Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Глава 6 Сказки бывают разные


Аркадий Кузнецов

­– У нас в школе вчера отмечали двести лет со дня рождения Андерсена, – сообщила в начале занятия Агафья.

– И что же у вас было? – спросила Анна Александровна.

– После уроков все показывали сказки. Я играла Штопальную иглу. А ведь как интересно: сказка про обычную иголку! Это так у Андерсена бывает: одна сказка про гороховый стручок, другая – про цветы, еще одна – про елку, и все оживают, говорят, думают...

– Сегодня мы как раз поговорим о сказках, – обратилась к ребятам преподавательница. О народных сказках вы уже, наверное, говорили на занятиях по введению в историю.

– Да, мы путешествовали в страну исторических источников, в область, где живут народные сказки, – вспомнил Юлик. – Там живут Баба-Яга, Соловей Разбойник, Иван-Царевич, Емеля...

– Но сказки Андерсена не похожи на народные, – заметила Агаша.

– Смотря какие сказки. Разве «Огниво» не похоже на народную сказку? А «Ганс-чурбан»?
А «Маленький Клаус и Большой Клаус»? – спросила преподавательница.

– Да, это похоже, – согласился Юлик. – Я все это читал.

– А как вы думаете, чем похоже?

– В народной сказке есть цари и короли и в «Огниве» – король и принцесса. И есть простой герой, смекалистый и сам себе устраивающий жизнь. Ему помогают волшебные силы. Так же и в «Огниве». И Ганс-чурбан очень похож, между прочим, на Емелю.

– Ты хорошо это подметил, Юлик. Но вот та же «Штопальная игла». Тут что-нибудь похоже на народную сказку?

– Нет, – сказал, задумавшись, Юлик. – В народных сказках игла не оживает.

– Игла – это, например, смерть Кощеева, – добавила Диана.

– Но она не оживает. Да и «Стойкий оловянный солдатик» – там оживают солдатик, черт из табакерки, игрушки – такого нет в народных сказках.

– Ведь всё это – и игла, и игрушки, и статуэтки пастушки и трубочиста – существует в реальной жизни, но начинает жить по особым сказочным законам, – заметила Анна Александровна. – Значит, писатель, создавая сказку, может подражать народной, но может и перенести сказочные чудеса в обычный современный дом, двор, в жизнь обычных людей. Ведь сказка как бы живет вместе с ним. И лучше всего это, конечно же, подтвердил Ганс Христиан Андерсен.

– А до Андерсена писатели сочиняли сказки? – спросил Федот.

– Сочиняли – и Шарль Перро, и Вильгельм Гауф, и Эрнст Теодор Амадей Гофман, и у нас в России, например, Василий Андреевич Жуковский. Но чаще всего они стилизовали свои сказки под народные. А вот у Андерсена, пожалуй, впервые на первый план выходит сказка, созданная не по законам народной. Это авторская фантазия о сказочных чудесах и приключениях в самой обычной жизни.

На экране компьютера появился портрет Андерсена и рядом – его слова.

– Прочитайте вслух.

Ребята прочитали:

«Материала у меня бездна, больше, чем для любого другого рода поэзии; часто мне кажется, будто каждый плетень, каждый самый маленький цветочек говорит мне: “Только взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни”».

И действительно, стоит мне сделать так, как они велят – и рассказ о каждом из них готов».

– Так и было в жизни самого Андерсена, – заметила Анна Александровна. – Если он видел шкаф, то для него это был целый сказочный мир с оживающими статуэтками. Если он видел розовый куст, то он что-то рассказывал Андерсену. А еще в молодые годы на улице один мальчик подарил ему оловянного солдатика без одной ноги...

– И Андерсен написал о нем сказку «Стойкий оловянный солдатик»! – оживился Юлик.

– А иногда все в жизни остается на своем месте: дети учатся в школе, проказничают дома, взрослые заняты своими делами, и вдруг появляется, откуда ни возьмись, персонаж из сказочного мира. Попробуйте назвать примеры.

– Например, Карлсон, который живет на крыше, – предложила Диана. – Он же прилетает к Малышу – обычному мальчику.

– А еще кто прилетает, приходит или как-то возникает?

– Старик Хоттабыч, – оживился Юлик, – возник из бутылки, которую тоже обычный мальчик нашел. И вот еще старушка, у которой был цветик-семицветик.

– А может быть наоборот, – вмешалась Агафья. – Например, в фильме «Там, на неведомых дорожках» мальчик из реального мира попадает в русские народные сказки, а его бабушка оказывается Бабой-Ягой.

– Только сначала была книга, – уточнила Анна Александровна. – Сказка Эдуарда Успенского «Вниз по волшебной реке».

– А еще Гарри Поттер! – вспомнил Федот. – Он попал в волшебную школу и стал волшебником.

– Ты не совсем прав, – возразила Агата. – В «Гарри Поттере» и то, и это – и чудеса в реальной жизни, и герой попадает в волшебную жизнь.

– Видите, как интересно! – заметила преподавательница. – Но вы не назвали еще один вид тех сказок, которые пишут писатели. Кстати, такие сказки называют авторскими или литературными. Теперь я включу наш компьютер.

На экране появился заголовок «Литературные сказки».

– И сейчас, я надеюсь, начнутся самые что ни на есть сказочные чудеса. Я вызову один из разрядов авторских сказок.

Появилась надпись: «Сказки – стилизации под народные».

– И вот теперь появится один из героев таких сказок.

– Может быть, Ганс-чурбан? Или Конек-Горбунок? – стали спрашивать ребята.

Но на экране возник человечек в феске и башмаках с длинными носами.

– Я Маленький Мук! – представился человечек.

– Знаю, был мультик такой! – сказал Федот.

– «Маленький Мук» – это сказка Вильгельма Гауфа, – уточнила Анна Александровна.

– Я хочу видеть своих друзей из разных сказок. Где они? – спросил Маленький Мук.

Анна Александровна вызвала надпись: «Сказки с перемещением из обычного мира в чудесный». Маленький Мук тем временем соскочил с экрана вниз – на то и волшебный компьютер! – а на экране появилась девочка. Она поклонилась и представилась:

– Меня зовут Алиса. Вы знаете сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес»?

– Я читала, – сказала Диана. – Я знаю: ты попала в страну чудес через нору.

– И таких, как я, много, – продолжала Алиса. – И много таких, кто, наоборот, попал из сказки к обычным детям. Например, моя соотечественница Мэри Поппинс.

– А теперь, наоборот, кликнем сказки, где из волшебного мира что-то переносится в реальный, – продолжила Анна Александровна.

На экране компьютера зажглось: «Сказки с перемещением из чудесного мира в обычный». И тут же появился, нет – вылетел с экрана Карлсон.

– А, Карлсон! – воскликнули ребята.

– Спокойствие, только спокойствие, – произнес Карлсон. – Вся компания в сборе?

– Нет! – сказала Алиса. – Нет еще четвертого. Четвертого типа сказок.

– Сейчас и этот тип будет, – сказала преподавательница.

– А какой еще тип? – поинтересовался Юлик.

– А вот какой. – На экране появилось: «Сказки с особым, придуманным автором миром».

На этот раз вниз спрыгнул сразу узнанный всеми Незнайка.

– А Незнайка действительно из придуманного писателем мира, потому что Цветочного города нет ни в одной народной сказке, – заметил Юлик.

– А Маленький Мук – не из придуманного? – возразил Федот.

– Я появился на свет в одной из стран Востока, – ответил Маленький Мук. – Мою сказку рассказывали во дворцах султанов и падишахов, как и прославленные арабские сказки «Тысячи и одной ночи».

– То есть его сказка похожа на народную, – пояснил Незнайка. – А вот моя совсем даже ни на что не похожа!

– Неужели ни на что? Может быть, Незнайка хвастает? – спросила Агафья.

– Если быть очень точным, – заметила Анна Александровна, – писатель Николай Носов не совсем самостоятельно придумал страну коротышек, а взял ее из зарубежной литературы. И герой, похожий на Незнайку, в том произведении тоже был. Но повести Носова совершенно не похожи на то, что он прочитал, – еще меньше, чем приключения Буратино на приключения Пиноккио. Там – все, что было понятно детям именно в нашей стране, и новейшие достижения науки в то время, когда человек полетел в космос.

– Да, есть еще книга «Незнайка на Луне», – сказала Диана.

– Конечно! И в Солнечном городе я был, и на Луну летал, – мечтательно произнес Незнайка.

– Да это что! Вот я могу летать со своим пропеллером куда угодно, – прервал его Карлсон. – И на Луну, и на Марс, и на эту... как ее... Альфу Центавра!

– А спорим, что я бегу в сапогах-скороходах быстрее, чем ты летишь! – воскликнул Маленький Мук.

– Но попасть в другой мир можно и никуда не летая, и без сапог, – сказала Алиса. – Можно хотя бы очутиться по ту сторону зеркала.

– Девчонки всегда воображают! – отрезал Незнайка.

– Я прошу вас, не надо спорить! Все ваши приключения одинаково интересны. Надеюсь, это подтвердят читатели, – сказала Анна Александровна.

– Сказки действительно бывают разные, – продолжила рассуждать Алиса. – Совершенно случайно можно попасть в страну, где все по-другому.

– А можно и в обычном доме устроить все по-другому – небольшой беспорядок и большой тарарам! – провозгласил Карлсон.

– Ну, это можно сделать и не выходя за пределы сказочной страны, – заметил Маленький Мук.

– Причем любой, и в стране коротышек тоже! – подхватил Незнайка. – Но прежде всего надо верить в чудеса. И уметь их делать. У меня, к сожалению, не всегда это получалось.

– Я понял! – сказал Юлик. – Писатель пишет сказку, чтобы люди верили в чудеса, помогающие добру победить зло. И зовет в самую обычную жизнь какого-нибудь волшебника или что-нибудь чудесное. Или, наоборот, мальчик, или девочка, или взрослый человек вдруг оказывается в какой-нибудь сказочной стране. И там он сам совершает чудеса.

– Или сам, или с помощью друзей, как Элли в «Волшебнике Изумрудного города», – добавила Агата.

– А еще надо пройти очень много испытаний, – напомнила ученикам Алиса.

– А ведь испытания герой проходит и в народных сказках, – заметил Федот. – Например, Иван-Царевич.

– У Алисы испытания даже немного на это похожи, – отметила Диана.

– Мне вот что кажется. Чтобы написать сказку, писатель должен многому учиться. Как я когда-то понял, что всякому делу надо учиться, – сказал Незнайка. – И прежде всего писатель учится у тех, кто многие века складывал народные сказки. Учится, как показывать чудеса, как учить героя сказки все преодолевать. Только обо всем этом он рассказывает по-своему.

– Послушайте! – заволновалась вдруг Алиса. – Нас, героев сказок, ждут и другие читатели. Поэтому мы должны уйти в свои книги. До свидания, уважаемые ученики!

– Верьте в чудеса, этого вам желает лучший в мире... – успел крикнуть Карлсон, и все, кто появился из компьютера, снова вернулись туда.

Анна Александровна выключила компьютер и обратилась к ребятам:

– Но ведь сказки пишутся не только затем, чтобы мы ждали чудес.

– А еще зачем? – спросил Федот.

– А давайте опять обратимся к Андерсену. Вот что он писал в начале всем вам известной сказки «Снежная королева»: «Ну, начнем! Вот дойдем до конца нашей сказки, тогда будем знать больше, чем теперь».

Подумайте – ведь и для этого нужны литературные сказки. Писатель хочет, чтобы мы, читатели, что-то узнали. Может быть, эти слова прежде всего обращены к детям, которые все узнают заново? Вот вы что-нибудь узнали, прочитав «Снежную королеву»?

– Конечно, узнали, – сказала Агаша. – Узнали про Кая и Герду, про их приключения.

– А теперь скажите, приключения ли главное в этой сказке?

– Главное то, что Герда оказалась сильнее Снежной королевы, – ответил Юлик.

– Вы правы. Хотя, конечно, в сказке описывается и обычная жизнь детей в их городе, и волшебный сад колдуньи, и королевский дворец, и разбойничий лес.

– А потом еще Герда попадает на Север, к лапландке и финке, – вспомнила Диана.

– Кстати, к какому типу вы отнесли бы эту
сказку?

– Я думаю, к стилизации под народную, – сказал Федот.

– Нет, тут в обычном мире появляется волшебная сила – зеркало тролля и Снежная королева, – возразил Юлик.

– Конечно, появляется, причем – злая сила, – согласилась Анна Александровна. – Но здесь, наверное, есть что-то от разных типов авторской сказки – ведь есть и царство Снежной королевы, придуманное самим Андерсеном. В народных сказках в точности такого мы не найдем.

– А история принца и принцессы все же похожа на народную сказку, – заметила Агата. – И животные там тоже помогают людям.

– И все вместе – сказка, где переплетаются чудо и реальность, переплетаются различные творческие приемы. И это нас волнует, и мы, читая, во все верим – не так ли?

– Конечно! – сказал Юлик.

– Я предлагаю такое домашнее задание, – стала завершать занятие Анна Александровна. – Вспомните более современные сказки – хотя бы написанные в двадцатом веке, где смешались приметы нескольких разновидностей этих произведений. И, если вы можете, назовите побольше таких сказок, в которых автор сам придумал какой-нибудь фантастический мир.

А в качестве задания потруднее...

– Сочинить сказку? – предположила Агафья.

– Вы угадали. Может быть, вы не будете при этом думать, к какому типу она относится, а может быть, и будете.

Но потом, когда напишете, определите, стилизация ли это, путешествие ли современного героя в сказочный мир, перемещение сказки в нашу жизнь или вы придумали приключения и законы совершенно своего, как говорят, оригинального мира. И прочитайте свои сказки на следующих занятиях.


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 10
Свидетельство о публикации: next-2023-151433
Опубликовано: 06.11.2023 в 14:25
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1