Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

1 В гостях у Бабы Яги


Аркадий Кузнецов

­      Путешествие первое
В гостях у Бабы Яги


– Слушай, Ванька, а что это у нас за предмет такой в ком-
плексе дополнительного образования: «Введение в историю»?
– Это, наверное, будут какую-нибудь инструкцию читать
о том, что такое история.
– Но для этого достаточно одного урока!
– Леш, Сергей Сергеевич пришел!
Сергей Сергеевич положил на стол какие-то бумаги и книги
и сказал:
– Сегодня у нас первое занятие по предмету третьего класса
«Введение в историю». Всякое название должно иметь свой
смысл для вас, ребята. И прежде всего мы выясним, что такое
история. Попробуй предположить, Ваня.
– Это – прошлое. Древняя история, история России...
– Да, это прошлое – и далекое, и недавнее. Но это еще и осо-
бая наука.
– Я знаю, какие бывают науки, – сказала Даша: – физика,
химия, ботаника, математика...
– ...русский язык, английский... – обрадованно продолжил
Алеша.
– Нет, Алеша, языки – это не науки, а учебные предметы, –
поправил Сергей Сергеевич. Наука всегда что-то изучает. Исто-
рия изучает прошлое человечества. А вот представьте себе:
ученый что-нибудь сам придумал про далекое прошлое. Это
будет история?
– Нет, конечно, – отозвалась Настя. – Это будут только вы-
думки, а история – только правда.
– Но эту правду нужно узнать. А как ее узнаешь, если то,
что тебя интересует, происходило много времени назад? Для
этого ученые-историки обращаются к историческим источни-
кам. Вы знаете, что означает слово «источник»?
– Это родник, из которого течет река, – ответила Даша.
– Правильно. А в переносном смысле источник – это все, из
чего что-либо проистекает. Например, книга – источник зна-
ний. А исторический источник – это все, что нам рассказывает
об истории.
– Так кто же и что нам будет о ней рассказывать? – вставил
Алеша.
– Есть целая страна. Страна исторических источников.
И мы туда сейчас отправимся.
– Как – отправимся? Мы же на занятии! – воскликнули ребята.
– А вы закройте глаза и произнесите со мною слова:
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
* * *
– Итак, ребята, мы попали в страну, где наверняка встретим
многих свидетелей прошлого. Мы оказались в той ее части, где
живут устные источники, – в области устного народного творче-
ства, или, как говорят, используя немецкое слово, фольклора.
– А почему немецкое? – проявил любознательность Ваня.
– Именно в Германии двести лет назад появились первые
исследователи народных сказок, баллад, преданий, песен.
Двух из них вы знаете – это братья Гримм.
– Так, значит, мы попали в сказку? Вот здорово! – обрадова-
лась Настя.
Ребята и Сергей Сергеевич зашагали по извилистой дорож-
ке среди степных трав. Впереди показался огромный белый
камень.
– Там что-то написано! – заметил Алеша.
Дети прочитали:
Прямо пойдешь – в сказку придешь,
Направо пойдешь – пословицу найдешь,
Налево пойдешь – песню споешь.
– Ну что, витязи на распутье? Какую дорогу выберете? –
усмехнулся Сергей Сергеевич.
– Я хочу в сказку, – сказал Ваня. – Леша, пойдем со мной!
– И я хочу в сказку! – попросилась Настя.
– Ребята, давайте сделаем лучше. Разделитесь. Пусть маль-
чики пойдут в сказку, а девочки – по другим дорогам. Потом
встретитесь и расскажете друг другу, что видели и чему научились.
– Давайте я пойду песни петь! – решила Настя.
– Хорошо, пословицы – это тоже интересно, – сказала
Даша.
* * *
Ваня и Алеша пошли по дороге, ведущей прямо. Вскоре они
вступили в густой лес.
– Путники! – раздался неведомый голос, от которого ребята
вздрогнули. – Вы вошли в Сказочный лес. Здесь живут древ-
нейшие и самые почтенные персонажи сказок – лешие, ведь-
мы, русалки, гномы, феи, сильфиды, сказочные звери! Будьте
осторожны и осмотрительны! Не забудьте посетить избушку на
курьих ножках!
– Даже страшновато... – проговорил Алеша. – Только я не
пойму одного: что мы узнаем об истории от лешего и русалки?
– Наверно, многое узнаем, – ответил Ваня. – Идем дальше,
вон там что-то виднеется.
«Что-то» оказалось избушкой на курьих ножках, окружен-
ной частоколом. Ребята остановились на поляне в нерешитель-
ности.
– Интересно все-таки узнать, как живет Баба Яга. Узнаем,
на месте ли она. Есть кто-нибудь в избушке? – крикнул Але-
ша.
– Стой, не так! – прервал его Ваня. – Ты забыл, что должен
сказать любой сказочный герой перед избушкой Бабы Яги.
– Кажется: «Сезам, откройся!»
– Да что ты! Избушка, избушка, стань ко мне передом, к
лесу задом!
Избушка развернулась к ребятам передом.
Скрипнула и растворилась почерневшая от времени дверь,
из нее высунулась сама Баба Яга.
– Кхе, кхе! Долго же ко мне никто не приходил! А сейчас
чую – русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал? От-
вечайте!
– Я – Ваня, а это – Алеша.
– Ваня? Иван-царевич, что ли? А-хм, как давно это было.
– Нет, не царевич!
– Тогда ты Иванушка-дурачок! Хоть и дурачок, да все в моей
избушке прибрал, и какой обходительный! Заходи, Иванушка,
дорогим гостем у меня будешь!
– Я и не Иван-царевич и не Иванушка-дурачок.
– А кто ты?
– Просто Ваня. Ваня Смирнов.
– Значит, я тебя не знаю. Что тебе нужно? Говори, а не то
уходи подобру-поздорову!
– Ванечка, пойдем отсюда! – попросил Алеша. – Не надо со
старушенцией связываться.
– Подожди, я сейчас вспомню... Бабушка, впусти нас в из-
бушку, баньку для нас истопи, причеши, посади за стол!
– Так бы сразу и сказали. Заходите, добры молодцы!
...Умытые и причесанные Ягой мальчики увидели перед со-
бой грубо сколоченный стол.
– Садитесь, гости, за столы дубовые. Вот яблоки наливные,
вот пироги медовые. Кисельку отведайте!
– Ой, вкуснятина! Давай попробуем! – предложил Алеша.
– Нет, что ты, Лешка! Нельзя есть то, что ест Баба Яга! Спа-
сибо, бабушка, но мы не будем есть твою еду!
– Какой ты разумный, Иванушка! Все сделал правильно и
друга выручил! Теперь я готова вам помочь, гостюшки. Хоти-
те – скажу, где смерть Кощеева. А хотите – открою, какое есть
приворотное зелье от Змея Горыныча...
– Нет, бабушка, – ответил Ваня. – Нам не надо биться ни со
Змеем, ни с Кощеем. Скажите нам только, какое отношение вы
имеете к историческим источникам?
– Это я с удовольствием! Во-первых, вы сами, ребята, повто-
рили древний языческий обычай.
– Какой обычай, бабушка?
– Обычай общения с духом умершего сородича. Я ведь от та-
ких духов веду свою родословную.
Леша не вытерпел:
– Бабушка, а почему у тебя костяная нога?
– Не путай сказки! – заметил ему Ваня, но Баба Яга совсем
не обиделась.
– А потому и костяная нога, что я как бы мертва. И избушка
моя – это как бы гроб, какие у древних славян стояли в лесу,
далеко от жилья людского.
– Фу ты! – буркнул Алеша.
– Но если уважить меня, Бабу Ягу, я помогать людям стану.
Вначале надо произнести волшебные слова-заклинания.
– Понятно! «Избушка, избушка, стань ко мне передом, к
лесу задом!» – воскликнул Ваня.
– Потом обратиться ко мне с просьбой. И, наконец, не есть
мою пищу – не должны живые есть пищу мертвых. А то, что я
сама вам предлагала, – так это я вас испытывала. И Ягой меня
зовут не просто так. Яга – это волшебник, чародей по-древнему.
У меня есть тезки в Индии – это...
– Йоги? – спросил Ваня.
– Они самые. Это одного корня имена. По небу я летаю по-
тому, что дух предка носится в воздухе. А помелом я как бы
землю очищаю.
В это время в лесу раздался пронзительный свист. Поднял-
ся сильный ветер.
Баба Яга высунулась наружу.
– Эй, Соловей, прекрати буянить! Гости у меня! – Она вновь
повернулась к мальчикам. – С этим Соловьем-Разбойником
одни недоразумения. Когда-то, тысячу лет назад, соловьями
на Руси называли степных кочевников, красивших волосы в
желтый – соловый цвет. Соловей-Разбойник был степняком,
совершавшим военные набеги на пограничные земли. А потом
он прыгнул на дерево и стал обычным разбойником с большой
дороги.
– Ничего себе обычным – такой свист! – заметил Ваня. –
А откуда произошли другие ваши знакомые – Змей Горыныч,
например?
– Змея тоже была символом степняков – врагов Руси. Много
голов у Змея – значит, несметна и сила. Ох, трудно было биться
с тысячными ордами – отсюда и могущество Горыныча. А Го-
рыныч он по имени Горына – был такой хан. Это в одиннадца-
том, кажись, веке. А вот еще Кощей оттуда же пришел. Ко-
щей – и есть кочевник. Это потом он себе дворец приобрел и
сундуки с золотом.
– А еще кто живет в твоем лесу, бабушка?
– Да много кто еще живет! Например, Лиса Патрикеевна...
– Она что, тоже историческая? – удивился Алеша.
– Еще какая историческая!
Патрикей – это был такой глава новгородцев – посадник, че-
ловек расчетливый и хитрый. Вот и стали хитрую лисоньку его
отчеством величать. Да ведь она и волка серого проведет, и са-
мого медведя обхитрит. Так и хитрые горожане в далекие вре-
мена и княжеских чиновников могли обдурить, и над бояри-
ном посмеяться.
Тут у нас много интересного в сказочном крае. Есть за лесом
тридевятое царство, где живут цари да царевичи. Ко мне толь-
ко младшие царевичи заходили всегда. Так и было в старину –
старшим детям шло все наследство, а младшие скитались по
свету и сами себе счастья искали.
– А море тут у вас есть? – допытывался Ваня.
– А как же! Посреди окиян-моря синего есть остров Буян. Там
стоит дуб зеленый, под ним бык печеный... А говорят, такой
остров – Буян или Руян – был на пути русских бусов-кораблей к
земле немецкой. Вот и в сказках дальний остров называют
Буян.
– Спасибо, вам, бабушка! – поднялся с лавки Ваня. – Я бы
еще хотел вас послушать, но нас ждет учитель. Мы должны
ему рассказать, что узнали.
– Добрый путь вам, молодцы! – сказала на прощание Баба
Яга. – Приходите когда-нибудь еще! А то мне очень скучно –
мало кто ко мне с таким умом приходит!
– Умными нам еще предстоит стать, – ответил Ваня. – Ведь
страна ваша велика, а нам еще многое надо увидеть.
Ребята быстро добрались обратно до камня – ведь теперь
в лесу перед ними расступались деревья.
– Нам вот как трудно было! – заметил Леша. – То ли дело
девчонкам – одна песни распевает, другая пословицы собирает.
* * *
А в это время Даша, идя направо, добралась до удивитель-
ного городка с домиками разных размеров. Она подошла к сто-
рожевой башенке. Какой-то человечек в кафтане стоял на смо-
тровой площадке.
– Скажите, кто вы? – спросила Даша. – Мне нужно найти
пословицы.
– А я и есть пословица! «По одежке встречают, по уму про-
вожают!» – Зачем к нам пришла, красавица?
– Я хочу выяснить, как пословицы рассказывают о далеком
прошлом.
– Вот, девочка, дома. В них живет много пословиц. Вон в том
домике мастерства работает пословица «Семь раз отмерь, один
отрежь».
– А почему семь раз?
– Семь – вообще число священное. Издавна люди заметили:
на небе семь движущихся относительно звезд светил – Солнце,
Луна и пять планет. А на лице семь отверстий.
– Два глаза, два уха, рот и две ноздри – семь, – сосчитала
Даша.
– А еще семь дней в неделе. Правда, этим занимается Хра-
нитель времени в области хронологии. Вот в старину семь раз и
смотрели, перед тем как что-либо сделать.
– А что это за человек на улице? Подходит к другому и без
умолку болтает.
– Это пословица «Язык до Киева доведет». У нее в доме есть
даже карта воображаемых странствий. Ведь похожие послови-
цы издавна существовали у разных народов. Например, грече-
ская звучит так: «Болтливый человек доведет до Стамбула».
Стамбул был когда-то столицей Турецкой империи, в которой
жило много греков, а Киев – столицей Руси.
– Значит, эта пословица появилась во времена Киевской Руси!
А можно я послушаю, о чем этот болтливый человек беседует
с каким-то старичком в шапочке и с гусиным пером в руках?
– Конечно, можно, я дозволяю.
Даша приблизилась к перекрестку, где слышался спор.
– Как не понять, что на меня зря наговаривают! – кипятил-
ся любитель поболтать. – Ведь не в укор мне сказано: «Язык до
Киева доведет»! Язык действительно может многое! Узнал до-
рогу, глядишь – и далеко пойдешь! Вот о чем моя пословица.
– Что же, все возможно, – рассудительно отвечал старичок
с пером. – Когда-то говорили: «Что написано пером, не выру-
бишь и топором», – имея в виду мое соперничество с мастером-
плотником. Топором можно было в те времена и избу срубить,
и церковь, и целый дворец деревянный, да куда удивительнее
то, что могу написать я пером на свите пергамента! И просве-
тить могу, и взволновать, и плакать заставить, и смеяться! Пи-
саное слово может все!
– А теперь считают, что то, что вы пишете, просто нельзя
уничтожить и топором!
– М-да, нас, пословиц, можно понимать по-разному.
Тут Даша заметила, что по городку то и дело ходят какие-то
странные человечки. Прямо навстречу ей шел, прихрамывая,
какой-то солдат, одетый явно в иностранный мундир.
– Скажите, что с вами? – спросила его Даша.
– Пропал! Пропал, как швед под Полтавой! – выпалил чело-
век с акцентом; – А потчему фы меня не гоните?
– А почему вас нужно гнать?
– Так федь меня за фсе гоняут! Я фсем приношу несчастье!
Я намьекаю каздому на то, его дела бюдут очьень плохи! Как
у император Карл под Полтавой!
Даша на всякий случай поспешила от него прочь. Тут ей по-
встречались еще двое: человек в красивой длиннополой одежде
с длинными рукавами и плечистый добрый молодец в простой
рубахе с засученными рукавами.
– Здравствуйте! А почему вы ходите от дома к дому?
– Мы братья. Вот он богатый, а я живу просто, – ответил
тот, что был с засученными рукавами.
– Мы предлагаем всем работу и беремся за нее оба, – сказал
его брат.
– Да только он-то вот работает не шибко хорошо, боится
платье
испачкать. Вот про него и говорят: «Работает спустя ру-
кава».
А мне нечего жалеть, я ко всему привычен. Про меня гово-
рят: «Работает засучив рукава». Всё споро делаю: кому воды
натаскаю, кому крышу починю, кому сарай построю. А брат в
это время успевает лишь отверстия кое-где вырезать или клей-
мо сделать.
– Как интересно! – воскликнула Даша и вернулась к сторо-
жевой башне.
– Почему некоторые пословицы нигде не живут, а только хо-
дят по улице? – задала она вопрос сторожу.
– Это не пословицы, а поговорки! – ответил человек в кафта-
не. – Поговорка не может иметь свой дом, потому что она не
имеет законченного смысла. Вот поговорки и прибавляются то
к одному, то к другому случаю.
– Какой интересный у вас городок! Но я не могу здесь очень
долго находиться, меня ждут ребята. До свидания!
– Добрый путь тебе, девочка! Тебя, я вижу, можно хорошо
по уму проводить!
* * *
Настя шла по ровной широкой дороге и долгое время видела
вокруг лишь луга и поля. Наконец показался указатель:

«Песенная поляна».
Навстречу выбежала группа каких-то детей в рубашках
и платьицах, расшитых солнышками, петушками и цветами,
и весело заплясала вокруг Насти с песней:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Птички летят,
Колокольчики звенят!
– А как это я буду гореть? Я же Настя, а не лампочка! – оби-
делась девочка.
– Эво! А ты в горелки играть не умеешь? – подскочил один
мальчишка.
– Не очень...
– И песенку эту не слышала?
– Нет, песенку слышала. Мне ее бабушка когда-то пела.
А кто там горит?
– Это песенка-потешка, – сказал другой мальчик. – Мы тут
все потешки. Когда-то наши родители были игровыми песня-
ми, посвященными языческим божествам. Особенно часто
древние славяне прославляли солнце. Вот и призывали его:
«Гори, гори ясно!» или «Выйди, солнышко, колоколнышко!»
А потом появились мы, потешки, которые стали петь дети во
время игры. Вот нас зовут Савка и Гришка. Савка и Гришка
сделали дуду!
Настя вспомнила:
– А я еще знаю потешку!
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи!
Только вот что значит: «Дам тебе гущи»? Это как же можно
человеку сделать гуще дождь?
– A это вовсе не то означает, – стали объяснять Савка и
Гришка. – Дам гущи – это «дам покушать дождику»...
– Дождику покушать? Вот уж не потешка, а потеха!
– Когда-то божеству дождя подносили в дар какую-либо
пищу. Может быть, кашицу – вот тебе и гуща. А еще тогда счи-
тали, что животные могут людям помогать. Вот и пели, обра-
щаясь к зайцу, медведю, лисоньке. С зайцем, девочка, даже
жениха на свадьбе сравнивали.
– А я знаю, – ответила Настя, – что еще во времена Пушкина
встреча с зайцем, перебегающим дорогу, считалась дур-
ной приметой. Правда, сейчас больше считают, что плохо, ког-
да кошка дорогу переходит.
– И кошку, и кота особенно привечали, – заметил Савка.
Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток!
Кот хозяином в доме считался. И петух почитался – он же
солнце призывает!
– Понятно! – догадалась Настя. – Понятно, почему в сказке
лиса призывает петушка:
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку!
Дам тебе кашки
В серебряной ложке!
Значит, петушка кормили, как божество?
– Верно! – согласились Савка и Гришка. – А хочешь, мы тебе
покажем всю нашу поляну? Тут еще очень много народных песен!
– Конечно!
И Настя отправилась с мальчиками на другой конец поля-
ны. Там затягивал песню хоровод, увитый лентами.
Виноград в саду цветет,
А ягодка, а ягодка поспевает!
– Это наши ближайшие родственники – обрядовые песни.
Перед тобой – свадебный хоровод. В старину жениха и невесту
осыпали зернами, а называли ягодами.
Виноград – сударь Ванюшка,
А ягодка, а ягодка – свет Марьюшка.
– Но в нашем краю виноград не растет, – заметила Настя.
– Так виноградом в песне крыжовник называли. А еще на
святки осыпали все кругом сушеными ягодами крыжовника и
пели: «Виноградие красно-зеленое! Овсень – таусень...»
– А это еще что за «таусень»?
– Это был такой бог изобилия у финских племен – Таунсяй.
У славян на него был похож Даждьбог.
– Опять боги! Чудно!
– И на каждый праздник в народе сохранялись обрядовые
песни: колядки – на Рождество, веснянки, песни на Ивана Ку-
палу...
– А что это за лесорубы у вас такие? Рубят деревья и тоже
поют.
Действительно, несколько крепких мужчин подсекали дере-
вья и пели:
Разовьем мы березу,
Разовьем мы кудряву!
– Это трудовые песни, – ответил Насте Гриша. – Они у нас
самые работники. Лес рубят, избу строят, поле пашут – и поют
о том, что делают. А вот по полю идет старейшая трудовая пес-
ня на Руси. Одна группа поет:
А мы просо сеяли, сеяли!
А другая отвечает:
А мы просо вытопчем, вытопчем!
– А какие еще песни есть у вас? – поинтересовалась Настя.
– Исторические. Это когда какое-то историческое событие
попало в песню. Можешь посмотреть.
По полю маршировали солдаты в киверах с лихой песней:
Как заплакала Россиюшка от француза.
«Ай, вы, вставайте, мои деточки, утром поранее,
Вы умывайтесь, мои деточки, побелее,
Вы стреляйте же, мои деточки, не робейте,
Вы своего свинца-пороха не жалейте,
Вы своего же французика наблюдайте!»
– Я знаю! Это про войну с Наполеоном песня, – сказала
мальчикам Настя.
– Тут и про Петра Первого можно песню услышать, и про
Суворова, и про крейсер «Варяг», – сказал Гришка. – Многие
события из истории России оставили свой след в песнях.
– И еще много разных песен здесь гуляет, обо всех не расска-
жешь! – заметил Савка. – А тебе, Настя, мы на память гостин-
цев дадим. Эй, Сенька-везенька! Дай гостье яблок да пряников!
Да коврижек еще сладких!
– Спасибо вам! Я и других ребят угощу, которые пошли по
разным дорожкам в вашем краю!
* * *
Ребята сидели у камня на развилке дорог, угощались тем,
что принесла Настя, и рассказывали друг другу, что видели.
– Мы столько сегодня узнали! А еще что-нибудь есть в стра-
не исторических источников в области народного творчества? –
спросил Леша Сергея Сергеевича.
– Есть, и немало. И Лукоморье, и разные народные фантазии
тридевятого царства, и ярмарка фольклора, на которой разные
народы обмениваются сюжетами сказок и легенд. А дальше все-
го отсюда – место, где живут мифы о богах и героях.
– Мифы Древней Греции? – спросила Даша.
– Разные мифы – и Греции, и Египта, и Индии, и еще леген-
ды, баллады, былины... Может быть, мы еще когда-нибудь вер-
немся сюда, а сейчас пора прощаться на время с этой удиви-
тельной страной. Здесь, как у Пушкина:
Стоит дворец многоколонный,
Богиня Клио в зданье том.
Историк, словно кот ученый,
Страну исследует кругом:
Идет направо – песнь находит,
Налево – сказку объяснит.
Здесь чудеса, здесь мифы бродят,
Здесь древность сквозь раскоп глядит.
Здесь казначей века считает
Над златом разным и сребром.
Здесь на турнире побеждает
Лишь рыцарь с правильным гербом.
Здесь на неведомых пригорках
Найдешь конька, что в три вершка.
Ворота здесь на прочных створках
Хранят печати сквозь века.
В салоне здесь о модах тужат,
А вещи людям верно служат.
Здесь время над своей косой
Идет-бежит само собой.
И я тут был, ходил, бродил,
И вам сюда я путь открыл.
– Что вы говорите? Повторите, пожалуйста! Что за богиня?
Какие ворота? – наперебой заговорили ребята:
– Всему свое время, – улыбнулся Сергей Сергеевич. – А пока
повторяйте:
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Мы встретим еще вас, таинственные
Источники удивительные!
И все вновь оказались в классе.
– Надо же, как будто ничего и не было! – протянул потря-
сенный Алеша.
Сергей Сергеевич усмехнулся.
– Нет, ребята, то, что вы видели, присутствует и в нашей
обычной жизни: и сказочные приметы, и пословицы, и песни.
И по ним мы изучаем наше прошлое.
– А мы еще попадем в Страну исторических источников? –
поинтересовалась Даша.
– Конечно. Через две недели! На следующем занятии.

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Детская литература
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 8
Свидетельство о публикации: next-2023-151384
Опубликовано: 05.11.2023 в 23:53
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1