Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Золотое солнце, звёзды и парусник


Аркадий Кузнецов
­Гербы Израиля, Ливана, Иордании, Палестинских территорий

Израиль

Священные растения земли, в которой в древности впервые зародилась монотеистическая вера, дали жизнь религии древних евреев и геральдическим символам Израильского, Иудейского царств и "города мира" - Иерусалима (Ерушалаима).
Наряду со священной менорой - семисвечником, изображающем ветви мории, стоявшем в Иерусалимском Храме и вывезенном оттуда римлянами (изображение меноры сохранилось на арке Тита в Риме), в символике монет и печатей древнего Иерусалима встречались также и трёхсвечные ветви мории, плоды граната, соцветия тмина и раскидистые пальмы. Женщина в трауре, сидящая возле пальмы, была, например, изображена и на римской монете "Иудея покорённая". Позже священный город трёх религий - иудаизма, христианства и ислама - связывался у последователей различных религиозных учений, соответственно, с разными символами.
После воздвижения Креста Господня в 325 г. на горе Голгофе - месте распятия Христа - в восточной римской и византийской традициях символом Иерусалима становится Иерусалимский крест - красный в белом поле, волнообразным завершением равных концов (затем - равносторонними перпендикулярными линиями на концах). В мусульманском же мире арабскими правителями, подчинившими с VII века Иерусалим, использовались изображения мечети Аль-Акса (известная и как  мечеть Омара) на месте древнего храма и коранические надписи.
В период кресттовых походов гербом главного государства крестоносцев на Востоке - Иерусалимского королевства (1099-1187) становятся пять Иерусалимских крестов в серебряном поле. Позднее четыре малых креста, подчёркивающие всемирный характер христианской святыни, изображались вокруг ю
большого на знамёнах рыцарских орденов, возникших в Палестине, и гербах потомков иерусалимских королей.
До середины ХХ века древний город, перешедший из владений Османской империи в британскую подмандатную территорию Палестина, не имел официального герба, как и почти все другие центры Ближнего Востока. При этом из небольшого руинизированного городка, живущего прошлым и столетия не имевшего светского значения, Иерусалим превратился в процветающий город с современными кварталами, населённый еврейским переселенцами из стран Европы и Америки, возвращавшимися на свою историческую родину. В 1942 году дизайнер Эстер Йоэль-Берлин предложила тогдашнему мэру города несколько нейтральных вариантов герба, подчеркивавших международный и мультирелигиозный характер Иерусалима: схематическое изображение Старого города, голубь мира с оливковой ветвью, символические три горы.  В 1947 г. Иерусалим, согласно резолюции ООН, приобрёл статус особой территории - международной зоны, общей для будущих еврейского и арабского государств в Палестине. В результате вспыхнувшей вслед за провозглашением 14 мая 1948 года государства Израиль первой арабо-израильской войны "Город мира" оказался разделённым между Израилем и Иорданией, захватившей восточный сектор (в 1967 г. израильские войска вошли в Восточный Иерусалим, и позднее город был административно воссоединён, но уже в составе Израиля).
Только после окончания первой войны, в 1950 г., Иерусалим (точнее, его западный, израильский сектор) обрёл свой официальный герб - как историческая столица еврейского государства. Был выбран гербовый щит английского типа с фрагментом Стены Плача - уцелевшей части внешней стены,окружавшей Второй Храм, - главной иудейской святыни города. В центре щита изображён лев, стоящий на задних лапах - символ храбрости рода Иуды, стоявшего во главе племён Иудеи и получившего во владение Землю Иерусалима. Название "Город мира"  символизируют две оливковые ветви,окаймляющие герб. Сверху - надпись с названием города на иврите. Цвета герба - белый и голубой - соответствуют колористике государственного флага Израиля, белое полотнище которого с голубыми (синими) полосами означает покрывало утренней молитвы - "талит"(символ новой жизни").
Арабские палестинские организации между тем до сих пор используют свою эмблему Иерусалима - изображение мечети Аль-Акса на фоне кварталов города с арабской и латинской надписью "Иерусалим". Так иногда воюют и гербы...
Если один из древнейших городов мира обрёл в ХХ в.новый герб ( с символикой, уводящей в глубочайшую библейскую древность), то другие города Израиля получили гербы, созданные по новым, иногда весьма авангардным принципам и отражающие как их историю,так и современные реалии. При этом следует заметить, что в Израиле не сложилось строгого отношения к геральдическим канонам - в гербы часто включаются названия городов внутри, а не по краям  щитов, используются нетрадиционные цвета и формы.
Активный процесс городского герботворчества начался в 1958 г., когда были утвекрждены символы крупнейших городов - Тель-Авив-Яффа, Рамат-Ган, Кфар-Саба,а также городов Акко, Тибериас, Цефат, Лод, Бат-Ям, Афула, Бейт-Шеан, Нес-Циона. В 1959 г. появились гербы также у Ашкелона, Реховота, Нетаньи, Хадеры.
В городскую агломерацию Тель-Авив-Яффа  водит один из древнейших портов Восточного Средиземноморья - Яффа(Иоппе), упоминаемый в египетских сказаниях, библейских книгах и греческих мифах. Рядом с городом-крепостью Яффа в 1909 г.  было основано еврейское поселение Тель-Авив ("Холм колосьев"). с 1934 г. Тель-Авив официально стал городом, с 1948 г. - столицей Израиля, а в 1950 г. слился с Яффой. Быстро растущий город сегодня фактически составляет одно целое со своими городами-спутниками и исполняет часть столичных функций наряду с Иерусалимом. В основе герба города - проект художника Нахума Гутмана, существовавший ранее.
Сложную композицию герба Тель-Авива венчает шестиконечная Звезда Давида - официальный символ Израиля, означающая в данном случае и сам город. Такую же форму имеет и внутренняя част герба с изображением морских волн и исторической части Яффы над ними в красном поле. Во внешнем, зелёном поле щита изображено ещё шесть звёзд, означающих города-спутники - Ришон-ле-Цион, Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Бней-Брак и Петах-Тиква, а также помешено название города.  Маяк над башней символизирует ясную цель и новый дом для репатриантов (алии). Следует заметить, что внешние звёзды в гербе изображаются и как пятиконечные, могут быть серебряными и оранжевыми. Говорят, что изначально семь звёзд подразумевали и семичасовой рабочий день, которого добились социалисты. Красный цвет поля внутренней части герба и зелёный - внешней могут заменяться голубым. Различные цветовые варианты встречаются в Израиле и у других городских гербов.
Схожи по композиции гербы городов-спутников Тель-Авива. Звёзды изображают семь районов города Рамат-Ган; внутри большой шестиконечной звезды - изображение  моря, песчаного пляжа и завода, пальма, лучи солнца. Петах-Тиква ("Ворота Надежды") символизируют на шестиугольном щите плодовое дерево и колодец, кормящие и поящие город в засушливой местности, а Бат-Ям - шестерёнка, древняя стена и парусник на морских волнах. На гербах Бней-Брака и Эльада изображена открытая книга Торы.
Тибериас (Тиверия, Тивериада) - древний римский город в Галилее, священный в иудаизме. О его истории напоминает крепость с воротами, над которой возвышаются три пальмы. Внизу - воды минеральных горячих источников Хамей-Тверия.
Акко- один из крупных городов на севере страны. Его герб состоит из четырёх частей: древний корабль под парусом, напоминающий о возникновении города как порта финикийцев, крепостная стена (Акко - последний оплот крестоносцев в Палестине), морские волны и символы индустрии - завод и шестерёнка.
Оригинален герб города Цефат (Цфат). Он находится в горном районе Галилеи и является центром иудаизма, а также художественной культуры. В Цефате есть квартал художников, это город летнего отдыха израильтян и различных творческих фестивалей. Герб города представляет собой прямоугольный щит, что характерно для Ближнего Востока. В его навершии - изображение гор Галилеи, покрытых лесом, столь редких в Израиле. На поле расположены оливковые ветви,  источники и палитры художников.
Южнее - в Израильской долине - крупнейшим новым городом стала Афула. В центре её герба - силуэт города, над ним - цепь холмов, внизу молот, наковальня и пшеничный колос.
Третий по величине город Израиля - Хайфа получил герб на щите французского типа (впервые утверждён ещё в 1935 г., уточнён в 1959 г.). Синий треугольник в центральной части означает священную гору Кармель, у подножия которой расположен город. Внизу и вверху - морские волны, говорящие о географическом положении. В верхней части - руины византийской крепости Рушмия(у входа в порт). На волнах внизу - корабль под парусами, подчёркивающий значение города как главных ворот страны в Средиземноморье. Название "Хайфа" расположено на ленте внизу (на иврите, арабском языке и латиницей).
Крупнейшую электростанцию страны - Маяк Давида можно увидеть в гербе города Хадера. Дерево напоминает о здешнем лесопарке, а цитрусовые плоды, виноград и бананы - о щедрости приморской земли.
Ряд городов Израиля возник как в древности, так и в новое время в оазисах - среди пустынь и полупустынь. Гербы таких городов украшают стилизованные изображения раскидистых деревьев, как в символах Холона (1969 г.), Назарета(1962 г.).
Пальма у древней стены и римского амфитеатра украшает современный герб города Бейт-Шеан (1990 г.). Рядом - изображение священных шофара и меноры. Сзади - волны подземных источников и горы Гильбоа. Вверху - девиз-цитата из проповеди Моисея: "Из сладости небес, из росы и из бездны, лежащей внизу".
Построенный на месте древнего города в районе пустыни Негев крупный город Беэр-Шева  получил герб в 1973 г. На нём также изображено благодатное дерево с двумя кронами. Под ним - труба с вытекающей из неё водой (здесь работает Институт по изучению  пустыни, опресняющий солёную воду).
А в гербе древнего приморского города Ашкелон сияют пять звёзд, обозначающих его основные районы. Якорь, брошенный в море, имеет навершие в виде древней колонны на фоне голубого неба. Тут же - шестерёнка и... киноплёнка, поскольку здесь задумывался центр киноиндустрии. Забавно, но похоже на гербы некоторых черноморских городов, созданные в позднее советское время...
Димона - закрытый город в районе Негева, являющийся центром атомной физики и ядерных исследований Израиля. Его герб (1961) - цветок на фоне песков пустыни с шестью лепестками, похожий как на Звезду Давида, так и на модель атома.
Новаторским по исполнению можно назвать и герб города Нес-Циона("Вымпел Сиона"). Вверху - развевающийся вымпел символа Израиля, Сиона, национальных цветов. Внизу - внутри трилистника - молот (символ промышленности), ветвь апельсинового дерева(цитрусовые плантации) и пчела (пчеловодство).
В 1974 году получил герб город-спутник священного для христиан Назарета - Нацерет-Илит. Символом места, где принимают новых граждан Израиля, стала башня с открытыми воротами, оливковые ветви, стилизованное перо. Шестерёнка   указывает на занятия населения,кирпичи - на строительство.
Популярный курорт на самом юге Израиля - красноморский порт Эйлат. Его герб(1972) напоминает изображённый в фас теплоход: спущенный вниз якорь, красный солнечный круг с ободком в виде шестерёнки, плещущие морские волны. Вверху - зубцы Эйлатской башни.
У другого известного курорта, на самом севере страны - Нагарии - утверждён  герб на английском щите (1966). Море и маяк, целебные косые лучи солнца, фруктовое дерево - символ здешнего садоводства - вот что составляет его композицию. Кстати, он тоже напоминает старые советские значки (что неудивительно - здесь почти треть жителей - выходцы из бывшего СССР!).
Необычный - квадратный - герб (1966) имеет город Арад, возникший на пути от Средиземного моря к Красному в Негеве ещё в древнейшие библейские времена. Белый треугольник в красном лимбе (кольце), "вырванный" из-за  чёрных гор, означает добываемые здесь с 1960-ых г.г. калий, фосфаты и горючий газ.
Среди более новых гербов израильских городов можно отметить символ Иехуда (1995). На нём изображён "говорящий" лев, рвущий цепи, означающие несвободу. Дополняющие его детали просты - пальма, фабрика, силуэт домов и плуг в поле.
Не будет преувеличением отметить, что Израиль до последнего времени был самой "богатой" местными гербами страной в Азии, при этом будучи близок к европейской культуре. (Лишь с 2000-ых годов так же густо - почти у всех городов - стали представлены городские эмблемы в Японии, Республике Корея, Малайзии, Тайване и Ливане). Большое количество городских символов говорит о традиционном сознании в Израиле значимости каждого района в таком выстраданном государстве и неспокойном регионе.

(Использован материал: Зарубежная геральдика. Е.Горбатый. Израиль ("Гербовед", №52).

Ливан

Если говорить об истории символики ливанских городов, её можно разделить на три периода: древний, средневековый и современный.
"Страна кедров" ещё за 2-3 тыс. лет до н.э. оказалась в центре путей сообщения древнейших цивилизаций Плодородного Полумесяца. Здесь возникли крупные по тем временам легендарные города - Библ, Сидон, Тир, Берит (ныне  - Бейрут). Свой наивысший расцвет поселения восточного берега Средиземного моря - Великого моря Заката пережили в период независимости Финикии (конец II - начало I тысячелетия до н.э.). Именно этим временем датируются печати упомянутых городов с различными изображениями.
Позднее - в период эллинизма - появляются местные городские монеты, на которых обычны изображения культовых зданий (Библ)или кораблей, бороздящих дальние моря(Сидон).
Особый период для символики городов Ливана - Средние века, когда владения по восточному берегу Средиземного моря завоевали в 1098-1099 г.г. крестоносцы. Они принесли а Восток начавшие складываться традиции европейской феодальной геральдики. На территории Ливана образовалось одно из государств крестоносцев - графство Триполи. По документам и монетам XII-XIII в.в. известны символы города Триполи(крепость с открытыми воротами и башнями) и Бейрута (ворота с зубцами).
В дальнейшем, вплоть лро XVIII в., Ливан не имел самоуправления, находясь сначала в составе Мамелюкского государства, а затем - Османской империи. И если говорить о городской геральдике, она возрождается лишь после провозглашения независимости страны в 1943 г. Короткий период французского управления по мандату Лиги наций, по существу, не сказался на ливанской символике, в отличие, например, от бывших французских владений в Северной Африке. Сказался, скорее, дуалистический характер населения с двумя главными общинами - христиан-маронитов и мусульман и некоторые усвоенные общеевропейские каноны составления гербов.
Так, новый герб столицы страны - Бейрута - завершён трёхбашенной короной. На щите французской формы в нижней части изображён древний символ Финикии - золотой парусный корабль, плывущий в лазоревом море. В верхней части, косо рассечённой красным и золотым, помещена книга, напоминающая как об особой роли письменности и просвещения в истории страны, так и о роли Бейрута в качестве одного из центров новой арабской культуры.
Уже знакомая нам книга и средневековая крепость Сен-Жиль - основные символы современного герба Триполи (Северный Ливан). Название города воспроизведено на двух языках: латиницей - "Триполи" и арабской вязью - "Тарабулус".  Испанский щит рассечён широкой полосой с "говорящими" изображениями  - тремя русалками в синих волнах моря, символизирующими древнее портовое трёхградье, давшее греческое название "Триполи". Изображение русалок, совершенно нетипичное для арабских стран, стало возможно в Ливане как в стране сосуществования ислама и христианства - в Триполи значительную часть населения составляют марониты.
Интересно навершие герба - орнаментальная, типично арабская розетка, в которую помещено изображение ливанского кедра. Щит имеет кайму с орнаментом.
Сайда (древний Сидон). Знаменитая финикийская эмблема - плывущий корабль в синем море. На берегу рельефно изображена средневековая крепость крестоносцев. Вверху - кедр.
Тир (Сур). Круглая эмблема включает в себя кедр, плывущий в море древний корабль и триумфальную арку римских времён, которую заложил по легенде Александр Македонский, отстраивая разрушенный им город.
Баальбек. Эмблема в стиле тугры правителя - арабская геометрическая вязь, означающая  "муниципалитет Баальбек" перерастает в колоннаду знаменитого храма Юпитера. Внизу - надпись латиницей, лентой изображён флаг Ливана.
Дейр-эль-Камар. Герб включает в себя флаги родов Каисситов (цветок) и Ламаитов (идущий лев). Основная эмблема в золотом поле - соединение символов христианства и ислама.
Джуние. Круглая эмблема курортного города - яхта в море и восходящее солнце над двуглавой горой Хариса.

Иордания

На протяжении многих веков на территории современного Иорданского Хашимитского Королевства ( в древности - царство Моав, затем - римская провинция Каменистая Аравия, затем - государство набатеев) существовали лишь эмблемы на печатях и монетах отдельных городов. Вопрос о современной городской геральдике встал после провозглашения в 1947 г. независимости страны.
Герб столицы страны - Аммана первых десятилетий независимости Иордании изображал в нижней части, в белом поле под зелёными холмами, на чёрной земле стену с воротами римского города Филадельфия и красным контуром - руины римского амфитеатра II века н.э.., построенного при императоре Антонине Пие и дополненного городским форумом при Коммоде. Эта достопримечательность Аммана напоманает о временах расцвета города. Над памятниками древности помещалась золотая геометрическая арабская надпись "Амман", стилизованно выложенная из кирпичей; рядом изображалась королевская корона Иордании, подчёркивавшая столичный статус города. Вертикальный штрих, обозначающий первую букву арабского алфавита «алеф», образует силуэт высокой башни с полумесяцем в навершии. Следует также отметить, что четыре цвета в гербе - зелёный, чёрный, белый и красный - не случайны и соответствуют так называемой арабской цветовой гамме (колористика знамён Омейядов, Аббасидов, Фатимидов и Эйюбидов).
К 2000-ым годам эмблема упростилась. В центре её теперь - стилизованное изображение амфитеатра(вариант - состоящее из трёх серпов). На переднем плане - прямоугольник, который образуют древняя аркада и арабская надпись "Амман", выполненная куфически.
Второй по величине город страны - Ирбид - использует герб в форме 16-конечной звезды, внутри которой - традиционная для стран Востока 8-конечная. В центре - золотое солнце, зелёный колос и фрагмент ткани красного цвета, указывающий на характерный род занятий жителей города.
Единственный порт Иордании на Красном море - Акаба - пока представлен лишь эмблемой, похожей на логотип с изображением четырёх холмов.
У остальных иорданских городов - однотипные круглые символы, напоминающие отчасти турецкие, а также некоторые...советские. На них встречается светящее почти весь год иорданское солнце, окружённое стиволами промышленности и сельского хозяйства - шестерёнкой и колосьями (Эль-Джеза) или стеблями тростника (Шубат - Джадида). Промышленный центр - Эз-Зарка поместил на свою эмблему и заводские трубы, и колбу... Самобытнее эмблема города Эс-Салт: тамга, частью очертаний букв в которой стали старинная стена с башней и белый цветок с зелёным листом.
Таким образом, в Иордании городская символика развивается более своеобразно, чем в Ливане. В целом же в арабском мире в геральдике - большое разнообразие подходов.


Палестинские территории

Среди городов Западного Берега реки Иордан особое место занимает Вифлеем(Бейт-Лахм) - город Рождества Христова. Его символом стала Вифлеемская звезда и две скрещённые ветви. Эту эмблему и ныне используют городские власти.
Другие гербы и эмблемы городов Западного Берега и Сектора Газы появились в основном после израильско-палестинских соглашений 1993 г.  Традиционно арабский вид имеет герб Газы: в поле, перекрёстно рассечённом красным и зелёным, - птица феникс, означающая постоянное возрождение пятитысячелетнего города.
Остальные города арабской автономии при продолжающемся противостоянии с Израилем явно позаимствовали геральдические приёмы, характерные для израильских городов, - вырезные щиты, многоплановый рисунок. Центр Западного Берега - Рамалла использует эмблему четырёх панарабских цветов (они же - цвета палестинского флага) - зелёные гора и дерево, чёрная и красная с орнаментом ткани, белое небо; на переднем плане - арка. Солнце и каменная стена - таков герб Наблуса. Схематическое изображение холмов и стилизованный силуэт города представляют Хан-Юнис. Есть эмблемы, составленные без особых правил: виноградная кисть и часть шестерёнки  символизируют Хеврон. Круглый герб (печать) города Бейт-Яла и вовсе "скроен" по американскому образцу: рисунок мечети в центре, а по лимбу - надпись: "муниципалитет Бейт-Яла" на арабском и английском языках, разделённая пятиконечными звёздами.
Есть гербы и у израильских поселений, ныне оставшихся только на Западном Берегу: так, восходящее солнце, окрасившее в красный цвет восемь холмов, символизирует Ариэль.


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ История
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 8
Свидетельство о публикации: next-2023-152050
Опубликовано: 13.11.2023 в 19:36
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1