Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Уши-коконы


­Из цикла рассказов "Школьные годы"

Выпавший ночью снег, ав Крыму он редкость,преобразил пейзажи, превратив их из серых и унылых в сказочно сверкающие белизной.Опушенные бахромой деревья и кусты застыли, словно на гравюре художника. Мороз пощипывал уши, потому Иван Макарович Тетерин спрятал их под меховой шапкой. Проходя по улице, он увидел, как у подъезда двухэтажного здания школы припарковался автобус, на борту которого было начертано: «Дети». Тут же к машине подбежала стайка ребятишек из младших классов. Водитель открыл двери. Мальчишки и девчонки с рюкзаками, тесня друг друга и весело переговариваясь, заняли места в салоне.
Тетерин знал, чтов этой школе, рассчитанной на пятьсот учащихся, кроме местных детей и подростков, занимаются ребята из пяти окрестных сел.
«Теперь у  школьников и их родителей голова не болит о том, как в непогоду за три, а некоторым и за шесть километров, поскольку после «оптимизации» было ликвидировано две школы, средняя и восьмилетняя, добраться до своего класса, — подумал он. — Водители двух автобусов привезут к началу занятий и отвезут после их окончания.Ребята не потеряют много времени на дорогу. Используют его для подготовки домашних заданий и занятий спортом».
Обрадовался, когда на днях из телевизора узнал, что большие чины пообещали школьникам младших классов бесплатные горячие обеды.Старшеклассники пусть сами выкручиваются,утоляют голод фаст-фудами, хот-догами, гамбургерами и прочей заморской «экзотикой»с пальмовым маслом, красителями, ароматизаторамии и другими биохимэлементами, провоцирующими ожирение, слабоумие и частые расстройства желудочно-кишечного тракта под романтическим термином диарея. Это своего рода тест на выживание, форма естественного отбора.
Может, произойдет возврат к советским ГОСТам, когда строго соблюдалось высокое качество натуральных продуктов, особенно для детского питания. В школьном буфете сдобные булочки, молоко, сметана, кефир и творог стоили копейки. Не на словах, а на деле воплотился лозунг: «Все лучшее — детям!».
Прежде своего транспорта у администрации школы не было и поэтому из отдаленных селений учащиеся добирались рейсовыми автобусами. Но они ходили очень редко, поэтому, чтобы не опоздать на уроки, ребята шли пешком, в том числе в мороз и распутицу. Особенно досаждали дожди.Раскисшая почва налипала на сапоги, ботинки и приходилось из последних сил волочь ноги.
Для тех учащихся, которые жили за семь-десять километров, предоставлялись места в интернате. Лишь на выходные и праздничные дни школьники уезжали домой. В ту пору сельская детвора за знаниями не ездила, а ходила пешком за несколько километров от дома, будь то холод, зной, дождь или снег.
От радужной перспективы для подрастающего поколения у Ивана Макаровича потеплело на сердце.Вспомнилась история, которая с ним произошла более полусотни лет назад.
Февраль, хотя морозы чередуются с оттепелью, недаром называют лютым, что соответствует этому эпитету. Школа от села, где жила семья третьеклассника Тетерина, находилась в двух километрах. Рано утром вместе с друзьями он, держа в правой руке портфель, вышел на тропинку через заснеженное поле, на котором разгулялась пороша.Мороз был не ниже десяти градусов, но встречный норд-ост обжигал лица.
Ване очень нравилась одноклассница Зоя Xрумкина и поэтому решил показать, какой он смелый. Мол, когда она рядом, ему не страшен никакой мороз. Вместо того, чтобы спрятать уши под шапкой, он наоборот, поднял клапаны и завязал их сверху.
Чувствовал, что уши, будто иглами пронизывает мороз, однако терпел в надежде на то, что Зоя обратить на него внимание,оценит удаль и смелость. Украдкой поглядывал в ее сторону. В теплой куртке с шарфом и в шерстяном платке Xрумкина, о чем-то щебетала с подружкой Варей.
«Ничего потерплю, в теплом классе отогреюсь, — утешал он себя. Действительно, в двухэтажном здании новой школы, оборудованной автономной котельной с паровым отоплением, было тепло и уютно. Прибежав со двора или футбольного поля, ребята отогревались у чугунных радиаторов.
Ваня вошел в класс, сел за парту рядом с приятелем Федей Гостевым. Приготовился к первому уроку по арифметике, достал учебник, тетрадь и ручку с пером. В ту пору шариковых ручек и фломастеров не было. Буквы и цифры выводили фиолетовыми чернилами, а оценки учитель ставил красными.Очертание «пятерки» вызывало радость, «тройки» — уныние, а «двойки» — огорчение. Некоторые ребята норовили избавиться от нее с помощью терки, что не ускользало от внимания учительницы младших классов Надежды Ивановны и вело к снижению оценки за поведение или вызову родителей для принятия мерк непутевому сыну или дочери.
В классе было тепло, но боль в ушах не проходила. Тетерин прикоснулся рукой к правому уху,Пальцами ощутил его ватную припухлость, острую боль и простонал.
— Что с тобой? — поинтересовался Федя. — Может оса или комар ужалил?
— Какие зимой осы и комары? — отмахнулся Ваня. — У меня уши огнем пылают.
— Они у тебя красные, прямо на глазах растут, пухнут, — сообщил Гостев. — Вот так фокус-покус, как в цирке.
Когда в класс вошла Надежда Ивановна и все дружно ответили на ее приветствие, Федя торжественно сообщил:
— Ванька Тетерин обморозил уши! Скоро они у него вырастут и станут большими-пребольшими, как у слона, которого по улицам водили, как видно,на показ.
По рядам прокатился прерывистый смех.
— Предлагаю называть Ваньку не Тетерей, а Ушастиком, — произнес забияка с задней парты Генка Копытин.
— Повезло Ване, теперь он ушами, словно локаторами, даже самую тихую подсказку услышит, — произнесла с первой парты Нина Пчелка.
— Успокойтесь, ребята, — велела учительница. — С морозом шутки плохи.
Тетерин молчал, ощущал, как пылают уши, будто обожженные жгучей крапивой. На глаза невольно наворачивались слезы.
Учительница отправила егок школьному фельдшеру. Женщина осмотрела уши пострадавшего и, укоризненно покачав головой, посоветовала:
— Уши, лицо, руки, ноги следует беречь от мороза.
— Они у меня не отпадут? — всполошился Ваня, представив себя безухим.
Тогда уж точно симпатии от Зои не видать, как собственных ушей.
— Не отпадут, но придется потерпеть, пока спадет опухоль и нарастет новая кожа, — обнадежила фельдшер. Аккуратно смазала уши мазью, обложила ватой и забинтовала. Затем выписала справку об освобождении от занятий на неделю.
Тетерин увидел свое изображение в трюмо и замер на месте. Вместо ушей по обе стороны головы торчали два белых кокона тутового шелкопряда. Ваня стал похожим на снеговика.«Как же яв таком виде появлюсь в классе, чтобы забрать портфель?» — панически подумал он и попросил фельдшера. — Будьте добры, зайдите в мой класс и принесите портфель.
— Не робей, Ваня, такое может с каждым произойти, — сказала она. — Смело иди в класс. Считай это закалкой, не только для твоего здоровья, но и характера.
Едва Тетерин переступил порог класса, как услышал ликующий голос Копытина:
— Привет, Ушастик, здравия желаем!
И опять прокатился смех. Ваня поглядел на Xрумкину. Зоя не смеялась, в ее печальном взгляде он ощутил сочувствие и жалость.Доверчиво улыбнулся, девочка ответила улыбкой.Он подал записку Надежде Ивановне. Учительница прочитала и велела:
— Выздоравливай, Ваня и впредь береги уши, как зеницу ока.
Он спрятал учебник и тетрадь в портфель и Федя пожелал:
— Не падай духом, лечи свои коконы!
— А ты свои лопухи, — не остался в долгу Тетерин.
На следующий день Ушастику стало известно, что еще двое ребят пострадали от мороза и жгучего ветра. Первоклассница, потерявшая варежку, заморозила пальцы,а пятиклассник— правое ухо.
Февраль с непогодой, морозом и вьюгой, разгулялся не на шутку, поэтому директор школы Мыкола Даниловича Федько  три дня, пока по прогнозу синоптиков не утихнет норд-ост, отменил занятия в младших классах.
Бабушка Анна Петровна применила народное средство — гусиный жир. Вооружившись гусиным пером,бережно смазывала Ванечкины уши. Вскоре произошло их чудесное заживление.
Тетерин появился в классе, когда уши приобрели более-менее нормальную форму.
— Ванька, мы тебя на руках будем носить, если еще раз пожертвуешь своими лопухами! — заявил Копытин. — Получились вторые зимние каникулы. От души покатались на санках, лыжах и коньках. Вдоволь наигрались в хоккей, но еще хочется порезвиться.
— Нет уж, теперь ты испытай свои уши на морозе.
— Испытал бы, но я живу почти рядом со школой, рукой подать, а ты у черта на куличка, — ответил Гена. — К тому же шапка у меня из кроличьего меха. В ней ушам тепло и уютно.
…Глядя на отъехавший от школы автобус, Иван Макарович с удовлетворением подумал: «Теперь у школьников меньше риска отморозить уши. Впрочем, ежедневные походы из села в школу и в обратном направлении меня закалили.Прогресс, в том числе научно-технический, чреват серьезными издержками. Нынче у многих школьников, увлеченных компьютерами, смартфонами, планшетами и другими гаджетами, малоподвижный образ жизни, что, отнюдь, не способствует физической закалке. Им следует больше двигаться, ведь недаром говорят: движение — жизнь!»­

село Новый Мир. Крым­

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Рассказ
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 5
Свидетельство о публикации: next-2021-91365
Опубликовано: 06.06.2021 в 08:55
© Copyright: Владимир Жуков
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1