Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Красный лев и пальма на фоне небесной зари


Аркадий Кузнецов
­Гербы Индии и Шри-Ланки

ИНДИЯ.

Первые сведения о какой-либо городской символике в Индии можно отнести к последним векам до н.э., когда в некоторых городах когда-то раздробленной страны в определённой мере сложилось самоуправление. Их символами могло быть знамя с изображением местночтимого божества или его атрибута.
В Средние века дело обстояло примерно так же, Хотя с этого времени известно использование цветных знамён, особенно в мусульманских государствах. Так,цветами Дели в XIV-XV в.в. можно считать белый и жёлтый. В целом представляется правильным выделить доколониальный период развития городской символики. К началу Нового времени  за некоторыми городами закрепились символы, существующие и в наши дни: у города Удайпур - лик солнечного бога Сенду, у Джоджпура - священный сокол Гарур, знак местной династии воинов-раджпутов (эмблема известна с 1364 г.). Двуглавый Гарур (Берунда) стал знаком князей Майсура. А вот магараджи Триванкора использовали в качестве своего символа священный рог. В Дхолпуре с конца XVIII в. бытовало знамённое изображение царя обезьян Ханумана. Процветавший в период Великих Моголов город Лакхнау имел эмблемой изображения рыб и шаров. Все эти городские символы одновременно были знаками правителей местных княжеств, владения которых зачастую составляли только из городской округи. Какой-либо стройной системы геральдических фигур в средневековой Индии не существовало, хотя священные изображения имели своё традиционное значение - солнце означает в индийской традиции свет и добро, слон - выносливость, силу и помощь, змея- мудрость, попугай - учёность и красноречие, колесница - движение, развитие и т.д. Эмблемы помещались на городских воротах, воинских щитах, знамёнах — т.е., в принципе, как и в Европе.
Первым гербом колонии европейцев в Индии стал герб португальского Гоа. Вначале, в 1596 г. на карте был изображён герб Гоа с колесом св.Екатерины в красном щите и держащей щит женской фигуре Справедливости с книгой и мечом.  Но затем колониальные власти пошли по пути  сочетания европейских и местных элементов. Так, в Гоа в качестве основного символа герба (1675 г.)  стало использоваться «колесо жизни» под митрой или щитом с крестом, дополненное изображением башни, обозначающей крепость. В таком виде герб Гоа просуществовал до воссоединения Португальской Индии с Республикой Индия в 1961 г. Не прижился вариант 1933 г. с портретом Васко да Гамы, держащего в руках португальский щит с гвоздями. Также не позднее 1951 г. появился герб другого португальского анклава в Индии - Дамана с двумя красными башнями в серебряном поле, разделёнными лентой реки.
С XVIII в. известен герб французской колонии Пондишери на юго-восточном побережье страны(сейчас - Путуччери). Вначале колонию символизировали одна или несколько французских лилий, затем символика стала более развитой. Основные фигуры на французском щите - шесть морских якорей, два из которых соединены в центре серебряного креста, а четыре помещены в поля, образованные крестом (цвета золота и лазури). Якоря - символ мореплавания, их "узел"- указание на особое значение порта Пондишери для ост-индской морской торговли Франции.
К середине XIX века бОльшая часть Индии попала под власть Великобритании.
непосредственно подчинённую администрации в Калькутте, и Туземную Индию — районы, где сохранялось (ограниченное) правление местных владетельных князей.
Соответственно, с конца XIX века, когда стали целенаправленно составляться гербы индийских городов и областей,В Британской Индии они следовали скорее традициям метрополии, а в Туземной  в английские геральдические каноны вписывалась местная, уже существовавшая ранее, символика.
Герб Калькутты - административного центра британских владений в Индии, английский щит с изображением парусного корабля - был впервые утверждён в 1896 году. В 1910 году герб Калькутты выглядел уже несколько иначе - красный лев, две пальмы, в нижней, треугольной части - парусный корабль. Навершие - лев с цветком лотоса, щитодержатели - два индийских марабу.
Герб крупнейшего в колониальный период внешнего порта Индии - Бомбея появился впервые в 1888 году. У его английского щита было четыре части: изображение слона - провинциальный символ; локомотив, напоминавший о первой железной дороге в Индии Бомбей-Кальян, открытой в 1854 г.;крест святого Георгия; герб Соединённого Королевства. Последние две части - символы метрополии. Но в 1900 году герб изменился: В верхнем, золотом поле — чёрные столбы, обозначающие этот город как морские ворота Индии; между ними — красный лев в короне.
Тот же лев изображён в навершии герба, золотые леопарды — его щитодержатели. Внизу расположена лента девиза: "Где царит Праведность, всегда будет Победа".
Мы располагаем описанием гербов ряда княжеских городов Туземной Индии. Например, Джайпура (1877 г.). Щит представляет собой пятицветное знамя раджпутов (красный, зелёный, белый, синий и фиолетовый цвета). По центру щита - солнце, старейший символ области и города, в верхнем углу — стебли злаков. Щитодержатели — конь и лев (конь как символ воинской доблести раджпутов, тигр как символ ратной удачи сикхов(позже его заменил лев - священное животное сикхов); один из их первых правителей — Джая Сингх - основал город в начале XVIII в.). В навершие герба дерева "кучнар". Девиз гласит: "Основа - закон, победа - сладость".
Порбандар (1877 г.) Три корабля и царь обезьян Хануман в щите по центру. Щитодержатели - два быка.
Далее, Джаора (1895 г.). В центре эмблемы — весы, символ правосудия. Справа и слева — поднятые мечи, означающие воинское рвение. Вверху — пятиконечная звезда, символ далёкой цели (оставшийся ещё от мусульманских правителей).
Город Барода (1924 г.) В красном фигурном щите - скачущий всадник. В навершии герба - рука с поднятым кинжалом. Щит поддерживают два слона.  Красный цвет щита  обозначает цвет земли холмов Махабалешвара, долины священного Ганга.
В английском щите у Патиалы - сложенное оружие. Навершие герба - рыцарский шлем, над которым - идущий слон. Щитодержатели - лев и конь.
В красном поле щита Удайпура — восходящее солнце с ликом бога Сурьи. Щит держат стрелок-бхил и раджпутский воин . Город Майсур. В его красном щите - двуглавая птица Гарур. Щит поддерживают тигры с хоботами слона.
А вот Камбай — старый морской порт Ахмадабада. В зелёном поле щита — башня и два корабля. Щитодержатели - два крылатых гения, навершие - рыцарский шлем, символизирующий власть местного наваба. Девиз города: "Врата Божьего могущества".
Теперь — Бхопал. В зелёном поле щита — башня и двенадцать цветков лилии, заключённых в круги. Навершие - стрелы и лилия. Девиз: "Победа - от Аллаха".
И, наконец, Хайдарабад. Главный элемент щита — амулет «чапати». Щитодержатели - два льва, в навершии - тигр (символы победы). Девиз: "Место поклонения Аллаху".
Европейская традиция в этих гербах сказывается в наличии наверший (например, с изображением рыцарского шлема, дерева), а также щитодержателей, чаще всего в виде животных, реальных или фантастических, реже - людей и сверхъестественных существ. Обязательным элементом герба стала лента с девизом на английском языке или языках Индии. Соединение местной традиции с британской оказалось весьма эклектичным. Это во многом определило отказ от ряда элементов колониальных гербов после провозглашения независимости Индии в 1947 г.
За 70 лет независимого существования Республики Индия официально утверждены эмблемы муниципальных городских корпораций значительной части страны, хотя этот процесс не завершён до сих пор. В перую очередь были приняты новые гербовые эмблемы для крупнейших мегаполисов, промышленных и культурных центров, вновь основанных административных городов.  В меньшей степени забота о современной геральдике сказалась на исторических городах и туристических цетрах. Там власти зачастую ограничились использованием простого логотипа города или изображением какой-то его достопримечательности либо древнего-бога покровителя.
География современной индийской геральдики пока неравномерна. В наибольшей степени охвачены  гербами приморские штаты  с их международными контактами: Керала, Гуджарат, Махараштра, Тамилнад, Карнатака, Андхра-Прадеш. Лишь в 2000-ые-начале 2010-ых г.г. появилось много эмблем у корпораций городов бассейна Ганга и в Раджастане.  Меньше разработаны гербы городов штатов  севера страны — Пенджаба, Джамму и Кашмира, ещё меньше их в восточных штатах — Ассаме, Мегхалая, Манипуре и др. Единичны городские эмблемы в Уттаракханде, Сиккиме и совсем их нет на островах Индийского океана - Никобарских, Андаманских и Лаккадивских.
Если определить стилевую особенность новых гербов, то это, конечно, отражение национальной специфики, исторического прошлого,а также современных занятий населения, включая отрасли местного хозяйства. Пожалуй, как нигде в мире здесь популярны изображения достопримечательностей городов и административных зданий. Иногда встречаются элементы пейзажа — вершины гор, священные рощи. В то же время меньшее место, чем в колониальной Индии, заняли мотивы, связанные с животными и людьми, хотя встречаются даже изображения исторических личностей.
Попробуем описать ряд современных гербов и эмблем городов Индии.
 Дели. Для муниципальной корпорации столицы Индии герб был составлен в 1950-е гг. В нём в первую очередь были отражены черты нового стилевого видения в индийской геральдике. Заключённый в круг вырезной щит разделён по горизонталям на два поля. В верхнем, зелёном - изображения трёх основных достопримечательностей Дели: минарета Кутб-Минар (XII в.), Красного форта (XVII в.),комплекса правительственных зданий (начало ХХ в.). В нижнем, красном поле - раскрытая книга, на страницах которой — традиционные символы благополучия и развития.
Новый герб Колкаты (1961 г.)представляет собой сложную композицию на прямоугольном щите. Центральное изображение — рука с горящим камнем. Это символ покровительницы города, богини Кали, означающий чистоту и высокие идеалы.  Плывущая фелюга и рыбы напоминают о расположении города в дельте Ганга, а также являются знаком быстротекущего времени. Рисовые колосья и цветы обозначают, соответственно, плодородие земли Бенгалии и здешние сады. Четыре угловых символа по часовой  стрелке означают красоту и культуру;индустрию и прогресс;электричество, силу и высокие идеалы;всеобщее процветание.
Мумбай (Бомбей). Герб, появившийся в первые годы независимости, включил в себя некоторые элементы прежнего, колониального, но был значительно обновлён.  Фигурный щит рассечён на четыре части — красные и лазоревые. В лазоревых полях — три корабля, рисунок которых стал более современным, и стилизованное изображение завода внутри зубчатого колеса (символы промышленности города). В красных полях — условные рисунки, т.н. Ворот Индии(построены в 1924 г.)и Дома правительства. В навершии - красный лев (без короны). Вместо щитодержателей - орнамент с коробочками хлопка (через город идёт мировой хлопчатобумажный экспорт). Внизу, на ленте, прежний девиз на языке маратхи.
Ченнай (Мадрас). Герб колониальных времён - лодка в море, три льва и две рыбы. Эмблема города 1960-1970-ых г.г. - изображение храма Ватапатрасаи и девиз "Правда везде победит"(теперь - эмблема штата Тамилнад). Новый герб с французским щитом, применяемый в наши дни, решён более многообразно. На внутреннем щите изображены золотые тигр и рыбы - символы жизни на суше и в море. Здесь же - изображение лодки на волнах и гор. Тигр, рыбы и лодка также - символы исторических династий Пандия, Чола, Чера. В навершии - крепость с башней и воротами, означающая форт, построенный здесь англичанами в 1639 г. и положивший основание городу. В  герб входят также большой колчан и стрела.
Бангалор (Бенгалуру). Главным  элементом герба является изображение башни   административного здания — Видхана Судха, построенного в неодравидском стиле.Под ним — стилизованная латинская буква «В» и обвивающая её змея.
Хайдарабад. Эмблема города - традиционная тугра - существовала ещё в 1869 г. - цветник и арабская каллиграфическая надпись - рисунок коровы. В центре современной эмблемы города - его главная  достопримечательность, Красные ворота. Красный цвет в восточной традиции означает также юг, в данном случае Южную Индию. По краю эмблемы - девиз: "Чистота - залог здоровья".
Бидар. Столица государства Бахманидов XIV-XV в.в., в которой жил во время пребывания в Индии в 1471 г. Афанасий Никитин, изобилует памятниками прошлого. В круглой эмблеме изображена средневековая крепость - форт Бидар, Бидривар - башня XIV века с металлическим завершением и медресе Махмуд-Гаван. Вверху - эмблема штата Карнатака.
Мадурай. Символ города -  индуистский храм XIV в. и две рыбы.
Ранчи. В многоцветной композиции герба круглой формы — восходящее солнце, горные отроги, поле спелой пшеницы, зелёный холм и дорога.
Вадодара. В синем прямоугольном щите - стрельчатое "окно" в стиле национальной архитектуры, в котором изображено "мировое древо" - символ древнейшей индийской культуры, а также связи различных стихий и сил.
Ахмадабад(Амдавад). В центре круглого герба - средневековые городские стены с мостом, переброшенным через реку Сабармати. Это - до сих пор одна из главных достопримечательностей города, основанного в XV в. Внизу - факел и глаз, имеющие сакральное значение.
Панаджи. Главный город территории Гоа теперь имеет многофигурный герб с фигурным щитом, не имеющий ничего общего с гербом Гоа колониальных времён. В рассечённом на четыре части щите (два белых и два чёрных поля - день и ночь)изображены дерево, фигура в лодке и плотина. Внизу - лента девиза: "Руки, которые заботятся".
Амритсар. Символ города — Золотой храм, главная святыня сикхов.
Лудхияна. В навершии круглого щита — стилизованное изображение ткацкой бобины. Две круговые линии, идущие от него, - спряденные нити. Этот город в Пенджабе является одним из центров текстильной промышленности страны.
Чандигарх. Город был основан в 1951 г. как  административный центр двух штатов: Харьяна и Пенджаб. "Город-сад" спроектировал Ле Корбюзье. Герб Чандигарха (1970-ые г.г.)представляет собой стилизованный силуэт летящей священной птицы, крыло которой имеет очертания Башни теней - архитектурного символа города. Силуэт птицы похож также на раскрытую ладонь и соответствует городской планировке, поэтому в него включён рисунок улиц и площадей. Пожалуй, это - наиболее "концептуалистски" решённый городской герб в Индии. Его отображает и монумент "Открытая ладонь" авторства самого Ле Корбюзье, установленный в Чандигархе в 1985 г.
Агра. Эмблема города, бывшего столицей Великих Моголов, воспроизводит силуэт величайшего чуда зодчества - мавзолея Тадж-Махал в окрестностях города, построенного в 1631-43 г.г. по приказу Шах-Джахана как усыпальница его жены Муртаз.
Джанси. Эмблема города - скачущая на коне княгиня Рани Лакшми Баи - национальная героиня, женщина-руководитель повстанческих отрядов во время восстания сипаев против британского господства(1857-1858 г.г.).
Варанаси (Бенарес). Священный город на Ганге, где "все животные имеют разум". Поэтому на вполне гербовом современном щите изображена вверху корова - их особенно много в городе, и внизу - змея. Вниз уходят также стрелы бога Индры, атакующая и защитная, символизирующие древний город.
Патна. Один из крупнейших городов Древней Индии, столица государств Бархадрадхов, Нандов, Маурьев, Шунга и Гуптов. Конечно, его символ включает в себя самые чтимые индийцами святыни - остатки дворца Ашоки с аркадой и священное дерево Будды...
Нагпур. В треугольном щите - змея, символ бога Нага, и солнце.
Бхопал. Эмблема, применявшаяся с 2000-ых г.г. - изображение древней ступы в Санчи в окрестностях города и двух рыб. В центре новой эмблемы (2019 г.) - раджа Бходж, правитель Дхара.
Бхубанешвар. Центр штата Одиша (орисса) имеет эмблему с изображением широкоизвестного храма Лингараджа раннего средневековья.
Тривандрам(Тируванантапурам). Портовый город штата Керала красуется в эмблеме видом солнца, восходящего из-за гор, двух пальм, двух розовых цветков лотоса и морского залива.
Кочин. Корабль анфас, идущий в море.
Кожикоде (Каликут). В эмблеме 1961 г. - ещё прежняя форма названия - Каликут, берег с пальмами и башней маяка, доки и корабль в море.
Гувахати. Герб крупнейшего города штата Ассам соответствует его титулу — «город восточного света». Серебряный круг с зубцами одновременно означает и солнце, и шестерёнку - символ промышленности города. В центре чёрного круга — пейзаж: вершины гор и разлив в долине реки Брахмапутры.
Вопреки расхожему представлению, что названия городов в чью-то честь - восточная традиция, в Индии, например, в новейшее время это совсем не было принято. Есть только одно исключение. В 1970 году основан новый город - административный центр штата Гуджарат. Здесь, на берегу Аравийского моря, в 1930 г. Махатма Ганди завершил свой знаменитый "соляной поход". В память об этом и в честь 100-летия Ганди, родившегося в Гуджарате,  город назван Гандинагар. В 2010 году он получил новую красивую эмблему - портрет Ганди, всходы в поле, солнце в кругах света и силуэт города. Сам круг эмблемы как бы вырастает из листа водяной лилии.

Шри-Ланка

Тот, кто увидит белую ворону, гнездо рисовой птицы, прямую кокосовую пальму или мёртвую обезьяну,будет жить вечно.
Пословица

Старейшим городским символом на этом острове в Индийском океане можно считать знамя Канди. Уже в XV—XVI вв., в период роста могущества правителей этого древнего местного внутреннего царства использовались знамёна с изображением золотого льва с поднятой в правой передней лапе саблей(мечом). Лев ("сингх") символически связан с наименованием жителей острова - сингалов, имевших североиндийское происхождение. Согласно легенде, Сингхатой звали принца, который утвердил здесь власть  сингальской династии ещё в начале I в. до н.э. Символ Канди применялся до завоевания царства Англией в 1815 г., а с с 1948 г. он лёг в основу флага независимого Цейлона(ныне - Шри-Ланки).
Другие городские гербы были заведены на Зелёном острове европейцами по образцу своих метрополий. В 1517 г. появившиеся у берегов Ланки португальцы захватили небольшой порт Кулам (Коломбо) и построили там мощную крепость.  По-видимому, именно португальского происхождения первый герб Коломбо, встречающийся в источниках XVII в., когда прибрежная часть острова была уже отобрана у португальцев голландцами, вступившими в союз с правителями Канди. Впрочем, боевой слон и скрещённое оружин(изображённые в гербе) могли существовать и ранее как эмблема правителей  прежнего приморского княжества Котте (ныне Котте — район Коломбо).
 Утвердившись на значительной части острова, владельцы нидерландской Ост-Индской компании, между прочим, составили гербы для городов на юго-западном и северо-восточном побережьях Цейлона, как стала называться страна в колониальный период. Гербы датируются 1720 г. Их основой стали щиты немецкого или французского типа. Герб Коломбо как административного центра получил в навершии корону, а герб северного тамильского порта Джафна, ставшего центром комендантства, — красный рыцарский шлем. Символом Коломбо теперь стало изображение храмового дерева c голубкой на ветке(ранее присутствоовавшего в малом гербе на плече слона). Джафну же стала символизировать пальмирная пальма, единственное дерево, растущее на известняковом полуострове.
Интересен принцип составления герба города Галле. Это — типичный для ряда стран Европы "мнимоговорящий" герб. В названии города европейцам слышалось латинское "галлис" - "петух", и не ранее, чем к началу XVIII в., утвердилась легенда о том, что именно петух на высоком морском утёсе спас первых португальцев от шторма, указав своим пением направление берега. Этот петух с ярким оперением на скале над морскими волнами и был изображён на гербовом щите. На самом деле название города — сингальское и означает «постоялый двор».
Символом Тринкомали стал кандийский воин с копьём — именно таких воинов прислали (по договору с Голландией) для совместного строительства крепости. В гербе Баттикалоа изображены морская лагуна и камыши, на щите Негомбо — сосуд, Матара  - крепостная башня и мост через залив.
В 1795—1802 гг. прибрежный Цейлон был захвачен Англией.  Британские власти, очевидно, оставили в силе голландские городские гербы острова (как это, например, произошло в Капской колонии в Южной Африке).
В новейший, независимый период истории Шри-Ланки первым широко применяться стал новый герб Коломбо. В нём (овальной формы) достойное место заняла кокосовая пальма, веками кормившая" город и являющаяся предметом многовекового поклонения в стране. Пальма изображена на берегу морской бухты, у ленты реки Келани на фоне белых известняковых гор Саманелла(Гамалель), среди которых выделяется Адамов Пик(Саманалаканда), и небесной зари. "Гора Бабочек", как переводится сингальское название пика, - священное место(Шрипада) на протяжении многих веков: традиционно здесь в природном углублении видели след бога Самана, Будды или Адама. По нимбу надпись на английском языке: «Муниципальный совет Коломбо».
В других регионах острова чаще, чем городские символы, использовались земельные флаги с изображением львов, обезьян, буйволов, цветов и деревьев, в основе которых - ещё доколониальные местные знамёна. Лишь с 2000-ых годов появляется всё больше гербовых городских эмблем. В этих эмблемах - разнообразные яркие цветы (Дехивала - Маунт-Лавиния),солнце, встающее над морем и морские обитатели (Баттикалоа), чайные кусты (Нувара-Элия, "столица цейлонского чая"), храм Зуба Будды с щитодержателями  - лошадью и слоном (историческая столица - Канди).
С 1997 года существует новый специальный округ  Шри Джаяварденепура-Котте, в который перенесены столичные функции из Коломбо. Символ округа - священный лев, держащий в передней правой лапе символ власти -  кнут (это повторяет эмблему исторического царства Ратнапура). Тот же петух на башне - в муниципальной эмблеме Галле.

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ История
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 24
Свидетельство о публикации: next-2023-152057
Опубликовано: 13.11.2023 в 20:53
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1