Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

7 В глубь времён


Аркадий Кузнецов

­­Путешествие седьмое
В глубь времен

– Сергей Сергеевич! Мы хорошо отдохнули в каникулы и го-
товы очень серьезно путешествовать! – сообщила педагогу На-
стя в самом начале первого в новой учебной четверти занятия
по введению в историю. – Какие там еще остались области в
Стране исторических источников?
– Сергей Сергеевич, а когда у нас будут раскопки? – задал,
со своей стороны, вопрос Ваня.
– Именно сейчас и будут раскопки! Потому что, если вы хо-
тите серьезно путешествовать, мы отправляемся во владения
Археологии в области вещественных источников. Эта область
еще не очень освоена вами, а Археология занимает в ней самое
видное место.
– Нам не взять лопаты? – деловито вставил Алеша.
–Нет, все необходимое ждет вас на месте! Произношу закли-
нание...
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные,
Откройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
Первое, что увидели ребята и Сергей Сергеевич, был гигант-
ский раскоп, пропастью уходивший вниз.
– Осторожно! – воскликнула Даша. – Тут все спускается
ступеньками!
– Эти ступеньки называют культурными слоями, – пояснил
Сергей Сергеевич. – Чем ниже слой, тем он более древний.
– А чем выше, тем новее, – догадался Алеша.
– Это ты точно сказал, – похвалил его педагог. – А вот и мо-
лодой специалист по раскопкам!
К путешественникам подошел длинноногий и длиннорукий
человек в рабочей одежде с лопатой в руках.
– Давайте знакомиться! Я Копа, практикант на Большом
раскопе при дворце Археологии.
– А мы ученики, а это Сергей Сергеевич, наш преподава-
тель, – сообщила Даша. – А чем вы здесь занимаетесь? Вы тут
копаете, да?
– Сейчас я определяю границы культурных слоев.
– А что это за слои? – спросила Настя.
– Постараюсь популярно объяснить. Вы знаете, зачем вооб-
ще проводятся раскопки?
– Конечно! В земле находят остатки прежней жизни людей –
камни, изделия... – ответил Ваня. – Они покрылись от време-
ни |землей, поросли травой...
– Давайте, Копа, я покороче объясню ребятам, что такое
культурный слой, – вмешался Сергей Сергеевич. – Видели ли
вы когда-нибудь, как копают землю в городе там, где залит ас-
фальт? Все эти ямы-канавы, куда укладывают водопроводные
и газопроводные трубы?
– Конечно! – сказали дети.
– Тогда вспомните: под верхним слоем асфальта в месте про-
ведения земляных работ оказывается еще один – почему?
– Потому что его заливали раньше – это же всем понятно! –
отозвалась Настя.
– А еще ниже – еще более давний асфальт, еще ниже может
быть булыжная мостовая, которая была еще до асфальта. В дет-
стве я еще застал время, когда асфальт клали прямо на старый
булыжник.
– Но вы сказали, – перебил Алеша, – что это слои асфальта.
А что же культурные слои – это, значит, насыпали когда-то
культуру, потом на нее еще культуру, а потом – современную
культуру?
Сергей Сергеевич и Копа дружно расхохотались.
– Нет, не совсем так, – наконец сказал Копа. – За сто-двести
лет на поверхности земли накапливаются предметы опреде-
ленного времени. Потом они постепенно уходят под землю, и
над ними оказываются уже памятники новой культуры.
– А как археологи находят место, где под землей осталась
старая культура? – спросила Даша.
– Пусть Копа вам расскажет, – предложил Сергей Сергее-
вич.
Копа немного смутился, шмыгнув носом.
– Я вообще-то закончил только первый курс землекопатель-
ного факультета нашей Академии археологии и изучил еще не
так много. Но попробую рассказать. Во-первых, на помощь
приходят письменные источники...
– А разве мы в области письменных источников? – удивился
Леша.
– Нет, но в Стране исторических источников все области
приходят на помощь друг другу – это один из ее законов. Кни-
ги и документы в самом деле могут многое подсказать – напри-
мер, где проходили оживленные торговые пути, на которых
могли быть исчезнувшие города. Еще нужно как следует изу-
чить природу. Где могли в древности селиться люди? В морской
бухте, на удобном берегу реки, на холме. Там можно начинать
раскопки.
Из-за каменного уступа послышался голос:
– Копа, что ты разводишь канитель? Достаточно упомянуть,
что есть правило трех «П», которым пользуются все археологи.
Ребята оглянулись и увидели девушку, такую же худоща-
вую, как и Копа, сидящую на корточках и что-то перебираю-
щую.
– Добро пожаловать на раскопки, – сказала она. – Меня
зовут
Капа. Я тоже прохожу практику. Только Копа роет рас-
коп, а я очищаю, сортирую и, если можно, восстанавливаю
находки.
– А какое это правило трех «П»? – спросил Капу Ваня.
– Археологи ищут три «П»: пожары, помойки, погребения.
Если найдется что-нибудь из этого, то, можно сказать, к нам
пришла удача.
– Вот еще – пожары, помойки... Какая тут может быть уда-
ча? – засмеялся Алеша.
– А ты напрасно смеешься, – сказал Сергей Сергеевич. –
Именно в таких местах остается много свидетельств жизни лю-
дей: спасаясь от пожара, люди бросали все нажитое, на помой-
ку, естественно, все выбрасывали...
– А погребения? Неужели так интересно находить кости
тех, кто похоронен? – фыркнула Настя.
– Во-первых, – вмешался Копа, – и кости нужны для науки:
по ним можно восстановить облик умершего. Этим заведует
младшая сестра Археологии – Антропология.
– Антропология – тоже целая наука, – пояснил Сергей Сер-
геевич. – Представьте себе, что по черепу можно нарисовать
портрет и вылепить бюст. Например, наш выдающийся антро-
полог Герасимов воссоздал по останкам портреты Ярослава
Мудрого, Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и других лю-
дей, чьи изображения были неточными или не сохранились.
– Ничего себе! – воскликнул Алеша.
– А теперь представьте себе, – продолжил Копа, – древние
языческие времена, когда люди верили в то, что положенные в
могилу вещи или сделанные там изображения оживут в за-
гробной жизни. Если археологам попался, скажем, надгроб-
ный курган вождя кочевого племени, то они найдут, кроме
украшений покойного и остатков его одежды, оружие, конскую
упряжь, посуду...
– Копа, расскажи им про Египет, – предложила Капа.
– Ну, конечно, Египет – это просто страна чудес, где люди
помещали в гробницы знатных людей все, что угодно, и еще
оставляли множество изображений. Правда, многие гробницы
правителей – фараонов – в Долине царей были разграблены, и
лишь однажды, в 1924 году, английский археолог Говард Кар-
тер совершил великое открытие. Он, можно сказать, наткнулся
на нетронутую гробницу Тутанхамона.
– Я знаю, что там было четыре саркофага – это так называ-
ют гроб в Древнем Египте, – сказал Ваня.
– Не только саркофаги – все, что было найдено в гробнице,
занимает теперь целый этаж Национального музея в Каире!
Маски фараона, оружие, медицинские инструменты, сосуды...
И многое – из чистого золота!
– А чем занимается Капа? – спросила Настя, украдкой на-
блюдая за тем, как Капа складывает и склеивает черепки.
– Это называется восстановление древнего сосуда из глины
по фрагментам, которые нашел Копа, – ответила Капа, не пе-
реставая подбирать черепки, сходящиеся краями.
– Как у вас красиво получается! – отметила Настя.
– Это как в детской игре, где надо из кусочков выложить
целое изображение, – заметил Копа. – Да еще надо все черепки
пометить номерами...
– Посмотрите, а вот там что-то откопали! – Ваня всматри-
вался вдаль, где на склоне раскопа копошились еще несколько
археологов – видимо, тоже практиканты.
– Вот это и есть гробница. Посмотрим, что там нашли, – и
Копа повел путешественников к месту раскопок.
– А почему археологи работают тут не с лопатами, а с совка-
ми? Я уже давно с совком не играю, а они – как маленькие
дети! – не поняла Настя.
– А вы сами подумайте. Если бы здесь копали лопатами, то
они могли бы разрушить стенки и крышу погребального соору-
жения или поцарапать их. Вот и копают осторожно, не вруба-
ясь в землю, а черпая ее совками или рабочими лопатками. Ви-
дите – постепенно открывается древняя каменная кладка.
– Здорово... – произнесла Даша. – А чья это гробница?
– Знаете что? – предложил Сергей Сергеевич. – Попробуйте
определить это сами. Посмотрите – в стороне лежит то, что уже
выкопали изнутри.
– Так... – начал изучать Леша. – Какая-то плетеная верев-
ка, лоскутки... Ого! Шлем. Значит, это солдат... то есть воин.
– Это не простой воин, это, наверное, начальник – смотри,
тут бляшки с пояса, – поправил Ваня и спросил Сергея Сергее-
вича: – Они золотые или бронзовые?
– Как видно, золотые. Но точно определить материал можно
лишь по химическому анализу, который проведут в специаль-
ной лаборатории.
– Глядите, а рядом – конское снаряжение – уздечки, сед-
ла, – обратил внимание Ваня.
– Там, дальше, – указал Копа, – и останки коней, которых
похоронили вместе с покойным.
– Значит, это, наверное, вождь кочевников, – сделал вывод
Ваня. – Они так были привязаны к лошадям, что закалывали
их после смерти хозяина и хоронили вместе с ним.
– Ну вот и вполне обоснованное мнение, – одобрил Сергей
Сергеевич.
– А бывало так, что раскапывали целый город, о котором
раньше ничего не знали? – задала вопрос Копе Даша.
– Бывало, и много раз. Город первых земледельцев на терри-
тории современной Турции – у селения Чатал-Гуюк, могуще-
ственный город Эбла в Сирии, – он существовал более четырех
тысяч лет назад.
– А Троя? Легендарный Илион! – воскликнул Сергей Сер-
геевич.
– Да, конечно! Это было еще в девятнадцатом веке, – стал
рассказывать Копа. – Немецкий предприниматель Генрих
Шлиман всю жизнь хотел найти город, за который велась са-
мая знаменитая в древней истории война – Троянская. Он
увлекся этой идеей еще в детстве, когда прочитал детскую кни-
гу по греческим мифам. А в те времена почти никто не верил,
что в мифах есть какая-то правда. Самые крупные ученые счи-
тали, что Троянская война – это выдумки. И вот, накопив сред-
ства, Шлиман купил участок земли на холме Гиссарлык –
в том месте, где, по описаниям в поэмах Гомера, должна была
быть Троя. Экспедиция долго копала и наконец раскопала
остатки стен и золотые сокровища!
– Что ты так восторженно распространяешься о Шлима-
не? – с досадой в голосе сказала Капа. – Это же был не профес-
сиональный археолог, а чистейший воды авантюрист! Увлечен-
но, как ты говоришь, копая Трою, он мимоходом уничтожил
следы того города, который и погиб в ту знаменитую войну! То,
что он нашел, – гораздо более древнее поселение. Серьезные
ученые до сих пор не могут ему это простить.
– Но ведь то, что нашел в Трое Шлиман, действительно бес-
ценно! – возразил Копа. – Это показывает, что высокая культура92
в том районе была еще за тысячу лет до Троянской войны. А най-
денные им сокровища микенских царей в Греции? Весь мир зна-
ет о Шлимане, а греки считают его почти национальным геро-
ем! В конце концов, археологией должны заниматься именно
такие увлеченные люди. Они и делают большие открытия!
– Да, можно вспомнить еще испанца Марселино Саутуолу, –
заметил Сергей Сергеевич. – В конце девятнадцатого века он,
будучи владельцем земельного участка в горах и проводя рас-
копки как любитель, обнаружил знаменитую теперь живопись
первобытных людей на стенах пещеры Альтамира. А маститые
ученые в это время считали, что в такие далекие времена живо-
писи не было...
– А кто такой профессиональный археолог? – спросил
Леша. – Что он должен знать? Я-то думал, что археологу доста-
точно взять лопату и где-нибудь копать.
– Вот посмотрите на эти наши тетради, – показала на кипу
исписанных тетрадей Капа. – Настоящий археолог должен
подробно описывать по слоям все, что он находит в земле, ве-
сти учет находок. Если он снимает верхний слой и открывает
более нижний, то надо зарисовать или сфотографировать пер-
воначальный вид.
– Это чтобы все видели, что здесь было в разное время, – до-
гадалась Настя.
– Да! – вдруг спохватился Алеша и обратился к Копе. – А где
у вас тут клады?
– У нас есть большое кладохранилище. Прямо рядом с рас-
копом.
– Зайдемте! – сказала Настя. – Очень хочется посмотреть,
кто и как оставлял клады.
...В кладохранилище Сергей Сергеевич подвел ребят к боль-
шой витрине, где были выставлены кувшины, кубышки, ящич-
ки с монетами и драгоценностями.
– Конечно, археологам очень везет, если они находят клад, –
начал объяснять преподаватель. – Клад может о многом рас-
сказать и многое подсказать.
– Что же он может подсказать? А я думал, подсказывают,
где искать клад, – заявил Алеша.
– Ну, где искать клады, представить себе довольно просто.
– Клады могут быть в подвале, на чердаке дома, в тайни-
ке, – добавил Ваня.
– Все правильно. Но главное – понять, кто и зачем оставил
клад.
– Конечно, богатые люди. Еще пираты... – задумался Алеша.
– Ну, посмотрим этот клад, – Сергей Сергеевич указал на
шкатулку, наполненную до краев серебряными рублями. – Его
действительно оставил богатый человек. Как вы думаете, по-
чему?
Ваня получше рассмотрел монеты и сказал:
– Они одинаковые – все сделанные в одном, 1800 году. Зна-
чит, у хозяина этих монет их было много в одно время. И шка-
тулка говорит о том, что она принадлежала богатому человеку,
– она красиво отделана.
– Ты прав, Ваня. И еще интересно предположить, зачем
оставлен клад. Этот, очевидно, был сделан на всякий случай,
на черный день. А что вы скажете об этой находке?
Рядом со шкатулкой стоял глиняный кувшин. Из него были
высыпаны мелкие затертые монеты.
– Ну, это, конечно, небогатый человек, – сделала вывод
Даша. – Даже очень небогатый – такой простой кувшин, а мо-
неты – это же копейки...
– Правда, лет сто пятьдесят назад, когда был оставлен этот
клад, на копейку можно было купить ломоть хлеба, а на десять
копеек, или, как их еще называли, гривенник, – лубочных
картинок. Но все равно, конечно, эти сбережения оставил бед-
ный горожанин – какой-нибудь подмастерье. И собирал он их
долго – тут монеты разных годов выпуска...
– А зачем он их собирал – ведь у него и так было мало де-
нег? – удивилась Даша.
– Может быть, оставил для своих детей или копил годами на
какую-то важную покупку. Клады оставляли в годы войн, пря-
ча драгоценности от врагов. Обычно это бывает понятно по да-
там выпуска монет, например перед 1812 годом.
– Вот бы самому найти какой-нибудь клад! – размечтался
Алеша.
– Только учтите: найденное нужно сдать государственным
органам, а вам останется четверть стоимости клада.
– А я без всяких кладов стал монеты коллекционировать по-
сле того, как мы побывали в области Нумизматики, – сообщил
Ваня. – У меня уже есть две копейки девятнадцатого века, а
еще английские пенсы и немецкие пфенинги.
Тут в книгохранилище зашла Капа.
– Идите попейте с нами чаю с мятой, – пригласила она путе-
шественников.
Ребята и Сергей Сергеевич с удовольствием вернулись к рас-
копу и заняли места у пузатого чайника.
– Интересно, – спросил Алеша, отхлебывая глоток аромат-
ного напитка, – археологи находят следы прошлого только под
землей?
– Нет, конечно, – ответил Копа. – Есть подводная археоло-
гия, есть пещерная...
– Это что: археолог в акваланге отправляется на дно моря
или реки? – удивилась Настя.
– А что тут удивительного? Ты по телевизору не смотрела
путешествия команды Кусто? Они под водой какие-то стены
нашли, – заметил Ваня.
– Как же стены оказались под водой, а не под землей?
– Дело вот в чем, – стал объяснять Сергей Сергеевич, – здесь
уже кончается история и начинается география. Уровень воды
в море с течением веков и тысячелетий может меняться. Неко-
торые поселения людей – города, крепости, когда-то стоявшие
на берегу, оказываются со временем затоплены водой. Напри-
мер, был на Черном море город Тмутаракань. Он процветал бо-
лее тысячи лет назад, а теперь его остатки оказались букваль-
но на дне морском.
– А слово «Тмутаракань» теперь означает что-то, находяще-
еся невесть где, – поделился знаниями Ваня.
– Еще археологи ищут под водой затонувшие корабли, – до-
бавил Копа. – Они выкапывают со дна древние сосуды, нахо-
дившиеся в трюме, и их содержимое.
– А есть еще пещерная археология, – вставила Капа. – Это
должно быть понятно: в древности люди жили в пещерах и
оставили там много своих «следов».
– Тут уж нужен не акваланг, – заметил Ваня, – а фонарь,
чтобы пробираться в глубь пещеры и освещать свои находки.
– В пещерах нашли первобытную живопись, места поклоне-
ния духам. В Крыму, Грузии, на западе Китая есть целые пе-
щерные города, где жили монахи-отшельники или местные
жители скрывались от полчищ врагов, – пояснил Сергей Сер-
геевич. – Ну что, ребята, вкусный чай?
– Спасибо, вкусный, – отозвались ученики.
– Такой чай восстанавливает силы археологов. Я думаю, что
наши новые знакомые – практиканты сейчас будут оформлять
документы о своих находках. А мы вернемся в класс.
– До свиданья, археологи! Успехов вам! – попрощалась за
всех Даша.
– Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные! –
произнес Сергей Сергеевич, и раскоп исчез. Ребята вновь были
в своем классе.
– Хочу быть археологом! – заявил Алеша. – Как там классно
все у них! И я бы так копал...
– Копал, копал и выкопал бы банку от кока-колы, – не удер-
жалась от издевки Настя.
– Да что она все задирается, Сергей Сергеевич! – восклик-
нул Леша.
– Чтобы стать археологом, надо еще многому выучиться.
А пока вам будет такое домашнее задание: нарисуйте инстру-
менты, которыми пользуется археолог, и раскоп, где в правиль-
ной последовательности сверху вниз расположены слои, остав-
шиеся от четырнадцатого, пятнадцатого, шестнадцатого веков.
Ваши рисунки я потом подарю Копе и Капе.


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 5
Свидетельство о публикации: next-2023-151394
Опубликовано: 06.11.2023 в 00:46
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1