Бабор! Бабор! Шибко блесиш,
В тьон в урманах куролесиш,
Чейна векова рука
Тя творила, трашняка?
Так перевёл на сибирский диалект стихотворение Вильяма Блейка "Тигр" томский филолог Ярослав Золотарёв. Ох, и шибко же покуролесили с изображением "бабра" геральдисты Иркутска и государственных ведомств в некоторые времена! Пожалуй, это самый запутанный по смыслу и диковинный российский городской герб... Но - всё по порядку.
Пространства Восточной Сибири по берегам Ангары и до озера Байкал, из которого она вытекает, были освоены русскими отрядами землепроходцев позже, чем берега Енисея. Землю эту называли тогда "Братской" (бурятской). В 1661 году посланный енисейским воеводой Яков Похабов построил в верховьях Ангары, у впадения в неё реки Иркут, Иркутский острог и обложил окрестные бурятские племена ясаком.
В 1682 году Иркутск становится центром воеводства, и в 1690 г. ему, видимо, впервые пожалована печать: «в серебряном поле бабра, бегущего по зеленой траве в левую сторону щита и имеющего в челюстях своих соболя». Похожая печать ранее была дана Якутску: "барс изымет соболя".Кто же такой бабр, имя которого вызвало в дальнейшем удивительные превращения зверя в гербе? Этим словом тюрко-монгольского происхождения в России в то время могли называть и тигра, и леопарда, и пантеру. Но изначально слово "бабур" во многих языках, в том числе персидском, означало тигра (так понимал своё имя и основатель империи Великих Моголов в Индии, потомок Чингисхана, грозный правитель XVI века, поэт и писатель Бабур).
Именно тигр, приходивший из Приамурья, в далёкие времена встречался в Забайкалье, относившееся к Иркутскому воеводству, а иногда заходил и к самому Иркутску. Малый народ Забайкалья - орочи поклонялись тигру как божеству. По якутски приамурский тигр - "баабыр".
«Бабръ тол. Звер тако нарицаем обретает са во индииских странах. Величеством с медведя, а голова у него и ноги, и опаш и устна… и ус что у кошки. Нохти велики а шерст полосато. Полоса в длину от головы до хвоста бела, а другая черна брюхат. А лют велми зело»
На печати 1721 года изображённый зверь без всякого сомнения выглядит, как тигр. Тем досаднее ошибка, сделанная списке доклада кабинет-министра Артемия Волынского императрице Анне Иоанновне «Зверям, какие есть в России и где которые водятся» - о животном мире Российской империи, где всё тот же сибирский и дальневосточный "бабр" стал "бОбром". И с этого момента начинаются первые недоразумения. В 1764 году герб был пожалован Иркутскому полку. На нём изображён... натуральный бобр, схвативший зубами соболя. Неубедительный рисунок был подправлен в Гербовнике 1778 года, где герб "Иркуцкой" представляет собой изображение огромного бобра с соболем в зубах...
Всё же тогда, при матушке Екатерине, разобрались, кого надо изображать в гербе. Когда в 1790 году Иркутск получил герб губернского центра (Иркутская губерния была образована в 1783 г.), то на нём соболя держал натуральный усатый-полосатый, с длинным хвостом тигр, бегущий по зелёному полю. То же изображение воспроизвели в верхней части гербов уездных городов - Киренска, Верхнеудинска, Баргузинска и других. И ближайшие по времени письменные источники повествуют, упоминая бабра, о тигре.
Из книги конца XVIII века: «Звери сии для того удостоены изображением на печати, что первой, т. е. бабр из всех в Сибире зверей режее, а второй, т. е. соболь как множеством и дороговизною своего рода, так и знаменитою торговлею, которая соболями очень славна в Иркутском наместничестве»
Вице-губернатор Иркутска Семивский(1817 год): «Бабр большой, сильный и лютый зверь, имеющий хвост длинный и шерсть на шкуре своей светложелтоватого цвета с чернобурыми поперечными полосами, живущий в жарком климате в Китайских и других, Южных, Иностранных владениях, которого относят к роду тигров. Из Китайских владений чрез границу иногда перебегают бабры в Иркутскую Губернию; особенно бывают нередко в краю Нерчинском; и случалось даже, что промышленные звероловы находили и убивали их неподалеку от Якутска»
В Полном своде законов Российской империи (1830 г.)в описании иркутского герба зверь уже назван тигром: «В серебряном поле щита бегущий тигр, а в роту у него соболь. Сей герб старый».
Казалось бы, всё ясно? Но вот однажды петербургские чиновники, составлявшие вскоре, тоже ещё при Николае I, описание местных гербов, не разобрались, что такое "бабр" и решили, что это... бобр, да ещё описали зверька совершенно фантастически. 1846 год, описание гербов Селенгинска и Троицкосавска (Кяхты): «Бобр зверь везде пребывает и воде и на суше. Бобр есть зверь собаке подобен шерсть имеет осисту добре и чем которои чернее тем бываетъ лутеи и зубы вострыя имеет ноги предние что у сабаки а задния гусиным подобны а хвост добре сален рыбе подобен» (???)
Владимир Даль напрасно втолковывал в своём словаре: «бабр - сиб. зверь, равняющийся по лютости и силе льву; ТИГР, полосатый, королевский, царский тигр, на Амуре лют, лютый, Felis Tigris; он изредка появляется в Южной Сибири, в Кайсацкой степи, в Закавказье. Ученые ошибочно назвали бабром одного из барсов, а географы даже, в Иркутском гербе, переименовали и переписали его в бобра».
И в новых вариантах утверждаемого герба закрепился вместо тигра бобр! Примерно в 1872 местные чиновники заменили им тигра на печатях в своих бумагах и на форменных знаках. Возможно, делая это без особого сожаления, потому что с середины века Забайкалье было выделено из Иркутской губернии в самостоятельную область, да и там тигра последний раз видели в 1828 году... Описание герба Иркутска 1878 года: «В серебряном щите, черный бегущий бОбр, с червлеными глазами, держащий во рту червленого соболя. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевской лентою».
Бобр - охотник на соболя? Местные художники герба определённо опешили. Поэтому зверёк-грызун в чистом виде так и не появился в изображении на гербовом щите! "Бобр" в варианте 1878 года сохранил черты тигра, но перевернулся в другую сторону, стал почему-то чёрным (может быть, художник понимал "бабра" как пантеру?)и приобрёл бобровый хвост и перепонки на лапах...
В наши дни, когда талисманами спортивных соревнований иногда становятся звери, одновременно похожие на обезьяну и ягуара с окраской попугая или на корову, козу и собаку, уже ничем не удивишь. Но тогда всё же... И появилась шутка местных жителей, взиравших на чёрного зверя с чем-то красным в зубах: "Кот украл мясо"!
В советское время так и не был разработан заново герб Иркутска, по-прежнему - крупного областного центра, часто воспринимаемого как "историческая столица" Восточной Сибири. В 1960-80-ые годы использовался прежний рисунок, идеологически "безобидный" с полоской флага РСФСР вверху, причём применялся как вариант с тигром, так и вариант с "неведомой зверушкой".
Герб, принятый в 1996 г., получил описание с упоминанием опять же слова "бабр":«В серебряном поле на зеленой земле бегущий бабр настороже, несущий в зубах червленого (красного) соболя: оба зверя повернуты влево». Точная масть зверя и его цвет - не указаны. Зверь, впрочем, развернулся в соответствии с более ранними изображениями - влево, смотрит вперёд и стал больше похож мордой, чем предшественник, на тигра, но чёрный и с бобровым хвостом). В следующем году всё тот же чёрный гибрид-бабр в варианте 1878 г., повёрнутый вправо, стал гербом Иркутской области.
Не раз в последние годы высказывалось критическое отношение к этому рисунку, требовали вернуть так такового тигра в герб: "...изгнали бабра и с герба города Иркутска. Правда, позже он поселился на гербе другого знатного сибирского города – Владивостока, основанного Иркутским генерал-губернатором Николаем Николаевичем Муравьевым в 1860-м. Но на изначальном своем месте вместо бабра появилось нечто странное. Как говорят злые языки, то, что мы видим на нашем гербе – это просто черный кот, который где-то спер кусок мяса и норовит с ним куда-то сквозануть. А еще говорят, что не бывать Иркутску снова великой столицей великой страны Сибирской, покуда не вернется на свое исконное место бабр. Я точно знаю: как только вернется бабр на свое законное место – у Иркутска станет все хорошо. Как и положено великой столице великой страны"(Артур Скальский, Братск, 2008 г.).
Но чаще диковинный вариант "бабра" стал теперь восприниматься как своеобразная достопримечательность Иркутска - такого зверя нет больше нигде!В 2012 году бабра, как уникальную принадлежность города, увековечили в городской скульптуре. В центре города появилось изображение почти четырёхметрового бабра с соболем в зубах, напоминающее переутверждённый герб (авторы - Ольга Смирнова и Наталья Бакут). Отмечается в Иркутске даже День Бабра - 7 сентября!