Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Глава 10 От завязки до развязки


Аркадий Кузнецов
­Увидев написанную на доске тему нового занятия – «От завязки до развязки», Диана спросила Анну Александровну:

– Неужели мы будем сегодня что-то шнуровать?

– Шнуровать? – переспросила Анна Александровна. – Ну, если хотите... в каком-то смысле шнуровать – нити литературного произведения.

– А разве литературное произведение можно соткать из нитей? – теперь уже переспросил Федот.

– Именно соткать – из нитей сюжета.

– Из нитей сю... чего? – Федот не понял слово.

– Сюжет – это линия развития событий, о которых говорится в рассказе, повести, поэме или каком-либо другом содержательном произведении. Давайте посмотрим, что нам покажет компьютер. Наберу на клавиатуре слово сюжет...

И на экране возник перечень под номерами.

– Давайте я прочитаю, что там написано, – сказал Юлик. – «Поиски», «Служба», «Карьера», «Помощь друзей»... Это что?

– Это варианты того, о чем может рассказывать писатель, если в его книге развиваются события.

– Я понял! Поиски – это, например, Руслан ищет похищенную Людмилу. Служба – это когда герой выполняет разные задания, например в «Коньке-Горбунке». Друзья помогают друг другу – например, в «Волшебнике Изумрудного города»...

– Молодец, Юлик! Ты правильно определил сюжетные линии знакомых сказок. Вообще-то литературоведы насчитывают всего восемнадцать видов сюжетов.

– Так мало? – не поверил Федот.

– Тебе кажется мало? Может быть очень много вариантов одного типа сюжета. Например, сказка об Иване-царевиче и Василисе Прекрасной не похожа на поэму Пушкина «Руслан и Людмила», несмотря на то что и Иван-царевич, и Руслан отправляются на поиски любимой, похищенной злыми силами.

– Ивану-царевичу помогают заяц, селезень, щука, а Руслану – волшебник Финн, – напомнила Агафья.

– Теперь посмотрим, какие произведения соответствуют сюжету «Служба», – сказала преподавательница и щелкнула эту позицию в перечне. Ребята увидели названия и стали читать:

– «Мифы о двенадцати подвигах Геракла», «Аленький цветочек», «Храбрый портняжка»... Действительно, очень разные истории, – подытожил Юлик.

– А вот «Помощь друзей», – Анна Александровна щелкнула другой пункт: – «Три мушкетера», «Знаменитый утенок Тим», «Мишкина каша»...

– «Волшебник Изумрудного города», – продолжила читать Диана.

– Такие разные книги – и об одном и том же? – удивился Федот.

– Но тут же во всех книгах кто-то кому-то помогает, – заметил Юлик. – И мушкетеры – они же все друзья, и Элли и ее друзья...

– И служба, – добавила Агафья: – у Геракла служба – он совершает двенадцать великих подвигов, Храбрый портняжка тоже служит королю, а купец в сказке «Аленький цветочек» выполняет просьбы дочерей...

– Но там же еще и другое, – сказал Юлик. – Там его дочь попадает на остров и спасает чудовище, то есть принца...

– А это уже другой сюжет, – подсказала Анна Александровна. – Вот он, – она указала на экран: – «Спасение». А кого еще спасают в разных книгах?

– Например, Айболит спасает больных обезьян, – вспомнила Агата.

– Видите – тут тоже совершенно о разном, но сюжет основан на одном. И так и в каждом другом случае – в сюжетах «Соперники», «Учеба», «Путешествие» – вариантов, действительно, всего восемнадцать.

– Так, наверное, можно самим написать книгу, если знаешь, что есть те или иные сюжеты, – заметил Юлик.

– Да, считайте, что вы сегодня прикоснулись к волшебству литературного творчества, узнав некоторые его секреты. Так что у нас сегодня...

– Почти «Гарри Поттер», – нашелся Федот.

– Ну, почти что так. Но любой сюжет имеет свою линию.

– Как вы сказали – линию? Как нитку? – заметил Федот.

– И на ней – завязка, развязка и многое другое.

– Ясно, эта линия и есть как будто шнурок, – проговорила Диана.

– А что там завязывается? – задал вопрос Федот.

– Давайте посмотрим, – сказала Анна Александровна.– Но произведение обычно начинается не с завязки. Есть еще вот что...

На экране появилась надпись: «Экспозиция».

– Я знаю! – отозвался Юлик. – Экспозиция – это то, что мы где-то видим, например в музее или на выставке...

– Но сегодня мы поговорим о совсем другой экспозиции, – уточнила преподавательница. – Хотя само это слово, означающее по-латински «то, что выставлено», помогает понять, что такое экспозиция в литературном произведении.

– Наверное, выставлены герои, место действия... – предположил Юлик.

– Именно так. А где это должно быть – в начале или в конце произведения?

– Конечно, в начале – когда мы со всеми знакомимся.

– Так и есть – в начале произведения. Ведь прежде чем начнется действие, мы должны знать, о ком здесь рассказано, о чем, и идет описание этого.

Смотрим дальше. Следующее слово – завязка.

– И что завязывается? – спросила Диана.

– Завязывается действие. Происходит что-то, с чего начинаются дальнейшие события. С этого момента автор держит читателя в напряжении. Оно возрастает, пока дело не доходит до – смотрим, чего – «Кульминации».

– А это что? – откликнулись ребята.

– Вершина, самый важный момент произведения, когда действие достигло наибольшего напряжения и должно что-то раскрыться или измениться. Когда же все это произошло, наступает – смотрите: «Развязка».

– Ну конечно, если что-то завязали, то надо развязать, – заметил Федот.

– А развязать надо линию сюжета, закончить действие и показать, что к чему. То, что началось завязкой, кончается развязкой.

– И все? – переспросил мальчик.

– Иногда бывает послесловие – о том, что случилось с героями дальше, но это уже не относится к основному сюжету произведения. Теперь давайте посмотрим, как развивается какой-нибудь конкретный сюжет.

– А давайте такой сюжет: футбол, – неожиданно предложил Федот.

– Футбол? – удивилась Анна Александровна.

– А точно, давайте! – вдруг поддержал Юлик.

– Хорошо, пусть будет футбол. Ввожу в компьютер «футбол»...

– Смотрите, стихи! – показали ученики.

И правда, на экране столбиком проступили стихи, которые все тут же прочитали:

    Сюжет нам нужен для рассказа?
    Футбольный матч! Понятно сразу:
    Команды выбрали позиции –
    Пока мы видим экспозицию.
    Разбег, подкат, защиты встряска –
    Так совершается завязка.
    Но вот на поле комбинация –
    Удар! И это – кульминация.
    Четыре – ноль, табло – как сказка!
    И это – лучшая развязка.
    С трибун несутся славословия –
    Такое к матчу послесловие.

– Вот это сюжет! – обрадовался Федот.

– Ну что же, наш волшебный компьютер может и немного пошутить. Действительно, и футбольный матч может быть настоящим сюжетом, не менее острым, чем какой-нибудь литературный вымысел. Но все-таки вспомним хотя бы один какой-нибудь известный вам рассказ. И, обещаю вам, будет не менее интересный сюрприз. Пожалуй, пусть компьютер вам первым подскажет, что это будет за сюжет, а вы угадывайте.

Анна Александровна нажала на что-то, и прямо с экрана с лаем выпрыгнула небольшая рыжая собака.

– Р-разрешите пр-редставиться! – вдруг пролаяла она человеческим голосом. – Помесь такса с дворняжкой, по первому имени – Каштанка, по втор-рому – Тетка!

– А, так это Каштанка! – понял Юлик. – Из рассказа... как его... писателя вспоминаю... а, Чехова!

Каштанка подпрыгнула и пролаяла:

– Совер-ршенно точно, из рассказа Чехова! Антона Павловича!

– А как ты научилась говорить? – спросила Агафья.

– Второй хозяин научил меня звонить в колокол, стрелять из пистолета и становиться в пирамиду, а потом писатель, р-рассказавший мою историю, так же научил меня говорить с читателями! То есть я лаю, как собака, но вы, читатели, воспринимаете это так, как будто я говорю по-человечески. Вы даже знаете, что я думаю, – и это тоже заслуга писателя! Р-раньше я делила людей на хозяев и заказчиков.

– А потом – на артистов и зрителей, – предположил Юлик.

– Не успела этому научиться – ведь я выступала в цирке только один р-раз! Но зато уже больше ста лет я делю людей на писателей, библиотекарей, учителей и, конечно, читателей! Читателей гор-раздо больше, чем всех остальных! Но сюда меня пригласил учитель. Пр-ригласил, чтобы я объяснила, как р-развивается сюжет моего р-рассказа. Дав-вайте вспомним, о чем гов-ворилось в самом начале.

На экране появился текст Чехова, который стала вслух читать Диана:

Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?

– Можно и немного дальше, – предложила Анна Александровна.

Она отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар.

– Ну, что это, какая часть рассказа? – обратилась к ребятам Каштанка.

– Самая первая, – ответила Агата.

– А как она называется? Вспомните, – попросила уточнить преподавательница.

– Экспозиция, – определил Юлик. – Здесь действие еще не началось и описывается героиня – Каштанка.

– Вообще-то действие началось – она заблудилась, – возразила Агафья.

– Дав-вайте пр-рочитайте дальше! – предложила сама героиня.

День начался с того, что ее хозяин, столяр Лука Александрыч, надел шапку, взял под мышку какую-то деревянную штуку, завернутую в красный платок, и крикнул:

– Каштанка, пойдем!

– Да, правильно, дальше говорится о том, как Каштанка ходила по разным местам с хозяином, и поскольку она жила так все время до того, как потерялась, это – экспозиция рассказа, – заключил Юлик.

– Из экспозиции становится ясно, что рассказ будет о собаке – Каштанке, – добавила Анна Александровна.

Каштанка продолжала:

– А потом воспоминание доходит до того, как я заблудилась. А дальше открылась дверь дома, и меня подобрал незнакомый человек.

– Он был артист, циркач, – вспомнил Юлик.

– Вспомним, как это было, – показала Анна Александровна на экран:

Но она ни о чем не думала и только плакала. Когда мягкий пушистый снег совсем облепил ее спину и голову и она от изнеможения погрузилась в тяжелую дремоту, вдруг...

– Это волшебное слово – вдруг! – вставила преподавательница.

Вдруг подъездная дверь щелкнула, запищала и ударила ее по боку. Она вскочила. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежавший к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:

– Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись. Виноват.

– И дрессировщик взял собаку к себе, – добавила Диана.

– Как это называется в литературе? – пролаяла Каштанка.

– Это завязка, – ответили ученики.

– Вер-рно! Это была зав-вязка, и началась у меня др-ругая жизнь!

– Но сначала тебе, Каштанка, не понравилось у нового хозяина, – напомнил Юлик.

– А почему? Ведь у того... у столяра жилось, я думаю, довольно плохо, – заметила Диана.

– Но я пр-ривыкла к прежней жизни. Да и не дер-ржала зла на мастера и на его сына, я по-своему любила их. Ведь и меня они любили.

– Хотя иногда отец бил, а сын издевался над тобой, – вспоминал рассказ Юлик. – А новый хозяин тебя сытно накормил и стал учить фокусам, но не издевался, как тот мальчик.

– Не ср-разу, я пр-рожила на новом месте целый месяц, а потом стала учиться. Смотрите, как я хожу на задних лапах! А вот так я пр-рыгаю вверх! А еще я умею плясать!

Наигравшись с ребятами, Каштанка продолжала:

– А вы помните, ребята, что было дальше?

– Дальше умер гусь, – сказал Юлик.

– Иван Иваныч, – заскулила Каштанка. – И мне пришлось учиться...

– Заменять гуся в представлении. И артист взял Каштанку в цирк – выступать, – продолжила Агата.

– О, как было удивительно и немного боязно в цирке! – вспомнила Каштанка.

– А что там у нас следует в сюжете рассказа? – напомнила Анна Александровна.

– Так... «Кульминация», – прочитала в тетради Агафья.

– Значит, действие достигло здесь наибольшего напряжения, – сделал вывод Юлик. – Так и есть – для собаки это ведь очень важный момент.

– Да, да! Я очень в-волнов-валась, а еще больше в-волнов-вался мой второй хозяин. И в это время, когда я в-выступала... – читайте:

Тетка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла. Со всех сторон послышались рев и аплодисменты. Хозяин поклонился и, когда все стихло, продолжал играть... Во время исполнения одной очень высокой ноты где-то наверху среди публики кто-то громко ахнул.

– Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка!

– Это Каштанку узнали прежние хозяева, – сказал Юлик. – И Каштанка побежала с арены к ним через зрительный зал.

– Гав! На самую га-лерку! – поддакнула Каштанка.

– А дальше? – спросил не помнящий содержания рассказа Федот.

– А дальше – вот:

Спустя полчаса Каштанка шла уже по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком...

Каштанка глядела им обоим в спины, и ей казалось, что она давно уже идет за ними и радуется, что жизнь ее не обрывалась ни на минуту.

– Что это в сюжете рассказа? – спросила Анна Александровна.

– Это развязка, – ответила Диана.

– Да, это развязка. Она наступила после момента наибольшего напряжения в рассказе – когда Каштанка выступает в цирке и встречается со старыми хозяевами. Чего мы ждем в этот момент?

– Чем все кончится, – ответила Агата.

– И развязка нам это показывает.

– Тут даже пропускается тот момент, когда Каштанка ушла из цирка, – мы уже видим ее на улице. Мне кажется, это писатель сделал для того, чтобы мы быстрей все узнали, – заметил Юлик.

– Я не успела опомниться, как оказалась у Луки Александрыча и Федюшки, – отозвалась Каштанка.

– А тебе не жаль, что ты покинула цирк и другого хозяина? – спросила Агафья.

– Жаль, конечно, но я в-вернулась к тем, к кому пр-ривязалась.

– А они не стали опять тебя обижать?

– А как в-вы думаете?

– Но ведь в рассказе об этом не говорится, – напомнила преподавательница. – Значит, здесь нет...

– Послесловия, – определил Юлик.

– Да, бывает и так. А давайте сделаем вот что: попробуйте дома написать, как стали жить с Каштанкой столяр и его сын, когда собака отыскалась.

Кстати, случай с Каштанкой – не придуманный: такую историю с собакой рассказал Чехову основатель династии дрессировщиков – знаменитый артист Владимир Дуров.

Вы, конечно, знаете уголок Дурова в Москве. Но финал истории был изменен Чеховым: на самом деле собака осталась у Дурова.

Можете предположить дома, почему так сделал писатель.

– А давайте поблагодарим Каштанку, – предложила Агафья. – На, Каштанка! – И она дала ей конфет.

Каштанка вильнула хвостом, сжевала конфеты.

– Пр-ремного благодарна! – И собака исчезла за экраном компьютера, как будто ее и не было в классе.

Продолжение следует

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 4
Свидетельство о публикации: next-2023-151440
Опубликовано: 06.11.2023 в 15:54
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1