Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Даугавпилсский пединститут. Литературный кружок


Валентина Томашеская
­­­­­

Лекции и семинары по античной литературе вел Федор Полиэктович Федоров*. Ему в ту пору было едва за сорок,  хохолок прямых волос, небольшие серые глаза в очках, глубокие морщины от носа к губам, но когда он  хорошо поставленным голосом читал лекцию, жонглируя своими любимыми словами:  "космос", "хаос","мир", когда  декламировал стихи, - его лицо становилось вдохновенным и красивым.  В нем чувствовалась личность, неповторимая, уникальная.
Сдать зачет по «античке» было непросто. Редко кто сдавал с первого раза. Мифы и легенды Древней Греции надо было знать.
Наш учитель был для нас примером, побуждал нас  стремиться к знаниям.

Несколько семестров Федор Полуэктович Федоров читал  лекции  по зарубежной литературе и проводил практические семинары. Он был автором ряда книг по немецкой литературе, исследовал творчество Гете и Гофмана. Как раз вышла в свет новая книга
Федор Полуэктовича, посвященная Фаусту Гете.

Федор Полиэктович организовал для любителей поэзии литературный кружок. На заседаниях кружка, раз в две недели, иногда раз в неделю, по четвергам.  В основном мы анализировали поэтический текст, но также обсуждали новинки литературы и значительные явления в мире кино. Наш учитель посоветовал нам посмотреть фильмы режиссера Андрея Тарковского «Зеркало», «Андрей Рублев», « Солярис». Потом на кружке мы беседовали об этих фильмах. Так открывалась нам духовность экрана.

Наш учитель говорил: чтобы понять художественный текст, надо примерять его на себя. И примеряли. Понятно, цвели как маки. Но зато потом, когда флер влюбленности в нашего учителя рассеялся, осталась глубокая благодарность и признательность ему, прежде всего за умение видеть, анализировать и понимать текст, а впоследствии, как оказалось, научиться видеть человека через слово.
И сейчас, я понимаю, как много дал нам Федор Полуэктович: он окрывал нам художественные миры поэтов! Он не скупился на похвалы, доказательно показывая нам значимость и неповторимость художников слова, непрерывность творческого литературного процесса, взаимовлияние и преемственность слова. Занятия в кружке стали духовной потребностью и радостью познания.

Учитель заранее  говорил нам, какое стихотворение нам надо принести на занятие ( в книге или переписанное в тетрадь), подумать над ним,  и на кружке мы высказывали свое мнение, учитель подводил итоги, или сам начинал рассказывать о творчестве того или иного поэта. Так для одного из первых занятий нам было предложено стихотворение Александра Блока «Шаги командора» (посвящено В. А. Зоргенфрею).

Тяжкий, плотный занавес у входа,
За ночным окном - туман.
Что теперь твоя постылая свобода,
Страх познавший Дон-Жуан?

Холодно и пусто в пышной спальне,
Слуги спят, и ночь глуха.
Из страны блаженной, незнакомой, дальней
Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?
Миги жизни сочтены.
Донна Анна спит, скрестив на сердце руки,
Донна Анна видит сны...

Чьи черты жестокие застыли,
В зеркалах отражены?
Анна, Анна, сладко ль спать в могиле?
Сладко ль видеть неземные сны?

Жизнь пуста, безумна и бездонна!
Выходи на битву, старый рок!
И в ответ - победно и влюбленно -
В снежной мгле поет рожок...

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор,
Тихими, тяжелыми шагами
В дом вступает Командор...

Настежь дверь. Из непомерной стужи,
Словно хриплый бой ночных часов -
Бой часов: "Ты звал меня на ужин.
Я пришел. А ты готов?.."

На вопрос жестокий нет ответа,
Нет ответа - тишина.
В пышной спальне страшно в час рассвета,
Слуги спят, и ночь бледна.

В час рассвета холодно и странно,
В час рассвета - ночь мутна.
Дева Света! Где ты, донна Анна?
Анна! Анна! - Тишина.

Только в грозном утреннем тумане
Бьют часы в последний раз:
Донна Анна в смертный час твой встанет.
Анна встанет в смертный час.


В речи художника воплощен его мир ,- так начал наш учитель. -   Изучая речь,мы изучаем художественный мир.
Речь строит, рождает художественный мир, нечто идеальное, что возникает в сознании писателя. Изучая речь, изучаем это идеальное, созданное художником.
Наш путь исследования - через речь постигнуть художественный мир художника и характер его мышления.
Художественная речь является знаком значения.
Речь и художественный мир разделены как знак и как значение.

Лексика - значимый компонент, но она не покрывает речевой системы в целом.
Слова только тогда становятся способом информации, когда связаны друг с другом(синтаксис).
Слова разделены на группы(части речи). Характер слов важен.
Глаголы говорят о движении, конструируют движение.
Речевая система - звуки, не столько читаемые, сколько звучащие. Более высокая звуковая организация рождает определенный ритм.
Ритм образуется повтором элементов: морфологических, синтаксических конструкций.

Ее осиянный лик.
Ее сияющая морда.
Осиянная морда.

»Осиянная морда» - это уже говорит о драматизме, о конфликте в творчестве писателя.
Все в любом тексте, с одной стороны, характеризует то, о чем говорят, с другой стороны, того, кто говорит.
Для лексики Ф.Тютчева характерно соединение архаизмов с современной ему лексикой, нейтральной.
Небесный свод горящей славы.
Тютчев строит мир озвышенного, возвышает современников.
Лермонтов создает картину одиночества: «Выхожу один я на дорогу...»
Державин. «Фелица».
У Державина церковнославянская лексика плюс разговорная лексика. Во отличие от Тютчева, эти разнородные элементы не сливаются друг в друге, нет взаимопроникновения, не образуют системы. Из разных кубиков.Это имеет значение.
Державни демонстрирует произвол, стесняющий свободу человека.
В русской лирике "я" во весь голос зазвучало в поэзии Державина.

Бабель в "Коннармии" сочетает высокую и вульгарную лексику – в этом идея революции: в нее  приходят люди, неся наследие прошлого. Значение революции заключается в том, что происходит очищение человека в процессе революции.
Лермонтов "Свидание". Четыре строфы - одна лексика, остальные строфы - другая.
В пятой строфе утрачивается свойственное Лермонтову начало,звучит грузинский акцент. Лирический субъект у Лермонтова раздваивается. Почему это делает Лермонтов?  Через речевую стстему стремится увидеть в человеке разное начало: родственное себе и не родственное.
Через лексику показывает двоение человека. Человек двузначен, человек сложен, двоится, расщепляется.

Каждый художник создает свою модель мира.
Каждое стихотворение – вселенная как ее понимает автор. 10- 15 слов должны построить вселенную.
Слова в художественном тексте чрезвычайно емкие, насыщенные, в них много значений. В каждую эпоху структура слова по-разному  многозначна.
Структура слова у Блока и Маяковского различна - пользовались разными словами:
мыслили иначе. Нужно анализировать состав языка (разговорные слова, диалектизмы...) в их соотнесенности друг с другом. Некая идея, смысл.

Можно составить словарь языка Блока. Какие слова чаще всего употребляются?
Слово «Анна» употребляется свыше 20 раз, слово «ночь» – 6 раз, «час», «часы» – 8 раз.
Почему эти слова чаще всего употребляются? Обнаружить смысл этих слов можно, сопоставив их со смыслом других слов. Речь функциональна. Функцию слова можем обнаружить, сопоставив это слово со звуковой системой, с ритмом,с событиями и характерами. Подлинный смысл слова можем обнаружить, сопоставив со всеми компонентами творчества писателя.
Надо прочитать всего Блока, чтобы знать, что для него ночь.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
 
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь,
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Кто не спит? Дон-Жуан - человек ночного мира. Обращение Дон-Жуана к самому себе. Изменник. Через сопоставление Дон-Жуана с окружающими лицами.
Характеристика ночи - характеристика Дон-Жуана: «Холодно и пусто».
«Глуха». Здесь - то слово. В контексте Блока часто употребляется, имея особый смысл: Блок глухотой характеризует современность.
Страшный мир - глухой мир, современность. «Возмездие».
«В те годы, дальние, глухие, / В сердцах царили сон и мгла»
«Рожденные в года глухие, /Пути не помнят своего,/ Мы дети страшных лет России...»
Глухой - не способный слышать, слушать.
В статье "Интеллигенция и революция" Блок писал: "А вас не было хрустального,  а вы (все мы)  жили без музыки и любви... Все без музыки... До человека без музыки достучаться нельзя".
Ночь - глухота, нечто лишенное музыкального начала.
«Черты жестокие застыли» - состояните холода, безжизненности, онемения.

Нужно знть Блока и других художников. Например, у Есенина "Черный человек". Мнимый, эфемерный, он лишь в зеркале, он - отражение того, чего нет. Человек-зеркало. Способ создание двойничества. Это характеризует расщепленность личности. Двойник - герой ночи, страшного мира. » И где-то я видел его.../Быть может, себя самого / Я встретил на глади зеркальной». Мир, который утратил целостность.
«Пролетает, брызнув в ночь огнями, /Черный, тихий, как сова, мотор.»
Мотор – механизм, автомат - символ бездуховного, механистического мира, человека.
Механизм-автомат - это человек глухого мира, бездуховное существо. Ночь - это то, что заполнено моторами, двойниками. Сопоставьте с циклом "Страшный мир".

Дон-Жуану противостоит Донна Анна, антитеза Дон-Жуана.
Продиктована графически: в двух первых строках стиха характеризуется Дон-Жуан, в двух вторых - Донна Анна.  Свет противостоит ночи.
Спать. 2-ая и 8-ая строки. Слуги спят. Донна Анна спит.
У Блока слово «спать» имеет чрезвычайно важный смысл, встречаясь в контексте всего творчества. Спит в могиле, мертва. И мертвая, и живая. Видит сны - живая. О жизни свидетельствует обращение к ней. Спит. Встанет.
«Сон» в творчестве Блока - понятие, представляющее нечто переходное между жизнью и смертью. Человек, во сне пребывающий, не творец.
Сон, по Блоку - современное состояние мира, состояние современности.
«Идут часы и дни, и годы,
Хочу стряхнуть какой-то сон...
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времен...»

«Ты, как младенец, спишь, Равенна, / У сонной вечности в руках.»
Глухая ночь мира умертвляет светлое, прекрасное. Прекрасное остается как мечта, реальная, значимая сила, лишенная творческой активности.
Реальное пассивно. Трагическая ирония мира. Автомат - активное начало. Жизнь пассивна. Час, часы равны Командору, бой часов - слова Командора.
Командор - рок, судьба. Дон-Жуан бросает вызов и приходит Командор.
Тема рока во второй строке. Тема «петуха» свидетельствует о начале дня, отвергает тот мир. Пенье петуха, рожок, бой часов - синонимические явления.
Уничтожают ночь, восстанавливают рассвет.
Тема рока, возмездия определена в начале стиха. Мирное сосуществование Дон-Жуана и Анны невозможно.
Мир, который изображает Блок, движущийся мир. Ночь глуха, бледна, мутна.
Ночь исчезает, заменяется рассветом. Ночь утрачивает глухоту, растворяется в свете.
Гибель Дон-Жуана и воскрешение Донны Анны неизбежно, как неизбежно сметение ночи утром. Воскрешение Донны Анна связано с рассветом.­
*Федор Полиэктович Федоров (1939, Лудза – 2020, Даугавпилс) – профессор кафедры русистики и славистики Даугавпилсского университета, член член-корреспондент Латвийской Академии наук (1995), специалист по русской и западной литературе, создатель Института компаративистики при Даугавпилсском университете.
© Copyright: Валентина Томашевская, 2007
Свидетельство о публикации №207092600147

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 6
Свидетельство о публикации: next-2021-84495
Опубликовано: 28.04.2021 в 16:42
© Copyright: Валентина Томашеская
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1