Этот критический очерк написан в 1977 году 13-летним школьником. Представьте себе...
Осенью 197... года в N-ную школу г.Москвы пришёл новый учитель. Его звали Владимир Юрьевич Перцев. В один из первых сентябрьских дней он пришёл в 6 класс и начал там преподавать историю.
Но... он сразу же разочаровал в себе учеников своей примитивностью преподавания. После богатых рассказов учительницы Акулины Васильевны, часто дополняющих своим содержанием учебник, его странное и краткое изложение событий, часто даже меньшее, чем в учебнике, внушили ребятам неуважение и высокомерие в его адрес. Например, один мальчик назвал его желторотым, ещё не дошедшим до правильных методов обучения. А ведь Владимир Юрьевич на вид был уже почти пожилым!
Уроки обычно проходили так: вначале ребята повторяли учебник, затем он вызывал к доске. После этого он (да и то не всегда) объяснял новый параграф, причём никогда не выходил за рамки учебника. Такое впечатление было, что он и не знает ничего сверх школьной программы. А часто он говорил: "Почитайте сами, в книжке интересно написано". Единственное, что было интересно послушать на его уроках, - впечатления от поездок, в частности, поездки в ГДР. Но... и тут он заострял своё внимание на современности, а не на средневековых памятниках.
Кроме того, этот педагог часто не давал ничего дополнить ученикам (такой обычай, когда ученики дополняют своего учителя, был заведён при Акулине Васильевне), которые, видимо, знали больше него по истории(!) Один мальчик признавался, что учитель не поднимал его с места, когда он хотел рассказать поподробнее о войне Алой и Белой роз, про которую мало написано в учебнике. Другой ученик понапрасну тянул руку, чтобы рассказать побольше об арабах, в то время, как педагог пояснял азбучные истины жизни в пустыне, знакомые и второкласснику.
Между прочим, учитель часто был в командировке, и так такового урока... не было(!) Лишь один раз его заменила какая-то учительница. Из-за этого ученики вообще не прошли в конце года очень интересную тему "Культура Европы в эпоху Возрождения". А когда один из шестиклассников хотел подготовить рассказ о Джордано Бруно, то Владимир Юрьевич сказал, что это не по программе(!!!) По программе у него - только способы накопления богатств у феодалов и буржуазии. Культура же - либо "читайте сами", либо вообще пропуск.
Часто учитель занижал оценки. Пятёрка у него - отлично, четвёрка - хорошо, тройка - удовлетворительно. Но кого сейчас может удовлетворить тройка? Только двоечника, каких - раз, два и обчёлся!
Чему же он научил за год учеников? Ничему!!! И это сейчас, в семидесятые годы, во время процесса акселерации детей и подростков! Даже для тридцатых годов такое преподавание было бы не очень хорошим. Чему он, действительно, научил школьников своим пересказыванием учебника?
Да, есть ещё такие горе-учителя вроде Перцева. И с ними, как с отставшими от жизни людьми, нужно бороться.
Комментарий: Концовка у этих заметок, конечно, написана пионером 1970-ых годов, в типично советской лексике... Но всё вместе заставляет вспомнить, что уже в то время школьники не терпели начётничество и часто действительно знали не меньше, чем взрослые, смотря умные телепередачи, отправляясь в поездки, хоть и внутри государства, и читая "макулатурные" книги.