц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц.
Первый утренний удар…
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль и мрак, и зной.»
Нарбут из Малороссии, отсюда и возникает образ «черниговской луны».
Ещё больше конкретики и переплетений с творчеством Осипа Эмильевича Мандельштама можно найти в стихотворении, посвящённом ему:
«О, как пряно дыханье гвоздики,
Мне когда-то приснившейся там,—
Это кружатся Эвридики,
Бык Европу везет по волнам.»
Это и отголосок стихотворения «Чуть мерцает призрачная сцена», написанного Мандельштамом под влиянием оперы Глюка «Орфей и Эвридика», и фактическая цитата из стихотворения «Ленинград»:
«Петербург, у меня ещё есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса».

Если рассматривать все стихотворения как единое целое, то можно увидеть, что они всё время возвращают нас к магическому кругу творчества Муза-поэт-читатель, а десятое стихотворение ведёт нас в будущее, о котором мечтает поэт:
«У меня не выяснены счеты
С пламенем, и ветром, и водой...
Оттого-то мне мои дремоты
Вдруг такие распахнут ворота
И ведут за утренней звездой.»
Многоточие Ахматовой очень ёмкое. У математиков для этого образа есть бесконечность, а у поэтов-три волшебные точки в конце предложения для того, чтобы «неведомый друг»-читатель подумал и пофантазировал, что скрывается за этим знаком.

Сказать спасибо автору:
4

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 14
Рейтинг произведения: 15
Свидетельство о публикации: next-2021-94760
Опубликовано: 26.06.2021 в 10:05

Валентина Томашеская     (26.06.2021 в 14:09)
Благодарю вас, интересно. Согласна с вами: " мне думается, что это отличительная черта стиля Ахматовой: создание своего мира,
населённого персонажами, наполненного перефразами, даже прямыми цитатами своих адресатов. Она ведёт с друзьями постоянный диалог ..."
В этом своеобразие, богатство встреч и деталей, которые дороги читателю и сегодня.

Пудельман     (26.06.2021 в 14:18)
Валентина, большое спасибо.
Вы очень тонко чувствуете Серебряный век. Думаю, что это заслуга нашей альма матер.
С уважением
Татьяна.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1