Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Коктебель - край голубых вершин


Владимир Жуков
­На крымском побережье в двадцати километрах южнее Феодосии  у подножья  восхищающего своей красотой и величием вулканического горного массива Кара-даг  у живописной бухты Черного моря расположен поселок  Коктебель. Точная дата его основания его неведома. Но долина была заселена еще в древние времена. Близ поселка археологами  обнаружены кремневые орудия труда эпохи меди, выявлены несколько поселений эпохи бронзы, таврский могильник. В VIII столетии на берегу бухты был порт, разрушенный  печенегами в Х веке.  Жизнь в нем возобновилась лишь через триста лет. Сохранился армянский монастырь, возведенный в  XIII-XIV столетиях. Известно, что уже в XV веке  на нынешней  территории Коктебеля находилось крупное средневековое поселение, превратившееся со временем в морской торговый город. Об  обитаемости  долины вокруг Кара-дага свидетельствуют каменные шлифованные молотки, найденные у восточного склона горы Святой. 
Ныне  население  не превышает трех тысяч  человек, а в курортный сезон увеличивается в  три-четыре раза. Здесь  в благоприятных природных  и  рекреационно-климатических условиях  успешно развивается   санаторно-туристический бизнес,  садово-винодельческое производство.
Ежегодно в пансионатах  «Голубой залив», туристической база «Приморье»,  в частных отелях отдыхают и укрепляют здоровье десятки тысяч гостей из России, Белоруссии и других стран ближнего и дальнего зарубежья.   В переводе с тюркского языка  Коктебель означает край голубых вершин. Привлекает  он  туристов  не только  причудливо-сказочными, таинственными   изваяниями  Кара-дага (с тюркского,  черная, мрачная гора), бирюзой  уютных бухт, но и яркими событиями,  именами  замечательных  людей, оставивших добрый след в  истории Отечества, его науки, культуры, искусства, в том числе литературы и живописи.

 Колыбель планеризма и авиации

В советский период Коктебель  получил и второе название Планерское. И не случайно, ведь в его окрестностях находится известная, пожалуй, каждому любителю воздухоплавания гора Клементьева, названная в память о погибшем  здесь в 1924 году планеристе-испытателе  Петре  Клементьеве. Гора  является естественной границей между степным и горным Крымом. Имея форму восьмикилометровой дуги, она огибает с северо-востока Коктебельскую долину.
Хребет Узун-Сырт представляет собой  длинное, около 7 километров и широкое – 300-600 метров, с тремя явно выраженными вершинами горное плато, ограждающее от северных ветров круглую долину Бараколь, диаметром около 4 километров, в которой от нагревания воздуха постоянно возникают восходящие воздушные потоки. На западе и юго-западе гора ограничена вулканическим массивом Кара-Даг. Высота ее над долиной с юга – 130 метров, с севера – 80 метров. При южном и северном ветрах над  горой образуются восходящие воздушные потоки. Самой природой созданы  идеальные условия для полета планеров, которые могут помногу долго парить здесь без посадки. 
Гору справедливо называют колыбелью российского  планеризма и авиации. Начиная с 1923 года, на ней проводились всесоюзные планерные слеты, а в 1929 году была открыта Высшая летно-планерная школа. Здесь начинали свой путь в авиацию многие выдающиеся  авиаконструкторы Андрей  Туполев,  Олег Антонов, Сергей Ильюшин, Александр Яковлев, главный конструктор космических кораблей Сергей Королев, а также летчики испытатели и  планеристы   Константин Арцеулов, Василий Степанченок, Семен Гавриш, Сергей Анохин, первые планеристки страны, рекордсменки Маргарита Раценская, Екатерина Грунауэр, Ольга Клепикова  и другие отважные пилоты. 
«… По-прежнему влечет в Коктебель людей-птиц. И слетаются на Гору дельтапланеристы на своих диковинных дельтапланах, и вновь открывает подковообразная Гора широкие объятия уже новому, но столь же беспокойному поколению летателей,- писал Олег Антонов. -  И вы увидите этот блещущий мир, войдите в него как в святилище, как в сотворенное природой чудо красоты, согретое теплотой человеческих сердец…»
В 1973 году на плато установлен в виде памятного обелиска настоящий планер А-13 в честь 50-летия первых испытаний планеров. Он  выполняет функцию флюгера. На этом же плато, но уже в семидесятые – восьмидесятые годы  ХХ века начали проводить соревнования мастеров дельтапланеризма и парапланеризма, а в Феодосии действует  Музей дельтапланеризма. Ежегодно в мае проводятся международные соревнования «Воздушное братство» и чемпионат по полетам на воздушных шарах (тепловых аэростатах). А  в сентябре -  слет любителей, встреча всех, кого увлекают воздушные полеты. В эту пору сотни парапланов и дельтапланов парят в небе над легендарной горой Клементьева. Именно здесь оттачивали мастерство полета лучшие авиаторы страны.  В  Крыму начинались дороги в небо – сначала в авиацию, а потом и в космос – многих прославленных летчиков, космонавтов. Здесь они отрабатывали технику и технологию полетов, испытывали оборудование и приборы. Гора  продолжает ставить «на крыло»  новое поколение  романтиков – покорителей воздушного океана.  Тысячи людей в этом «гнезде», породнившись с небом, стали в душе птицами.

Обитель муз и вдохновения

Там, где романтика неба, там  царство муз, поэзии, живописи, музыки. Хотя в Коктебеле они  поселились задолго до  полетов планеров и других летательных аппаратов.   Искусные творцы Серебряного века русской поэзии Максимилиан Волошин и Марина Цветаева на века прославили этот край, как источник первозданной красоты и вдохновения,  гармонии природы и человека.
 Здесь в благодатном царстве гор, лесов  и моря  раскрылся многогранный талант  поэта и художника Максимилиана Кириенко-Волошина (1877-1932).  Он родился в Киеве в семье юриста. Исключенный  за вольнодумство  из Московского университета в шестнадцатилетнем возрасте  переехал  в Коктебель, который через несколько лет превратился в культурный центр не только России, но и Европы. А сам Волошин вошел в плеяду  образованных людей своего времени. Он проявил себя знатоком не только литературы и живописи, но географии,  биологии,  философии, астрономии ( с 1927 года был член Французского астрономического общества. Из газетных  статей и репортажей, опубликованных в Париже, .сложилась четырехтомная русско-французская энциклопедия искусства начала ХХ века «Лики творчества». Его  собрание  новейшей французской живописи представлено в Музее изобразительных искусств и в Эрмитаже. В  Париже Волошин отобрал для Щукинской коллекции Гогена, Ван Гога, Матисса, Моне, Ренуара и других импрессионистов. Когда Щукин вдруг засомневался, Волошин разъяснил ему, что со временем эти полотна будут на вес золота и оказался прав.
Отличающийся незаурядным умом, зоркостью и любознательностью, Максимилиан живо общался с природой,  вдоль и поперек исходил  Кара-даг в странной экипировке:  в длинной,  кустарного холста рубахе, подпоясанной таким же поясом; сандалии на босу ногу; буйные волосы, перевязанные жгутом, жгут свит из седой полыни. Поэт и художник задался целью: расколдовать Вселенную, назвать все правильными именами. Свои путешествия он не ограничил лишь территорией Крыма,  исходил  пол-Европы пешком и  возвратил  в Коктебель, в родные места  поэтически любовно названные «Киммерией». Волошин  -  поэт, художник, краевед, археолог-любитель, отыскавший вблизи Коктебеля остатки древнего поселения, но прежде всего,  просто очень непохожий на других человек.  Он отдал дань блужданию духа. Еще во Франции увлекся оккультными учениями поры Французской революции, а потом буддизм, католичество, магия, масонство, теософия Штейнера. Сердце успокоилось христианством. 
Максимилиан, обретя мировую известность,  магнитом притягивал к себе  выдающихся современников.  У него  гостили поэты и писатели Максим Горький, Александр Грин,  Николай Гумилев, Корней Чуковский, Леонид Леонов,  Михаил Пришвин, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Марина Цветаева,  Алексей Толстой, для которого  хозяин соорудил специальное бюро. Его  можно увидеть в нынешнем доме-музее Волошина. Радушно он принимал  художников  Василия Поленова, Кузьму Петрова-Водкина, Александра Бенуа, Константина Богаевского, и многих другие деятелей  литературы, живописи, музыки, театра и иных видов искусства

Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой, -

пророчески  утверждал Волошин. Умер он 11 августа 1932 года и похоронен на вершине горной гряды Кучук-Енишар, неподалеку от мыса Хамелеон. Перед смертью поэт  указал это место и просил не сажать вокруг его могилы цветов и деревьев,  так как любил Коктебель именно за первозданную и дикую красоту, которой не успела коснуться рука человека. Местные жители так и называют  Кучук-Енишар горой Волошина.

Шедевры Марины Цветаевой

Особенно искренняя, бескорыстная дружба связывала поэта  с сестрами Мариной и Анастасией Цветаеевыми, часто  гостившими в его обители Муз.  Волошину  Марина   обязана обретением новых  замечательных друзей. Она писала об этом его призвании «сводить людей, творить встречи и судьбы». В Коктебеле «у Макса» поэтесса  познакомилась с Сергеем Эфроном, своим будущим мужем. Объектом поклонения стала для нее мать Волошина — Елена Оттобальдовна Пра, женщина, по ее словам, «человеческой и всякой исключительности, самоценности, неповторимости». Под «эгидой Макса» она познакомилась с Львом Толстым. «Коктебель 1911 года — счастливейший год моей жизни. Никаким российским не затмить того сияния»,— писала Цветаева. В мае 1913 года она вновь приезжает к Волошину  с мужем и годовалой дочкой. Именно тогда ею были  созданы ранние поэтические шедевры. Под небом Киммерии впервые прозвучали стихотворения: «Моим  стихам,  написанным так  рано…», «Идешь, на меня похожий…», «Вы, идущие мимо меня…», «Мальчиком, бегущим резво…», «Я  сейчас лежу ничком…», «Идите же! Мой голос нем…», циклы «Асе» и другие. И в последующие годы  летом и осенью она гостит в Коктебеле.
Благодарная  поэту  за уют, она спрашивала: «Чем я тебе отплачу?» Через два десятилетия, узнав о смерти поэта, Цветаева напишет о нем прекрасные воспоминания «Живое о живом». Высокий лад Коктебеля она описала и в очерке «История одного посвящения». А в конце 30-х годов, подводя итоги, Марина Ивановна выстроила свой жизненный ряд следующим образом: «Таруса… Коктебель да чешские деревни — вот места моей души». Трагически сложилась судьба  Марины Цветаевой (1892- 1941). Оказавшись изгоем в Елабуге, она от травли, безысходности и забвения  покончила жизнь самоубийством.
Ее произведения, как и других мастеров художественного слова. Сергея Есенина,  Михаила Булгакова, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко, Бориса Пастернака, долгое время были под запретом, но  зеленым ростком через асфальт пробились к солнцу, к людям, ибо составляют сокровищницу русской и мировой поэзии, в них душа народа. Многие ее стихи стали песнями. Она в исполнении знаменитой эстрадной певицы Аллы Пугачевой звучат в культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или  С легким паром», в музыкальных композициях, переиздаются многотысячными тиражами, своей красотой , изящностью и глубиной мысли восхищая читателей и слушателей.
В Коктебеле  есть Музей-квартира сестер Цветаевых. С 1999 г. собрана фондовая коллекция материалов (печатные издания, предметы искусства, мемориальные вещи, большая коллекция иконографии, аудио- и видеоматериалы, автографы и др.). Коллекция постоянно пополняется московским Домом-музеем М. И. Цветаевой. В мемориальном здании воссозданы мемориальная комната-гостиная (типологический интерьер начала XX в.) и литературные экспозиции «Крым в судьбе сестер Цветаевых» и «Феодосия литературная».

Стихи, как драгоценные вина

 Творчество поэта сродни искусству талантливого винодела, создающего солнечный напиток с букетом вкуса, цвета и аромата, отличных от других. Так и подлинная поэзии, вызывающая яркие ассоциации, образы  в  сознании человека, становится не только духовно, но и физически осязаемой, способной  очаровать магией слова, глубиной и совершенством мыслей и чувств автора.  Поэтому вполне логично, что Коктебель  знаменит  планеризмом, поэзией и виноделием.
Достопримечательностью, притягательной для туристов, литераторов, художников и музыкантов,  является завод марочных вин и коньяков. Основоположником виноделия в Коктебеле считается немец Эдуард Юнге – академик, врач-офтальмолог. Им в конце Х1Х века  были заложены виноградные плантации.  Благодаря особым климатическим условиям и почвам, насыщенным редким составом микроэлементов, коньяки и вина уникальны в своем роде. Они признаны вершиной коньячного мастерства. Завод  выпускает  коньяки разных категорий, среди них – ординарные, марочные, коллекционные и VIP коньяки, в том числе «Кара-Даг» и  «Коктебель», «Кутузов»,  коньяк выдержанный (КВ), коньяк  старый (КС) и коньяк очень старый (ОС) из коньячного спирта среднего возраста не менее  шести, десяти  и двадцати лет выдержки.
Наибольшую популярность получили такие вина от завода, как Мадера Коктебель, марочные десертные вина «Старый Нектар», «Талисман», «Мускат Коктебель» и «Кара-даг», столовые полусладкие вина «Монте Руж» и «Монте Блан», а также появившиеся буквально несколько лет назад столовые сухие вина «Пино-Фран  Коктебель» и «Шардоне Коктебель». А площадка завода по изготовлению мадеры является самой большой и мощной во всей Европе. Завод Коктебель имеет многочисленные награды, а его продукция пользуется большим спросом не только на территории Крыма, Украины и стран СНГ, но и за рубежом.
Почему я акцентировал внимание на виноделии? Потому, что в гостеприимном доме Волошина, где постоянно царила атмосфера творчества, устраивались встречи, вечера поэзии, не обходилось без дегустации солнечных хмельных напитков. Но это было не разгульное купеческое застолье, а культурное питие, ради  вдохновения, доверчивости  и теплоты  отношений. Не случайно в  прелестной голове Марины родились такие великолепные и пророческие строки:

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!

Разбросанным в  пыли  по  магазинам,
Где их никто не брал и не берёт,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(Коктебель, 13 мая 1913 года)

Цветаева  не ошиблась в своем пророчестве. Ее великолепным стихам давно пришел черед.  Она, не запятнав свое имя и честь, сохранив верность таланту и справедливости, оставила ныне живущим и будущим поколениям, почитателям и ценителям изящной, магически-прекрасной поэзии, свои уникальные творения, гармоничные по форме и содержанию.  Поэтому не только сказочными пейзажами,  величественным Кара-дагом, уютными  бухтой,  красотами природы манит к себе  творческих людей  Коктебель, но особой атмосферой вдохновения, историей, легендами, созданными  М. Волошиным, М. Цветаевой и другими мастерами слова и живописи.

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 5
Свидетельство о публикации: next-2021-91951
Опубликовано: 10.06.2021 в 08:08
© Copyright: Владимир Жуков
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1