Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

3 За семью печатями


Аркадий Кузнецов
­Путешествие третье
За семью печатями

Нового занятия в комплексе дополнительного образования
ребята ждали с нетерпением.
– Куда мы теперь отправимся? – тут же спросили ребята
Сергея Сергеевича, когда он появился в классе.
– Туда, где вход за семью печатями. В область изучения пе-
чатей – науки сфрагистики.
– А разве так интересно изучать печати? – спросила На-
стя. – Что они такого расскажут о прошлом?
– Вот мы сейчас туда попадем, и вы сами решите, насколько
это интересно. Но, предупреждаю, сегодня вам придется отве-
тить на много вопросов и выполнить разные задания.
Произнеся заклинание, Сергей Сергеевич и его ученики
оказались на дороге, ведущей к массивным воротам.
– Какие странные ворота! – воскликнула впечатлительная
Настя.
Ворота действительно были очень необычные. Их створки
были перевязаны узлами с твердыми кружками с какими-то
знаками. У ворот вдоль стены расхаживал стражник с алебар-
дой и в латах, на которых также было что-то отпечатано.
– Приветствую путешественников! – обратился он к го-
стям. – Вы хотите пройти через ворота?
– Конечно, хотим! – сказали ребята.
– Эти ворота за семью печатями. Они откроются только тог-
да, когда вы ответите на семь вопросов по науке нашей обла-
сти – сфрагистике.
– Ну так задавайте ваши вопросы! – попросил Алеша.
– Вы так уверены, что правильно на все ответите? Тогда вот
вам первый вопрос: как произошло это самое выражение «за
семью печатями»?
– Может, Сергей Сергеевич объяснит? – понадеялся Алеша.
– Нет, давайте сами ответим, – предложила Даша. – «За се-
мью печатями» – так говорят, когда что-то очень хорошо скры-
то. Почему здесь число семь, мне уже объяснили в городке по-
словиц и поговорок. Семь – священное число.
– Вообще, это – много, – уточнил Ваня.
– Значит, «за семью печатями» – это за многими печатями,
то, что очень ценно, – закончила Даша.
– Правильно! – сказал стражник. В старину очень важный
документ снабжали большим числом печатей. Если их срыва-
ли, было ясно, что кто-то тайно прочитал текст. Второй вопрос:
чьи портреты можно увидеть на старых печатях?
– Наверное, портреты правителей – царей, королей. Ведь у
них были личные печати, – ответил Ваня.
– Молодой человек говорит правду, – страж ворот был явно
доволен. – Я просто польщен. Ну, были еще портреты правите-
лей городов-республик, например Венеции. Тогда слушайте
третий вопрос: из какого материала чаще всего была печать,
прикладывавшаяся к документам?
– Этот металл должен быть мягким, чтобы на нем можно
было сделать изображения, может быть, свинец? – предполо-
жил Ваня.
– Точно! – удовлетворенно подтвердил страж. – Ну теперь
скажите: почему позднее все чаще вместо свинцовых мешочков-
печатей стали оставлять лишь оттиск из свинца?
– Я думаю, что металла было мало, а документов нужно
было много, – вставила слово Настя.
– Совершенно верно. С увеличением количества документов,
чтобы засвидетельствовать их подлинность, чиновники нача-
ли ставить на пергаменте или бумаге лишь оттиск печати, а не
привязывать или приклеивать к ним свинец, как раньше. А
знаете ли вы, где обладатель важной печати ее хранил?
– Сейчас, сейчас! Кажется, в фильме «Принц и нищий»
принц взял печать и засунул ее себе за пояс. По ней и узнали,
что он принц. Значит, печать носили за поясом, – заключила
Даша.
– Я просто удивлен вашей догадливостью! Ну что же, ше-
стой вопрос. Надеюсь, вы помните старуху из «Сказки о рыба-
ке и рыбке» Пушкина, которая, став царицей, заедает замор-
ские вина пряником печатным. Что это за печатный пряник?
– Пряник, на котором стояла печать? – спросил Алеша.
– А если подумать получше?
– Не печать, там... Пряники... на них эти... узоры. Навер-
ное, эти узоры напечатаны.
– Я думал, этот молодой человек ошибется, но нет – все, в
общем, правильно! Печатные пряники тоже покрывали изо-
бражениями с помощью оттиска от формочки, – добавил страж-
ник.
– Как куличики в песочнице делают по формочке! – обрадо-
ванно вспомнила Настя.
– Примерно так! На пряниках еще оставляли имена и целые
пожелания. Чем не печать?
– Вкусная печать, – Настя глотнула слюну.
– Ну вот вам и последний вопрос: какой инструмент обычно
использует ученый, изучающий печати?
– Инструмент? Это не ножницы? – предположил Алеша.
– Нет, это, наверное, микроскоп, чтобы все разглядеть, –
возразил Ваня.
– Как же микроскоп, ведь печать – это не микроскопическая
частица! Она видна и обычным глазом, только ее надо как-то
получше разглядеть! Пусть единственный раз вам поможет
учитель, – предложил страж.
Сергей Сергеевич улыбнулся:
– Ну, ребята, подумайте: для лучшего обзора рисунков и
надписей на печати нужно увеличительное...
– Стекло! – догадались все четверо.
– Все верно: ученые-сфрагисты обычно работают с лупой.
Сейчас я начну распечатывать ворота, а вы пока можете уго-
ститься пряниками. Теми самыми, печатными! – И страж во-
рот вынул из кармана кулек с пряниками.
– А сколько могут поведать изображения на печатях! – за-
метил стражник, снимая с ворот первую печать. – Вот перед
вами одна из древнейших реликвий – именная печать египет-
ского фараона. На ней виден символ его власти – змея. А вот
это печать одного из древних греческих городов. Что вы видите
на ней?
– Корабль, – сказали ребята, рассмотрев ближе печать.
– Значит, можно понять, что в жизни этого города ведущую
роль играло мореплавание. А третья печать – императора Ки-
тая. Здесь два иероглифа – «Тянься», что означает «Поднебес-
ная», как называется Китай. В средние века стало еще больше
печатей – в западной Европе их имело каждое городское прав-
ление. Здесь, на воротах, печать вольного города Гамбурга – на
ней открытые ворота, две башни и церковь.
– Можно узнать, как выглядел город, – сделал вывод Ваня.
– И еще многие истории связаны с этими кружочками из
свинца или воска! Вот пятая печать, флорентийская. В городе
Флоренции в Италии в XIV веке, появилась лучшая в Европе
бумага. Она расходилась во многие страны, и узнать ее можно
по оттиску этой печати с распустившейся лилией, означающей
название Флоренция – по-латыни «цветущая». Примерно через
два века появляется бумага с другими оттисками, на которых
изображены леопарды. Это голландская печать. Голландская
бумага вытеснила итальянскую.
– А какая бумага была тогда в России? – спросила Настя.
– Итальянская и голландская. И лишь при Петре Первом
появляется своя, российская, произведенная на бумажных за-
водах в районах Москвы и Петербурга. Ее можно отличить вот
по этой печати. Что на ней изображено?
– Двуглавый орел! – сказал Алеша.
– Конечно, герб России. Ну вот мы и открыли ворота. –
Стражник приоткрыл заскрипевшие створки. – Вы можете по-
пасть по Дороге от этих ворот в область Геральдики.
– А можно еще вам задать вопрос? – спросил стражника
Ваня. – Что за печать у вас на латах?
– Это печать самой госпожи Сфрагистики. На ней изображе-
ны ножичек для прорези на восковых печатях и лупа, а ря-
дом – надпись по-гречески: «Сфрагос», то есть печать. Что же,
добрый путь вам, путешественники, в область Геральдики!
Ребята и Сергей Сергеевич вышли на новую широкую доро-
гу. И тут впереди что-то засверкало. Навстречу скакал на бе-
лом коне настоящий рыцарь в шлеме с разноцветными перья-
ми и щитом с выступом внизу.
– Ой, смотрите, рыцарь! – закричала Даша.
– Он куда-то нас зовет! Совсем как в фильме «Черная кури-
ца», когда мальчику снится сон! – добавила Настя.
– В такой волшебной стране, конечно же, должны быть свои
рыцари, – заметил Сергей Сергеевич.
– А какие доспехи! Это, наверное, полководец, – предполо-
жил Алеша.
– Эй, путники! Вы видите перед собой Герольда – Главного
Распорядителя рыцарских геральдических турниров! Не хоти-
те ли вы попасть на очередной турнир?
– На рыцарский турнир? Конечно! – обрадовались ребята.
– Тогда ваш путь на турнирное геральдическое поле. Но, я
вижу, вы не можете пешком вовремя туда попасть. Давайте я
вас подвезу.
– Только как вы нас подвезете? Нас четверо, и мы не уме-
стимся с вами на лошади! – удивился Ваня.
– Но у меня есть спутник – верный оруженосец, а точнее
было бы сказать – гербоносец. – И рыцарь затрубил в медную
трубу вроде фанфары.
Вдогонку Герольду на коне устремился юноша с большой
старинной книгой поперек седла.
– Мой помощник может посадить верхом с собой двоих де-
тей, а еще двое поедут со мной.
– А Сергей Сергеевич? – воскликнули ученики.
– Я останусь. Мне давно и хорошо знакомы премудрости
науки геральдики, а вот вам это интересно и полезно узнать.
В добрый путь!
...Мальчики ехали радом с Герольдом, девочки – с оруженосцем-
гербоносцем.
– Даже дух захватывает! – восклицал Алеша.
– Скажите, пожалуйста, Герольд, – обратился Ваня, – ваше
имя похоже на название вашей области – Геральдики. Поче-
му?
– Госпожа Геральдика занимается гербами и эмблемами.
Они бывают личные, как у рыцарей, бывают городские, об-
ластные и государственные. Само слово «герб», друзья мои,
произошло от немецкого «эрбе» и означало когда-то «наслед-
ство».
– А почему наследство? – поинтересовалась Даша.
– В далекие времена характерное положение и занятия че-
ловека переходили от отца к сыну. А у знатных людей в Европе
были свои наследственные символы, которые обычно изобра-
жали на воинском щите или на печати, если такая была.
– Про печати нам уже рассказали, – заметил Ваня.
– В каждой области той или иной страны на Западе назна-
чали рыцаря, составлявшего родовые символы – гербы. Его и
называли герольдом, а составление гербов затем стали имено-
вать геральдикой. Вначале личные гербы подновляли для ры-
царских турниров и смотров. Позднее гербами занялись госу-
дарственные органы. Например, в XV веке во Франции
появилась Королевская геральдическая палата, помещавшая-
ся в часовне. Но внимание, друзья: мы уже приближаемся к
турнирному полю. Сейчас вы многое увидите и поймете сами.
Впереди раскинулось большое поле, окаймленное по краям
галереями со стрельчатыми арками, в них выстроились сотни
рыцарей, выставивших вперед щиты с гербами. Вдоль рыцар-
ских рядов ездили верхом распорядители, ходили кузнецы и
художники, подправлявшие изображения на щитах. У ребят
просто закружились головы – так великолепно было красочное
зрелище.
– Внимание! Приехал глава Герольдии! – закричали глаша-
таи. – Все, кто участвует в турнире! Приготовьтесь к представ-
лению личных гербов!
Главный Герольд помог ребятам спешиться и попросил за-
нять места на скамейках сбоку от одной из галерей.
Рыцари протрубили в рога.
– Слушайте Гербового короля! – прокатилось вдоль галерей.
Глава герольдов выехал на середину поля, и знаком попро-
сил всех успокоиться.
– Благородные рыцари! Напоминаю, что вы представите
сейчас личные гербовые: щиты. Щиты могут быть пяти основ-
ных видов – овальные, или итальянские, треугольные, или
нормальные, прямоугольные с выступом внизу – французские,
прямоугольные с закруглением внизу – испанские и вырез-
ные – немецкие. На них рассматриваются изображения лишь
из двух металлов – золота и серебра и четырех цветов – финиф-
тей – красного, синего, черного и зеленого. Нельзя наклады-
вать металл на металл и финифть на финифть. Щит можно по-
крывать полностью или частично беличьим и горностаевым
мехом. Пусть выйдут вперед рыцари, в гербах которых пред-
ставлены геральдические фигуры!
Вперед выступили некоторые из рыцарей. Ребята заметили,
что на их щитах в основном были изображены полосы, кресты
или круги.
– Помощники-гонцы! Выведите на середину поля трех участ-
ников – рыцарей Синего Креста, Красного Сердца и Шахмат-
ной Доски! Представьте свои гербы, господа!
К ведущему состязания приблизились три рыцаря.
– Мой герб – Синий Крест! – начал первый рыцарь. – Синий
цвет означает возвышенность помыслов, которая подобна сине-
му небу; золотое поле – богатство моего рода. Крест – знак слу-
жения Богу и странствий во все четыре стороны света.
– Мой щит рассечен ромбом. Внутри он серебряный, в знак
чистоты и благородства, внешнее поле красное – это символ
храбрости. В центре красное сердце – знак стойкости и стра-
сти, – закончил свою речь второй рыцарь.
– Интересно, Шахматная Доска – великий шахматист? –
предположил Алеша. – Какой-то чудной герб!
Но рыцарь Шахматной Доски тут же объяснил герб по-
своему:
– Мой герб рассечен перекрещенными линиями, и на нем че-
редуются черные и белые клетки. Это говорит о том, что в жиз-
ни чередуются и беды, и радости, человек может пасть до чер-
ной земли и вознестись к высоким белым облакам!
– Все ли так по книге о гербовых фигурах? – спросил Гербо-
вый король своего оруженосца.
– Все точно! подтвердил юноша. – Третий герб весьма ред-
кий, его можно особо отметить.
– Теперь выступают те, кто составил гербы с негеральдиче-
скими фигурами! – призвал Главный Герольд.
На этот раз шагнуло вперед гораздо больше рыцарей. От то-
пота их сапог в галереях послышалось гулкое эхо. Рябило в
глазах от изображенных на щитах фигур животных и людей,
замков, башен и цветов.
– Гонцы! – вновь призвал ведущий турнира. – Выведите
четверых рыцарей – Белой Розы, Золотого Грифона, Замковых
Ворот и Святого Георгия!
И эти носители гербовых щитов представили свои символы.
Ребята узнали, что роза тоже означает храбрость, грифон –
крылатый сказочный лев – изобилие, открытые ворота в гер-
бе – знак гостеприимства. А лучшим был признан герб с изо-
бражением Святого Георгия – покровителя тех, кто борется со
злом, подобно Георгию, победившему змея. Да еще не все рав-
но, в какую сторону повернут всадник, если он скачет слева на-
право – значит, он приезжает, а справа налево – уезжает.
Тем временем глава герольдов провозгласил:
– Следующая часть нашего турнира – парад щитодержате-
лей. Двое слуг участников парада должны пронести гербовые
щиты в костюмах тех щитодержателей, которых участники по-
добрали для большого, или полного, герба.
– Вот это да! – выпалил Алеша.
На середину поля вышли слуги в костюмах львов, ястребов,
лошадей, быков... Все они несли щиты. Некоторые участники
шествия были в костюмах ангелов, некоторые – без костюмов.
Далее объявили парад наверший. Ребята увидели, что это
такое: гербовые щиты несли, увенчав их различными корона-
ми и коронками, рыцарскими шлемами, шляпами и капюшо-
нами. Во все стороны от наверший торчали разноцветные лен-
ты и конские хвосты...
Наконец Гербовый король произнес:
– В заключение будут представлены государственные гер-
бы. Их носители подробно опишут, что означают высокие сим-
волы в их щитах.
Государственные гербы несли на шестах старинные гвар-
дейцы в различной форме. Самым первым следовал щит с чер-
ным двуглавым орлом.
– Это герб Римской империи, разделенной на две части – За-
падную и Восточную. Предполагают, что римляне заимствова-
ли орла из символов более ранних восточных государств. От
римского орла происходят гербы ряда европейских и восточ-
ных стран, – выкрикнул гвардеец в шлеме с перьями и кова-
ных сапогах.
– Почтеннейшая публика! Вы видите герб Германской им-
перии – черный орел в золотом поле, – произнес следующий,
гвардеец. – Этот орел приходится как бы внуком римскому.
– Ясновельможные паны! Перед вами герб Польской коро-
ны – белый орел в красном поле. Говорят, что тысячу лет назад
король Болеслав увидел в небе парящего белого орла и повелел
сделать свой герб подобным германскому, но с орлом не черного,
а белого цвета и глядящим в – противоположную сторону, – про-
говорил гвардеец с цветными перьями на рыцарском шлеме.
Все продолжали слушать объяснения.
– Перед вами, милорды, герб королей Англии, разделенный
на четыре части. Два из них – символ собственно Англии, три
леопарда в красном поле, а в остальных двух – французские
лилии в синем поле. Дело в том, что Англии долгое время при-
надлежали владения на французской территории, и лилии со-
хранялись в гербе даже тогда, когда эти владения были утеря-
ны. Англичане – люди, верные традициям в течение долгого
времени.
– Доблестные идальго! Вот один из самых сложных государ-
ственных гербов – испанский. Он напоминает о том, что Ис-
панское королевство сложилось из различных исторических
областей. Лев в одном из полей – символ области Леона, башня
в другом поле – Кастилия; цепи означают Наварру; красные
полосы в золотом поле, по преданию, нанесенные на щит коро-
левской кровью, – знак Арагона. Внизу пламенеет плод грана-
та – это символ Гранады.
– А это португальский герб! В его середине – пять щитов,
прикованных гвоздями. Это трофей, взятый когда-то в битве
с маврами первым королем Португалии Афонсу.
– Поклон вам, достойное собрание! – воскликнул человек,
в котором ребята узнали русского стрельца в кафтане и шапке
с опушкой. – Представляю герб государства Российского. Ве-
ликий князь, государь всея Руси Иван Васильевич повелел по-
местить на нем двуглавого орла в знак преемственности власти
в православном мире от Византии к Москве. В лапах орла –
знаки власти: скипетр и держава.
Праздник закончился. Главный Герольд, улучив минуту,
обратился к ребятам:
– Ну что, юные гости, вам все было понятно?
– Многое, – ответил за всех Ваня. – Но кое-что еще надо
у вас спросить.
– Спрашивай, юноша!
– Гербы могут иметь люди, государства, отдельные области,
а еще ведь и города...
– Вы можете заглянуть в зал за галереей, где находятся бес-
численные гербы городов.
И ребята прошли в указанный зал.
– Ого! Сколько же тут гербов! – сказал Алеша.
Герольд показал на ближайшие гербы:
– Например, прост герб Лондона. Это крест покровителя
Англии святого Георгия и меч покровителя города апостола
Павла. А на гербе Парижа – ладья, символ острова Сите на
реке Сене, на которой возник город. Есть гербы, которые назы-
вают «говорящими», то есть указывающими на названия горо-
дов. Например, символ французского города Лилля – лилия,
немецкого Мюнхена – монах...
– Гранады – гранат, Леона – лев, – продолжил Ваня.
– Молодец, ты все понял!
– А что это за надписи на лентах под гербами? – поинтересо-
валась Даша.
– Это девизы. Девиз должен прилагаться к гербу. Свои деви-
зы имеют знатные роды и короли. Например, девиз, королей
Англии: «Бог и мое право!», герцогов Савойи: «Иду своей до-
рогой». Есть девизы и у городов. Вот девиз Парижа: «Носится
по волнам, но не тонет», и тут же – титул города: «Мать горо-
дов».
– Еще Киев – «мать городов русских», – уточнил Ваня.
– И Прага, – заметил Герольд, – тоже «мать городов». Вене-
ция – «царица моря», Рим – «вечный город». Между прочим, в
Средние века гербы имели и цехи ремесленников, и гильдии
купцов. У них, правда, были простые символы – ножницы, мо-
лотки, повозки...
– А когда появилась система героев в нашей стране, в Рос-
сии? – задал следующий вопрос Ваня.
– Пожалуй, так просто на этот вопрос не ответить. Государ-
ственный герб существовал с ХV века, земельные – рязанский,
ярославский, смоленский – по крайней мере с ХVI века. Но вот
герольдмейстерская служба появилась лишь при Петре Пер-
вом, именно с этого времени стали утверждать и личные дво-
рянские гербы. До этого у отдельных родовитых князей были
личные печати.
– Так поэтому ваша область находится за воротами с семью
печатями? Ведь и на печатях, и на гербах какие-либо изобра-
жения.
– Во многом, именно поэтому мы соседи со сфрагистами.
– А вот еще что интересно! – А флаги у вас изучают? Ведь
где герб, там и флаг! – сказал Алеша, косясь на виднеющиеся
вдали флагштоки с какими-то флагами.
– Геральдика и вексиллология – наука о флагах и знаме-
нах – родные сестры. Поскольку у вас мало времени, я немного
расскажу вам о флагах. По общим с геральдикой законам на
флаге также обычно могут быть шесть цветов. Белый означает
вечность и чистоту, черный – землю и постоянство, красный –
храбрость, зеленый – жизнь или надежду, синий – мир, спо-
койствие, желтый – славу и богатство. В Северной Европе на
флагах получили распространение кресты, в Южной Европе –
разноцветные полосы. А самым старым европейским государ-
ственным флагом считается Даннеброг – датский флаг, крас-
ный с белым крестом. Он известен с начала ХIII века.
– А российский флаг? – спросили ребята.
– В ХVII веке при царе Алексее Михайловиче в России су-
ществовал крестовый флаг, в котором были белый, синий и
красный цвета. Петр видоизменил флаг, взяв за образец трех-
полосный голландский – красно-бело-синий. Только полосы
поменялись местами. Но еще раньше Петр Первый утвердил
Андреевский флаг – белый с синим косым крестом, который
стал затем военно-морским. Мне можно было бы еще много рас-
сказывать и показывать вам реликвии нашей области, но вас
ждет ваш наставник. Поэтому сейчас я прикажу вновь подве-
сти лошадей и вместе с моим гербоносцем отвезу вас назад.
Когда Ваня, Алеша, Даша и Настя вновь увидели Сергея
Сергеевича, они и попрощались с Герольдом.
– Попробуйте, – сказал он на прощание ребятам, – соста-
вить свои личные гербы и известите как-нибудь об этом меня,
хотя бы через учителя! – И всадники ускакали вдаль так бы-
стро, что заклубилась пыль на дороге.
– Как вы считаете, получатся ли у нас личные гербы? – стал
допытываться у Сергея Сергеевича Ваня.
– Вы многое узнали на Гербовом поле. Попробуйте соста-
вить гербы по правилам. Кстати, «говорящими» могут быть и
личные гербовые символы, намекая на фамилию. Например, в
гербе немецких баронов Розенбергов были розы, а российских
князей Львовых – лев. Можете выполнить эту работу к следу-
ющему занятию. Пора произносить заклинание...


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 10
Свидетельство о публикации: next-2023-151386
Опубликовано: 06.11.2023 в 00:04
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1