Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Moй путь к хокку


Валентина Томашеская
­­­В древности, в средневековой Японии хокку (изначальная строфа ) писали в три строки, чтобы собеседник, другой поэт дописал еще две строки, и тогда получалось собственно стихотворение в пять строк.
Хокку (три строки с таким числом слогов : 5-7-5). Традиционное японское хайку – это 17-сложное стихотворение, записываемое в один столбец (строку), рифмы не предусморены, но созвучия, недосказанность, подтекст.  И требуют указание  на сезон  года, на состояние природы, важно  понятие "киго" ( слово, указывающее на сезон года), ценятся ассоциации, которое это слово вызывает - это важная часть японской художественной культуры.
Постепенно хокку стали воспринимать как самостоятельный жанр хайку, но мне нравится слово хокку, так  и пишу.  Хокку, сочинённые на других языках, и переводы с японского принято записывать в три строки. 

 Хокку не решает глобальных проблем и не судит-рядит, не оценивает: хорошо или плохо. Хокку лаконична и на первый взгляд проста: что вижу, то пою, да и есть такая разновидность хокку: картинка момента, но в идеале от увиденного перебрасывается мост в то, о чем подумал, краткий миг уловив.   Между двумя строками - пауза - разделительное слово(кирэдзи) не имеет аналога в русском языке и заменяется знаками русской пунктуации: тире, точка, запятая, воклицательный, или вопросительный знаки, т-е.интонационно.  Третья строка, типа ремарки в пьесе или озарение от обычно-привычного. Также не рекомендуют писать хокку одним законченным предложением; писать о реальных, а не выдуманных событиях, используя простые слова.

От свистка поезда
Удивился заяц.
В снежные поля!

Накада Ёсико

И если познакомиться с современными хокку, они очень разнообразны. У меня немало книг о Японии. В историческую японскую прозу включены стихи – танка (5-7-5-7-7 . Так одни из них могут иметь поменьше слогов, а другие побольше, но трогательные, в самую суть.Некоторые соблюдают форму, но не всегда это хокку, не тот дух. Некоторые, особенно те, кто мало знаком с этим жанром, слишком  категоричны и требуют соблюдать число слогов: 5-7-5, только так, а  не иначе. Но не всегда мысль вмещается в строгие 5-7-5, да и суффиксы русские, скажем, ласкательный, украсит хокку с исключением в один слог, да и стоит ли достигать совершенства за счёт обрубания собственной мысли? Порой именно лёгкое несовершенство придаёт произведению блеск. Даже мастера хокку, Басё, например, делал исключения. Ведь главное заключается в эмоции, в мысли, в идее, порой в юморе. 
Советуют не превышать формулу 5-7-5 больше, чем в полтора раза, то есть в каждой строде не более 10 слогов и одну из строчек (скажем, среднюю)  делать чуть длиннее двух остальных. Также допускается использование только строчных букв.

Моя первая встреча с  творчестом Басё

Помню свою первую встречу с Басё*, с его хокку,  лет десять тому назад,
февральским днем, и помню ощущения радости и полета, которые охватили меня тогда. Особенно емкой показалась мне хокку:

В путь! Покажу я тебе,
Как в далёком Ёсино вишни цветут,
Старая шляпа моя.

Басё. Письма странствующего поэта",
Стихи из путевого дневника. Перевод Веры Марковой.

Возвышенно и философски,
развивает мироощущение до необьятного,
доброту и сострадание пробуждает.

Я увидела и ощутила одинокого человека, который решил отправиться в путешествие,
и нет ему с кем перемолвиться словом, но он добр: он беседует со своей шляпой и полон решимости
показать ей красоту далёких мест в Японии XVII века.

А тут еще роман Бориса Акунина "Алмазная колесница". Каждая глава романа оканчивалась хокку.
Так вот с легкой руки писателя и увлеклись...

*Японский поэт Мацуо Басё, создатель жанра хокку,
родился 1644 в замковом городе Уэно провинции Ига в центре острова Хонсю
в семье небогатого самурая.
Басе это литературный псевдоним, который переводится как «банан, банановое дерево». подлинное имя Мацуо Мунэфуса.
Басе с детства писал стихи. В юности принял постриг, но не стал настоящим монахом. Он поселился в хижине близ города Эдо.­

Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Миниатюра
Ключевые слова: xoкку, басё, акунин, алмазная, колесница, самурай,
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 7
Добавили в «Избранное»: 1
Рейтинг произведения: 35
Свидетельство о публикации: next-2021-85657
Опубликовано: 04.05.2021 в 14:21
© Copyright: Валентина Томашеская
Просмотреть профиль автора

Юрий Тубольцев     (04.05.2021 в 19:12)
Валентина, я согласен с Вашей точкой зрения, что «порой именно легкое несовершенство придает произведению блеск». Мысль сложна, неоднозначна и противоречива, иррациональна, из потока сознания следуют псевдопроблемы, алогизмы, нонсерс и абсурд. Сегодня мой друг поэт Нат Весенин придумал два новых термина - Аванграунд и Поставанграунд. Я думаю, творчество хоккуиста - это всегда в какой-то мере аванграунд.
С уважением, Юрий Тубольцев

Валентина Томашеская     (05.05.2021 в 09:54)
Благодарю, Юрий. Сколько нового для меня: Часто генераторы текстов совмещены с программами-синонимайзерами, которые автоматически меняют слова на синонимы, в целях рерайта и придания уникальности фразам.

От свистка поезда
Удивился заяц.
В снежные поля!
Накада Ёсико




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1