Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Глава 8 Как говорят поэты?


Аркадий Кузнецов
­– А почему – говорят? – спросила Анну Александровну в начале нового занятия Диана. – Поэты ведь пишут.
– Пишут письма, записки, планы работы, – заметила Анна Александровна. – А хороший писатель всегда говорит с читателем, и особенно – поэт в своих стихах. Он высказывает свои мысли, используя самые различные, поистине чудесные приемы.
– Ну какое же чудо – стихи? – не понял Федот.
– Самое настоящее. Вспомните, что мы уже говорили об отличии стихов от прозы.
– Речь у поэтов выразительнее и более... как это... емкая, то есть краткая, – вспомнил Шик.
– Не всегда более краткая, но всегда более образная. И я обещала раскрыть те приемы, которые для этого используют в стихах. Но вначале посмотрим, как вы выполнили домашнее задание. Во-первых, какие вам удалось найти примеры стихов с трехсложными размерами – дактилем, амфибрахием и анапестом?
– Я нашла, – сказала Агаша слева. – Вот! – И она прочитала в книге:

Что ты жадно глядишь
на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко
тревогу,
Все лицо твое вспыхнуло
вдруг...

– Это стихотворение Некрасова «Тройка». Здесь ударение повторяется на каждом третьем слоге. Я только забыла, как называется такой размер – два слога нет ударений, а на третьем есть.
– Такой размер называется анапест, – напомнила преподавательница. – Другие примеры есть?
– Посмотрите, подходит ли вот это, – сказал Юлик.

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали.
Товарищ, мы едем далеко,
Подальше от грешной земли!

– Да, это амфибрахий – трехсложный размер с ударением на втором слоге из трех. Больше, похоже, у вас примеров нет?
Ребята подтвердили, что больше ничего не нашли.
– Еще у нас остался дактиль – размер с ударением на первом слоге. Придется привести пример мне:

Тучки небесные, вечные
странники!
Степью лазурною, степью
жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же,
изгнанники,
С милого севера в сторону
южную.

– Это начало стихотворения Лермонтова «Тучки». Как видно, в русской поэзии достаточно распространены как двусложные, так и трехсложные размеры. Ну, а теперь – ваше творчество. Что вы должны были постараться сочинить?
– Написать стихотворение с рифмами, которые вы продиктовали: зима – дома, мороз – вопрос, –ответила Агаша справа.
– Кто у нас такой смелый, что первым прочитает то, что у него вышло?
– Давайте я, – вызвался Юлик. – У меня вышло вот что:

Пришла зима
И снегом засыпала дома.
На дворе мороз,
А в голове вопрос.

– А какой у тебя вопрос? – спросила Диана.
– Ну мало ли какой! У меня всегда возникают разные вопросы.
– Но, – заметила Анна Александровна, – в стихотворении все должно быть как-то связано. Здесь же мы не можем узнать, какой вопрос вызвал мороз на дворе. И ритм до конца не выдержан... Вот такие у меня к тебе, Юлик, замечания. А что у тебя, Диана?
– Я написала так:

Зима, зима, зима,
В снегу стоят дома.
Ударили морозы,
Что я надену – вопросы.

– Диана, все неплохо, но позволь мне подправить последнюю строчку. Не лучше ли так: «Что мне надеть – вопросы!» Так в строчках будет одинаковое количество – чего?
– Слогов, – смутившись, догадалась Диана.
– Но так лучше, действительно, – отозвался Федот.
– А у тебя что получилось? – спросила Федота преподавательница.
– У меня... я написал только две строчки.
– Ну! Федот, да не тот! – отозвалась Диана.
– Подумаешь, принцесса! – ответил мальчик.
– Не ссорьтесь! – сказала им Анна Александровна. – А то прямо получается: «У поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплевывать друг друга...»
– Это ваши стихи? – удивилась Агата.
– Нет, конечно, это – Дмитрий Кедрин. Федот, давай, прочитай свои строчки.
– У меня – вот:

На Севере, где длинная зима,
Из снега люди делают дома.

– Откуда ты это знаешь, Федот?
– Слышал в передаче по телевизору.
– А ведь это неожиданный поворот! И написано хорошо. Но, конечно, вам надо было бы еще постараться, чтобы стихи стали по-настоящему выразительными. Давайте включим наш волшебный компьютер! Наберу слова: «Особенности поэтической речи».
На экране высветились слова: «Поэтический образ».
– Начнем вновь со стихов Есенина, и тоже зимних.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Здесь все передает образ березы. Краткие слова: «точно серебром» – а не, допустим, «как будто это серебро». Сразу же – зрительный образ: «Белая береза под моим окном». Береза – белая, «принакрылась снегом», «белой бахромой». Все – белое...
– Мне кажется, что и окно – белое, – сказала Агафья.
– Это появляется настоящая цветопись. А что такое «принакрылась снегом»? Как будто это не береза, а...
– Девушка, женщина, – продолжил Шик.
Экран показал слова: олицетворение и метафора.
– Береза сравнивается с женщиной, может быть, богиней, волшебницей, – это олицетворение. А «снегом, точно серебром» – это метафора. По-гречески – «сравнение» снега с серебром. То же самое, когда кисти сравниваются с бахромой. Береза как будто в одежде с бахромой.
– Как будто видно: снег блестит, как серебро! – откликнулся Юлик.
– Да, и это уже – маленькое чудо стиха. А дальше до конца, продолжается олицетворение:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Осыпает ветки
Новым серебром.

– И заря тоже как богиня – она «ходит кругом», да еще, как человек, «лениво», и осыпает ветки серебром. Береза как будто стоит в центре мира, а вокруг – смена дня и ночи, заря. Это ведь выражает древнее представление о мире с богами природы и небесных стихий... А вы можете придумать метафоры и примеры олицетворения?
– Но это же Есенин, он великий поэт, – заявила Диана.
– А вот послушайте стихотворение, написанное почти вашей сверстницей, всего на два года вас старше:
День сегодня холодный. Стужа.
Наморозил окна мороз.
Распустилось чудесное кружево,
Словно тысячи маленьких
звезд.

– Ну, как?
– «Мороз» и «звезд» – не очень точная рифма, – нашелся Шик, понимая, что его «мороз» неудачен.
– А ведь тут одна метафора вырастает из другой, морозные узоры – «кружево», а кружево – как «тысячи маленьких звезд».
– Но эта девочка все-таки старше нас, – не унимался Юлиан.
– А как вам вот это?

Почему сегодня стужа,
Почему дышу с трудом?
Потому, что тетя Лужа
Обернулась дядей Льдом!

– Вот это олицетворение! – сказала Агафьяю – Лужа – тетя, лед – дядя.
– Это вообще написал восьмилетний мальчик! Один из самых известных ныне здравствующих наших поэтов – Евгений Евтушенко.
– Поэзия – почти как сказка, – отметила Диана.
– Лучше сказать – это образы, которые возникают у нас в сознании и помогают лучше ощутить и снег, и мороз, и солнце, и облака... А знаете, в какой стране поэзия достигла предельной краткости в изображении природы и настроения человека?
– В какой?
– В Японии. Более тысячи лет назад там уже сочинялись поэтами знаменитые пятистишия. Я наберу на компьютере слово танки – японское пятистишие. Смотрите, что появилось на экране:

Я не могу найти цветов
расцветшей сливы,
Что другу я хотела показать:
Здесь выпал снег,
И я узнать не в силах –
Где сливы цвет,
где снега белизна?
Правда ведь, мы словно видим эту двойную белизну – снега и цветов сливы? И ничего не добавить. А вот еще:

Покоя не могу найти я и во сне,
С тревожной думой не могу
расстаться...
Весна и ночь...
Но снится ночью мне,
Что начали цветы повсюду
осыпаться.

Здесь для удобства нашего восприятия стихи переведены с привычными для нас ритмом и рифмовкой. А есть в японской поэзии еще более короткие стихотворения. Это трехстишия, хокку. Вот смотрите:

Вершина в снегу,
Но дымкой овеяны склоны.
Вечер померк.

И все уже рисуется перед глазами. Тут три краски. Какие?
– Белая, наверное, зеленая и темная, – сказала Агата.
– Вот какие и цветопись и светопись! А бывает в стихах еще и звукопись. Сейчас я наберу слово аллитерация.

На экране возникли строки:
Ты волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна:
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Пожалей ты нашу душу,
Выплесни ты нас на сушу!

Вспомните, откуда эти стихи?
– Они из «Сказки о царе Салтане» Пушкина, – вспомнил Юлик.
– Это князь Гвидон из бочки обращается к волне, – уточнила Агафья.
– А чувствуете ли вы по этим стихам волну? – спросила Анна Александровна.
– Да, чувствуем, – сказал Федот.
– Как будто волны качают бочку, – заметила Диана.
– Вы заметили, как этого достигает Пушкин? Во-первых, мерный ритм стиха, как бы покачивание бочки на новой волне в каждой строчке. А еще – звуки: «волна моя, волна», «гуллива и вольна», «плещешь», «точишь»...
– Тут много звуков л и ш, как будто вода и в самом деле плещет и шумит, – уверенно определил Юлиан.
– А еще – ч, щ... Такое нарочито частое чередование звукоподражательных согласных. Слово гуллива – редкое, оно осознанно выбрано Пушкиным, чтобы было два л... Это и есть аллитерация – «звукоподражание». Вы видели в стихах цветопись, а это – звукопись. Посмотрим другие примеры из произведений Пушкина, например описание Полтавской битвы:

Швед, русский колет, рубит,
режет,
Бой барабанный, крики,
скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье,
стон...

Тут и отрывистые слова, воспроизводящие атаки, и шипящие звуки – как будто разрывается картечь.
– А еще – «бой барабанный», как будто бьют в барабан, «ржанье» – и правда, как будто кони ржут, – добавил Юлик.
– Вот сколько звуков и интонаций боя сразу! А ведь в русской литературе эти приемы были освоены еще в очень давние времена. Вот как скачет конница в знаменитом произведении двенадцатого века – «Слове о полку Игореве»:

Поутру в пяток потопташа
поганые полны
половецкые...
Скачут воины и тут же
стреляют из луков:
Рассушась стрелами
по полю...

– И опять поскакали – «по полю», – подметила Агата.
– Ну хорошо, это так писали давно. А в более современных стихах есть такая же аллитерация? – поинтересовался неугомонный Федот.
– Сколько угодно. Ее, пожалуй, даже стало в двадцатом веке больше. Вот посмотрите:

Били копыта.
Пели будто:
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб...

Это начало стихотворения Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Слова, напоминающие топот копыт, мы воспринимаем настороженно; и неспроста: ведь дальше лошадь падает на мостовую. А вот и еще пример:

Зимы холодное и ясное начало
Сегодня в дверь мою три раза
постучало.
Я встал и вышел. Острый, как
металл,
Мне знойный воздух сердце
спеленал...

Это из стихотворения Николая Заболоцкого «Начало зимы». Какой звук здесь чаще всего повторяется?
– Я думаю, что л, – сказал Юлик.
– Это, наверно, звон льда или зимний ветер, – добавила Агафья.
– Вот так, – подытожила Анна Александровна. – Теперь вы, я думаю, действительно поняли, что поэты именно говорят на своем особом языке, а не просто пишут.
– И не просто говорят, – заметил Федот. – Они как будто разыгрывают представление, как артисты. Показывают фокусы, как эти... иллюзионисты.
– А еще они как будто играют с теми, кто читает и слушает их стихи, – продолжил Юлик.
– Я могу согласиться с вами! Именно так: поэзия – и игра, и представление, но еще и словесная картина, и словесная музыка. И домашнее задание предлагаю вам такое: попробуйте теперь сочинить стихи – ну хоть четверостишие, где были бы или метафоры – сравнения, или олицетворения, или аллитерация. А вдруг это у вас получится? Тогда вам доступно делать чудеса, которые бывают в поэзии!


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 7
Свидетельство о публикации: next-2023-151438
Опубликовано: 06.11.2023 в 14:37
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1