Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Глава 14 Виртуальный театр


Аркадий Кузнецов

­– Сегодня наше последнее занятие по словесности в учебном году, – напомнила Анна Александровна. – Хочется, чтобы все получили подарок на прощание. И я приглашаю вас в театр.

– А при чем тут театр? Ведь у нас словесность, а в театре не читают, не пишут, а играют, – заявила Агата.

– Ну вот, приехали, – огорчилась преподавательница. – Вспомним, какие бывают литературные произведения: поэтические, прозаические и...

Все в классе задумались...

– Что же, не помните? И драматические. А драматургия – это то, что пишется для того, чтобы это сыграть в театре. Ведь актеры, представляющие там, не выдумывают сами свои реплики, а учат пьесу. Впрочем, пьесу необязательно только играть в лицах и смотреть – ее можно и прочитать. При чтении для вас это будут сценки, почти как в рассказе или в повести. Только они называются сценами.

– А чем же тогда пьеса отличается от рассказа или повести? – задал вопрос Федот.

– Ну, вот вам пьеса, изданная в книге. Прочитайте ее название и имя автора.

Диана стала читать:

– «Маршак. “Кошкин дом”». А-а, нам эту сказку показывали в школе учителя и старшие ученики!

– Что ты видишь на следующей странице?

– Написано: «Действующие лица». Так: «Кошка. Кот Василий. Котята. Козел. Коза...» Значит, автор сначала перечислил действующих лиц.

– Иногда еще, – уточнила Анна Александровна, рядом с именами действующих лиц автор пьесы указывает их возраст, занятия, а ниже в тексте дает их небольшие характеристики.

– Это для того, чтобы артисты лучше знали, как их играть, – сказала Агаша.

– Вы сегодня хорошо делаете выводы. Но это нужно еще и для того, чтобы читатели пьесы тоже представляли себе ее героев. Почитайте дальше пьесу в книге.

Диана снова прочитала:

– «Ведущий: Ну, слушайте, дети.

Жила-была кошка на свете,

Заморская,

Ангорская.

Жила она не так, как другие кошки...»

– Что это такое?

– Это на сцене появляется ведущий и произносит как бы текст от автора.

– А это и есть текст от автора. Но на сцене от его лица к зрителям обращается ведущий.

– А до слов ведущего тут еще поет хор.

– Да, и это вступление к пьесе. Правда, в этой пьесе-сказке нет разделения на действия и картины.

– Как – на картины? Это же не художник написал, а писатель! – отреагировал неугомонный Федот.

– Я чувствую, что вам очень нужен театральный словарь. Для этого мы, конечно, воспользуемся компьютером, но сначала еще некоторое время посмотрите издание пьесы-сказки «Кошкин дом» немного дальше. – И Анна Александровна раскрыла следующий разворот книги и показала ученикам.

Поднял руку Юлиан:

– Здесь уже идут слова, которые произносят кошка, кот Василий и другие персонажи.

– А как это можно понять?

– Здесь слева от текста, идут их обозначения с двоеточием.

– Вот так и написана вся пьеса. Мы узнаём, кто говорит на сцене, читая обозначения действующих лиц перед их текстом.

– А что написано в тексте тогда, когда на сцене в театре горит костер или слышна музыка? – спросила Агата.

– Так и написано. Но давайте наконец перенесемся в виртуальный театр в паутине нашего волшебного компьютера.

И Анна Александровна включила компьютер, набрав на клавиатуре: «Театр».

Тут же куда-то исчезли стены зрительного зала. Перед ребятами, сидящими теперь в партере, оказалась сцена, закрытая занавесом.

– Вот и настоящий театр! – воскликнул Федот.

Откуда-то заиграла музыка, и занавес стал раскрываться. Сцена осветилась ярким светом, переливающимся совершенно в такт музыке.

– Смотрите, смотрите! – проговорила Диана.

Луч света озарил девушку, у которой также светились платье в вуалях и волосы.

– Здравствуйте, дети! – сказала она. – Я Свет.

– Я знаю! – воскликнула Диана. – Вы из сказки «Синяя птица»!

– И я вас узнал! – отозвался Юлик. – В прошлом году наш класс ходил в театр на этот спектакль.

– Значит, «Синяя птица» – тоже драматическое произведение? – спросила Диана.

– А почему ты сомневаешься, девочка? Пьесу «Синяя птица» сочинил бельгийский писатель Морис Метерлинк. Это он, как волшебник, вызвал на сцену души Огня и Воды, Молока и Сахара...

– И хлеба, – вспомнил Юлик.

– И меня, душу Света. Благодаря пьесе в театре можно попасть в Страну воспоминаний и в замок Ночи. И сделано это только при помощи языка и указаний актерам в театре.

– А что вы сейчас предложите нам? Искать Синюю птицу? – спросил Юлик.

– Человек ищет свою Синюю птицу – птицу счастья – всю жизнь. Это надо делать и в театре, который показывает зрителю жизнь: и реально видимую, и то, что скрывается от него, – волшебную жизнь духов и душ. А вы сейчас – в виртуальном театре, и я просвещу вас о разных театральных премудростях. Ведь в русском языке слова «свет» и «просвещение» – однокоренные.

Тут все вокруг наполнилось вновь радужными переливами света и зазвучала таинственная музыка.

– Я помню эту музыку! Она из спектакля! – продолжал реагировать Юлик.

– Смотрите! – Анна Александровна показала в сторону входа в зал.

И ребята увидели, как через двери торжественно вошли актеры в масках. На плащах у них были видны нашитые буквы.

– Это Театральная азбука! – объявила Душа света.

Актеры-буквы выстроились наконец на сцене, образовав полукруг.

– Начинаю я – буква А, – сказала буква А. – На А начинается немало театральных слов. Кто-нибудь знает, каких? – обратилась она в зал.

– «Актер», «антракт», – стали отвечать ребята.

– «Аплодисменты»! – выкрикнул Федот.

– Правильно. Но драматургу – писателю, который сочиняет пьесу, – важнее всего слово «амплуа». Амплуа – это: комик, злодей, лирический герой, плут, то есть разные персонажи.

И еще очень важное слово – «акт». На акты, или действия, делится, как правило, пьеса.

Действие охватывает обычно короткий промежуток времени, в нем разворачивается законченный эпизод.

Например, в пьесе-сказке Маршака «Двенадцать месяцев» месяцы помогают падчерице собрать в новогоднем лесу подснежники.

– А теперь – буква Б, – позвала Душа света. – И далее по алфавиту.

– Балкон, бельэтаж, билет – это есть в любом театре! И бывает бенефис – пьеса, которую ставят для определенного актера. Иногда пьеса-бенефис даже специально пишется именно под него.

– Я, буква В, представляю слово «водевиль». Водевиль – это небольшая веселая по содержанию пьеса с музыкой.

– Я буква Г. Часто актеры играют в гриме для сходства с героем. А слову «грим» родственно и слово «гримаса» – нужное по действию выражение лица.

– А на меня – букву Д – начинается самое главное слово в театре – «драма».

Драма – это и любая пьеса, которую пишет драматург, и вид пьесы со сложным, серьезным – драматическим – содержанием.

Слово «драма» пришло с родины театра – из Древней Греции и происходит от понятия, означающего «представление».

А еще есть слово «диалог» – это разговор двух действующих лиц.

Дальше и дальше писали ребята в тетрадях то, что они слышали от букв-актеров, и у них получалось:

Единства – драматургические: единство места, времени, образа действия. Существуют, если действие пьесы происходит в одном месте, в короткое время и в ее центре – одно событие.

Жанр. К жанрам драматических произведений относятся драма, трагедия, комедия, трагикомедия, водевиль, скетч.

Занавес. Занавес опускается по указанию в пьесе между действиями. Некоторые сцены могут происходить перед закрытым занавесом (вступление к пьесе, перемещение героев с места на место).

Интрига – главное в сюжете – то, что приковывает внимание зрителей.

Интонация – то, как говорит артист. Это помогает понять, каков его персонаж (например, у Лисы в сказках хитрая интонация).

Комедия – пьеса, где есть смешные сцены и хороший конец. В Древней Греции комедия изображала злободневные стороны жизни, высмеивала современников. Слово «комедия» означает «песнь веселой толпы» – по веселым куплетам хора.

Картина – небольшая часть действия, происходящая в одном месте.

Линия – участие в пьесе того или иного персонажа (линия Ивана-Царевича, линия Бабы-Яги).

Монолог – длинная речь одного актера. елодрама – музыкальная драма, где игра актеров чередуется с пением. В более широком смысле – драма о любви.

Образ – характерные черты персонажа на сцене.

Пролог – вводная часть пьесы, в которой становится ясно, о чем она будет. Когда-то в прологе кратко пересказывалось содержание пьесы.

Ремарка – указание автора на то, что и как изображают актеры на сцене. Обычно в скобках, например: «Говорит громко», «Прячется».

Реплика – фраза действующего лица на сцене. В пьесе она следует с указанием действующего лица, после двоеточия.

Скетч – пьеса с двумя или тремя действующими лицами, обычно на бытовую тему.

Трагедия – серьезная пьеса с печальным концом. В древнегреческом театре трагедия изображала различные мифы или исторические события. Слово «трагедия» означает «козлиная песнь» (по хору сатиров – мифических божков в козлиных шкурах).

Условность сценическая – сжатость действия в связи с тем, что в пьесе показаны отдельные эпизоды жизни героев. Например, о многих событиях лишь кратко сообщается. Также к условностям относятся еда и сон «понарошку».

Фарс – короткая смешная сценка. Слова «фарс» и «фарш» – сходны по происхождению: дело в том, что в средние века фарсами «начинялись» внутри уличные представления на религиозные темы.

Финал – заключительная часть пьесы, где разрешается интрига и действие заканчивается.

Характер. Иногда автор перед пьесой описывает для актеров характеры действующих лиц.

Шумовое оформление – изображение в театре во время спектакля различных звуков: рокота моря, звона трамвая, грома, гула самолета и т.д.

Эксцентрика – подвижные моменты в представлении, требующие особой подготовки: быстрые переодевания, трюки, драки, поединки, погони, спуск сверху богов или ангелов, летательных аппаратов и так далее.

Явление – сцена действия с одними и теми же актерами.

После того как буквы закончили свой рассказ, душа Света вновь вышла на сцене вперед.

– Надеюсь, что нашим юным зрителям теперь яснее некоторые премудрости драматургии и театра.

– А ведь пьесу можно и просто читать, не ставя в театре! – вспомнил слова Анны Александровны Юлик.

– Но возникла драматургия именно для постановки в театре! Так было в Греции, в Индии; в Китае. И чаще всего именно театр помогает вам представить то, что придумал, а может быть, подглядел в жизни автор пьесы.

Драматургия – это чудо живого слова, звучащего на сцене. Только здесь с вами будут говорить герои произведения, только здесь они будут совершать на самом деле поступки, которым вы станете сопереживать.

– Пьеса – это все равно, что жизнь людей, которую мы видим своими глазами, – заметила Агафья.

– Или сказка, а не только жизнь, – поправил Юлик.

– Не просто жизнь людей, но то из жизни, что нам решил показать драматург и поставил на сцене режиссер с помощью актеров, играющих роли. Были времена, когда один человек мог выступать, как автор текста пьесы, ее постановщик и актер. Теперь эти амплуа, кажется, совсем разделились, но спектакль рождается только из единства этих трех ремесел.

    Для театра секрет не открою:
    С древних лет и до нынешних пор
    Пьесу делают полностью трое –
    Драматург, режиссер и актер.
    Как строителем строится зданье,
    Как изделия льет металлург,
    Так героям – бумажным созданьям
    В пьесе пишет слова драматург.
    А на сцену готовую драму
    Выпускает затем режиссер:
    Ставит всё, как он видит, упрямо,
    На решения смелые скор.
    Волшебство – это дело актеров.
    Мысль и слово они оживят,
    И посредством простых разговоров
    Удивят, возмутят, восхитят.

– А теперь нам пора прощаться, – добавила душа Света. – Сценическое время вообще небольшое, и, как всякое время чудес, оно кончается. Вот и у нашего небольшого представления с вашим участием наступил финал.

Но у вас, юные зрители, останется о нем память. Закройте глаза и откройте их, досчитав до девяти.

– А почему до девяти? – спросил было Федот.

– Не мешай, закрывай глаза! – сказала ему Агата.

Ребята закрыли глаза, а открыв их, увидели, что сидят в своем классе, компьютер погас, а Анна Александровна держит в руке... синее перышко.

– Вот так да! Это же перо Синей птицы, – поняла Диана.

– Действительно, виртуальный театр закончил представление, – сказала преподавательница. – Но у нас осталось перо, напоминающее о чудесах и поиске счастья, которые несут в себе драматургия и театр, где оживают персонажи книги. Но об этом говорит и вся литература.

– Давайте поместим это перо куда-нибудь на видное место, – предложил Юлик.

– Лучше всего – над волшебным компьютером, – уточнил Федот.

И перо прикрепили на стене над компьютером.

– А я не читал книгу о Синей птице и в театре это не смотрел, – огорчился Федот.

– Что же, пусть эта книга будет среди тех, что вы прочитаете летом.

Запишите в тетради: «Метерлинк. “Синяя птица”».

– Анна Александровна, а получится у меня, если я сам попробую написать пьесу? – вдруг спросил Юлик. – Например, о нашем классе.

– Что же можно написать о твоем классе? – переспросила Агата.

– Так, разное. Кто как себя ведет в школе, об уроке и о перемене...

– Но это ты, наверное, тоже попробуешь в каникулы, – одобрила мысль Юлиана Анна Александровна.

– Интересно получится: «Соловьев входит в класс с сумкой и мобильным телефоном, который тут же звонит.

Ученики: Звонок! Готовься к уроку!»

Все засмеялись.

– Ну вот, у нас тут уже начинающий драматург, – улыбнулась преподавательница. – Итак, вы увидели, что у драматического литературного произведения – свои особые законы, как у одного из трех видов литературных произведений.

– А три – это священное число, – вспомнила Агаша. – В древности считали, что земля стоит на трех китах. Или на трех слонах.

– А литература тоже стоит как будто на трех китах – прозе, поэзии и драматургии. Мы коротко познакомились с тайнами всех этих «китов». Как и со многими другими премудростями мира слова. Недаром ведь и название нашего предмета – «словесность». Кстати, девять – тоже особое число. Древние греки говорили о девяти музах – богинях наук и искусств.

– Анна Александровна, а теперь наши занятия закончились? – задали вопрос ученики.

– Почему же? Конечно, нет! Теперь, когда вы будете учиться уже в средней школе, мы, я надеюсь, займемся более серьезными и сложными темами. Ведь учиться правильно распоряжаться своим языком, а также открывать пространства родной и всемирной литературы нужно всю жизнь. До новых и скорых встреч!


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 15
Свидетельство о публикации: next-2023-151444
Опубликовано: 06.11.2023 в 16:13
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1