Помимо тематических садов, в Хантингтоне есть ботанические коллекции, в том числе бонсай, орхидей и саговников. С этими коллекциями проводятся разные исследования, включая консервацию и криоконсервацию. Коллекции служат основой образовательных программ по ботанике, а специалисты проводят семинары по садоводству.
Коллекция БОНСАЙ с миниатюрными деревьями на подставках представлена в двух внутренних двориках. Бонсай — это дерево, кустарник или деревянистая трава, выращенные в горшке и обученные развивать свойства, присущие очень старому дереву. Мне ещё предстоит понять, как это можно «воспитывать» растение. Мы посетили оба дворика, на фотографии в коллаже представлен один из них. В верхнем дворе находится самый маленький бонсай высотой менее 20 сантиметров.
Коллекция бонсай постоянно обновляется и является одной из самых больших и лучших коллекций бонсай в США. Искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре достигло в садах Хантингтон небывалой высоты. Рост растений регулируется за счёт обрезки, прищипки и ограничения размеров корневой системы.
Коллекция бонсай сравнительно молодая. Её формирование началось в 1968 году с личных деревьев, подаренных ботаническому саду одним из любителей. Сейчас их сотни - от многовековых изогнутых можжевельников до величественных сосен и вязов. Некоторым бонсай в коллекциях Хантингтона более 1000 лет. Здесь мы увидели настоящие шедевры.
У бонсай есть два возраста: реальный (время, в течение которого дерево росло) и возраст обучения (время, в течение которого дерево обрабатывалось). Некоторым деревьям в коллекции Хантингтона было сотни лет, когда они были собраны для выращивания бонсай. Другим - меньше 20 лет. В обоих случаях эти деревья могли иметь одинаковый возраст обучения. В коллекции есть несколько деревьев, которые находились в процессе обучения с 1950-х годов, что довольно много для американского бонсай.
Как мы узнали, такие деревья, как калифорнийский можжевельник и дуб, можно взять для обучения в природе, другие, например, гранаты, - среди городских насаждений; многие поступают из питомников. Бонсай, выставленные в Хантингтоне, были подарены или приобретены у частных любителей бонсай, в основном из Южной Калифорнии. При выращивании бонсай возникает много проблем. Бонсай не выживают в помещениях, где слишком сухо и темно, они погибают по многим причинам - от неправильного полива до наличия вредителей и болезней.
Хантингтон располагает одной из крупнейших КОЛЛЕКЦИЙ ОРХИДЕЙ в США, насчитывающей более 10 000 растений. Коллекция содержит более 3600 уникальных сортов, представляющих 280 родов. Орхидеи и другие тропические растения содержатся в оранжерее и трёх закрытых теплицах. Когда мы посетили эти теплицы, то попали в сказочный мир цветов разной формы и окраски. Собранные вместе, орхидеи произвели на нас неизгладимое впечатление.
В начале 1900-х годов жена Хантингтона Арабелла собрала одну из лучших частных коллекций орхидей своего времени. Этой коллекцией в рамках своих служебных обязанностей управлял Уильям Хертрих. По его предложению, Хантингтон посетил многие английские питомники орхидей с целью покупки этих растений для поместья.
Сотрудники, работающие с коллекцией орхидей, регулярно опыляют и размножают редкие виды, чтобы делиться ими с другими ботаническими садами и специалистами в США. Они проводят гибридизацию орхидей для создания новых видов. Хантингтон получил более 100 наград Американского общества орхидей, в том числе пять сертификатов первого класса.
Сады Хантингтон известны также своей обширной КОЛЛЕКЦИЕЙ САГОВНИКОВ, растений древнего происхождения. В 1909 году Хантингтон потратил почти 5000 долларов (более 100 000 долларов в сегодняшних реалиях) на множество «редких и отборных» саговников.
Эти растения существуют сотни миллионов лет и когда-то были настолько широко распространены, что населяли почти все тропические и субтропические регионы мира. Сейчас во всём мире - от Африки и Австралазии (включающей в себя Австралию, Новую Гвинею, Новую Зеландию и прилегающие к ним острова Тихого океана) до Южной и Центральной Америки - их осталось всего лишь несколько сотен видов.
Слово «саговники» явилось для меня новым. Глядя на эти растения, я всегда полагала, что это пальмы. Саговники внешне действительно похожи на пальмы: у них тоже толстые одиночные стволы с большими ярко-зелёными перистыми листьями. Колючие листья саговников могут разорвать одежду и кожу, если неосторожно к ним прикоснуться.
В садах Хантингтона представлены многие из существующих родов саговников. Всего их десять, и наиболее известным является род Цикас. Его представителем является так называемая саговая пальма. Однако название саговая "пальма" ошибочно, поскольку эти растения принадлежат к голосеменным, а пальмы к цветковым растениям. Саговые «пальмы» растут медленно и редко достигают более 6 метров в высоту. Растения, достигшие такого размера в Хантингтоне, растут здесь уже более века. В отличие от пальм, саговники не размножаются с помощью цветов и плодов, а производят пыльцу и семена в шишках. Саговые пальмы цветут один раз в три-четыре года либо мужскими, либо женскими цветами. Цветы больше похожи на конусы. Они отравляют домашний скот, а иногда и людей. Однако, несмотря на эти недостатки, эти древние растения вызывают у своих поклонников необъяснимую любовь.
Раньше люди уделяли этим растениям недостаточно внимания, и лишь некоторые из них использовались в качестве источников крахмала и муки. Однако интерес к ним возрос, когда любители начали подбирать и выращивать их в своих садах.
Представители ещё одного рода саговников - макрозамии - растут в Австралийском саду. Они поразили нас своей мощью и напомнили пальмы больше, чем другие саговники. В эвкалиптовому лесу большие ярко-зелёные макрозамии прекрасно чувствуют себя в созданных им естественных условиях.
Мы не могли не посетить Сад роз, но, поскольку я неоднократно бывала в Саду роз в Кисловодске, то особых эмоций Сад роз в Хантингтоне у меня не вызвал.
Мы были полны впечатлений от увиденного, а впереди нам ещё предстояло посетить художественный музей.