Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Эти юные читатели - не читающие и читающие Достоевского и Макса Фрая...


­ (по итогам опроса школьников 7-15 лет по чтению в 2012 году)

   Три года я не проводил давних и традиционных для себя опросов школьников, посвящённых тому, какие книги они читают. За это время ещё больше - так, что уже нельзя не заметить - распространилось чтение с экрана и чтение в Интернете; с другой стороны, окончательно превратилась в весьма инфантильную школьная программа по литературе - с введением 11-летнего образования (до 18 лет) почти всё сдвинулось на год позже, так, что теперь (не будем обманываться номерами классов) 11-летние (а не 10-летние) изучают "Сказку о мёртвой царевне", 12-летние(а не 11-летние) - былину об Илье Муромце, 15-летние (а не 14-летние) - "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени"...  Кто-то много лет настаивал, что "Онегина" надо рассматривать в школе в более старшем возрасте. Но получили, что получили - и "Царевну-лягушку" в возрасте, когда и раньше-то такие сказки казались "малышовыми"... Да что вы говорите, - скажут многие, - да они вообще ничего не читают!
               Про то, что "они не читают", я слышу фактически с возраста, когда сам относился к "ним". Тогда говорили:"не читают, а смотрят телевизор", или: "не читают классику, а читают только приключенческую литературу". Я начал проводить опросы в 1987 году - тогда работал старшим вожатым - и убедился: ещё как читают! Что ни говори, но литература "за макулатуру"стимулировала тогда детское и подростковое чтение. Да и ещё не очень изменившееся телевидение как-то приелось. Я слышал от ребят: "Куда интереснее прочитать книгу, чем посмотреть по ней фильм".  У отдельных юных респондентов чтение было просто запоем - до 30-40 книг за полгода! С чем только ни приходилось  сталкиваться - помню, как в 1988 году один мальчик называл много книг по собаководству. а также "Белый Клык" и "Собачье сердце". В 1990 году в одном ответе встретились "Рассказы о Ленине" и "За что мы любим Бога".
             Детское и подростковое чтение за прошедшие годы не раз испытывало колебания. В начале 90-ых годов его интенсивность пошла на спад, что можно объяснить распространением видео, компьютерных игр и других новых заполнителей досуга. Затем  -  в 1993-1994 годах вновь наметился подъём - видимо, в это время уже существенно изменилось школьное внеклассное чтение в сторону более интересных и разнообразных книг. И на прилавках в это время было обилие дешёвых изданий. Впрочем, многие читали прежде всего различные энциклопедии, которых тогда выходило бесчисленное количество. К концу 90-ых годов - опять спад. И так - ещё несколько раз. Был, конечно, период "Гарри Поттера" - лидерство книг о нём в опросах 2002-2006 годов.
            И вот - по разным причинам - я не спрашивал школьников по книгам три года. Достаточный временной промежуток, чтобы можно было увидеть какие-то изменения. И они прямо-таки начали бить в глаза с первой опрошенной девочки. Она (14-летняя)  перечислила мне среди книг, прочитанных за полгода, помимо программных Пушкина и Гоголя, пять томов Драйзера. Было от чего удивиться. Это было в школе, где оформлен мой клуб, и моя коллега охарактеризовала эту девочку как весьма серьёзную. Но вот - совсем в другом месте - городской лагерь. И здесь - один двенадцатилетний мальчик ошарашил "Идиотом" Достоевского, 14-летняя девочка назвала три тома "Войны и мира" Толстого. Прямо-таки одним из самых читаемых писателей в 12-13 летнем возрасте оказался С.Кинг, потеснивший, например, Дюма (!). Так же часто 13-14 летние называли книги Макса Фрая - из современной литературы в этой возрастной категории он соперничает с Бредбери и так же неожиданно возникшим Сэлинджером.
             "Точку" поставила ещё одна 13-летняя девочка, встретившаяся в коридоре Центральной детской библиотеки и назвавшая "Евгения Онегина", "Преступление и наказание" и "Мастера и Маргариту". Так же она прочитала за полгода "Властелина колец", романы Акунина, книги Дарелла и стихи Басё. С ней было интересно разговаривать, слушая краткие комментарии к очень серьёзным книгам и понимая, что такие подростки ищут в книгах нечто более серьёзное, чем информацию и приключения.
           Так что резко обозначилась граница между теми, кто почти ничего не читает или читает "треш", комиксы и сценарии компьютерных игр (среди самых часто упоминаемых названий - "Метро-2033" и "Метро-2034"...) и "детьми индиго". Это можно взять на заметку при составлении гипотетического  портрета молодого поколения ближайших лет. Рядом - не по-юному серьёзно мыслящие люди и те, кому многое "по барабану". Особенно трудно приходится в связи с этим школьным учителям литературы, когда одних 12-летних не удовлетворяет слишком простая программа, а другими и это как следует не усваивается.
            Некоторые другие тенденции также выявляются этим последним опросом. Куда-то уходят из детского чтения народные сказки (и русские, и других народов), мифы Древней Греции и других стран...  А ведь ещё двадцать лет назад русские народные сказки занимали одно из первых мест среди книг по количеству ребят, их назвавших. Что до мифов, то все последние годы с недоумением сталкиваюсь с их незнанием 10-11-летними ребятами на занятиях в комплексе дополнительного образования (и в то же время увлекаться ими вдруг начинают подростки 13-14 лет - это наряду с Достоевским!). То же самое относится и к библейским сказаниям, которые в 90-ые годы читались весьма часто. Теперь же, наверное, лишь в по-настоящему религиозных семьях дети знают про Ноя или Давида и Голиафа. Похоже, что это место ныне заняли фэнтези - от Толкиена и Льюиса до Емца.
           Весьма популярной в год своего 150-летия оказалась "Алиса в стране чудес" - её читают и 10-летние, и 15-летние.  Психологически она тоже, наверное, воспринимается как уход в "параллельный мир", подобно фэнтези.  Вновь выросло число читающих "Гарри Поттера" - после некоторого спада несколько лет назад, когда вышла последняя книга. Охотно читается Грин - в общем, всё это явления одной цепи. Юные читатели не удовлетворены реальным миром, и даже в реальном его прошлом не очень вдохновляются рыцарями, мушкетёрами и авантюрными приключениями. Иначе чем объяснить небольшое присутствие в ответах Дюма, Вальтера Скотта и Стивенсона? И Жюль Верн, и Конан-Дойль - это тоже ныне вовсе не "хиты" чтения.
           Школьная программа и внеклассное чтение, впрочем, отчасти стимулируют в более младшем возрасте чтение книг Житкова, Носова, Крапивина. Не так уж редко называют и стихи, в том числе Есенина, Цветаевой, Ю.Мориц и даже, как уже было упомянуто выше, Басё.
           В общем, структура детского и юношеского чтения серьёзно меняется. Почти 20 лет я отмечал, что в лидерах были неизменны Пушкин, Гоголь, Дюма, Ж.Верн, Волков, Л.Толстой, М.Твен, А.Линдгрен.  Теперь из них остались (во многом благодаря программе) только Пушкин, Гоголь и Толстой, с ними соперничает, помимо Дж.Роулинг, лишь Дж.Лондон.
            Многое, конечно, зависит и от книгоиздания. В 90-е годы выходило огромное количество разных познавательных энциклопедий и других книг - читали их. Как и собрание сочинений Дюма и "Библиотеку приключений". Сейчас этого всего и на прилавках мало, зато полно фэнтези. Ориентация на спрос? Но и предложение рождает спрос - может быть, побольше подкинуть народных сказок, мифов и приключенческих романов? Хотя сама по себе литература на прилавке, пожалуй, уже не привлечёт внимание без стимулирования интереса к ней в школе и семье, что ныне очень проблематично, в отличие от якобы "лихих" девяностых.
           А, впрочем, то, насколько хорошо издана литература, по-прежнему сказывается на детском чтении. К сожалению, до сих пор издатели с трудом признают современную отечественную детско-юношескую литературу, за исключением недавних книг К.Булычёва и произведений Емца и и А.Усачёва. Кургузов, Москвина и многие другие соответственно очень редко называются юными читателями...
           Итак, налицо две главные тенденции: интерес серьёзных, духовно развитых подростков к совершенно "взрослой" литературе, к недетским проблемам и уход очень многих в миры, непохожие на реальность или как-то деформирующие эту реальность. Что будет в ближайшие годы? На этот вопрос должен ответить следующий опрос по книгам - через два или три года. И на ряд других вопросов - например, насколько далее распространится чтение в Интернете и через электронные издания (сейчас оно пока ещё уступает традиционным бумажным книгам, но быстро "завоёвывает пространство").


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Очерк
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 17
Свидетельство о публикации: next-2023-152607
Опубликовано: 20.11.2023 в 23:14
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1