Литературно-музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Архангельск. Каргополь


Аркадий Кузнецов
­       Наш путь по России проходит всё севернее. По обеим сторонам Северной Двины, впалающей в Белое море, лежит Архангельская область. Это - край особой, самобытной культуры поморов - потомков пришедших в Двинскую землю новгородцев-ушкуйников, начавших едва ли не тысячу лет назад освоение путей в Студёное море - Северный Ледовитый океан. В дальнейшем эта земля играла видную роль в связях Московского государства со странами Северной и Западной Европы, что  отразилось в становлении её центра - города Архангельска. Здесь никогда не знали крепостного права, ценили устных сказителей и книги, здесь в Холмогорском краю вырос гениальный сын помора - Михайло Ломоносов...
                Архангельск
        До сих пор в  сёлах, где живёт много старообрядцев,  могут рассказать, что история архангельского герба началась задолго до строительства города. А когда - только Богу ведомо. По воле Господней спустился с небес на крыльях архангел Михаил и вступил в единоборство с дьяволом, который хотел пожрать дитя, родившееся у жены в золотом одеянии. Долгой была битва. Наконец пал нечистый от меча архангела и провалился сквозь землю у берега Белого моря. И до сих пор есть следы этого провала среди еловых лесов и топких болот...
         А достоверно известно, что пришедшие сюда новгородцы уже в XII веке особо почитали Михаила Архангела - борца со злом и тьмой, защитника света и добра. Ведь только солнце и позволяло в долгие северные летние дни встать на ноги, поднять хозяйство в краю, где пять месяцев - зима. И поставили близ двинского устья, на правом берегу сперва часовню в честь святого, а затем срубили из дерева целый монастырь. Выше по реке располагался бывший тогда центром этой земли город Холмогоры. А когда потеряла надолго Россия выход в Балтийское море, перед смертью Ивана Грозного последовал из Москвы указ о строительстве у монастыря в устье Северной Двины Ново-Холмогорского порта. Начали возводить его летом 1584 года. Вскоре, впрочем, на порт перешло название монастыря - Архангельский. И стал Архангельский город местом, где начинался путь через северные моря на Запад и на Восток - в сторону Сибири,
          Прошло сто с небольшим лет, и Архангельск особо приметил молодой Пётр I , использовавший судостроительные навыки поморов для создания больших кораблей и заложивший Новодвинскую крепость Задумал царь разделить Россию на несколько земельных частей, и символом одной из них, на Севере с центром в Архангельске, стал на Петровом рисунке герба России с областными эмблемами в 1701 году Михаил Архангел в шлеме, поражающий дьявола. После того, как на Белом море впервые победили шведов в Северной войне, как переволокли суда из Беломорья к Балтике, стал Архангельск центром одной из восьми российских губерний. И появился в 1712 году его знамённый полковой герб. Правда, почему-то архангел на нём скакал на коне и поражал супостата копьём, так что походил на Георгия Победоносца в гербе Москвы. И часто говорят, что и здесь ликом Михаил оказался похож на Петра...
         Оплошность исправила контора Франческо Санти, и в 1730 году в новом знамённом гербовнике на архангелогородской гербовой эмблеме Михаил вновь - пеший и попирает дьявола мечом и ногами.
          К концу XVIII века Архангельск утратил ведущую роль во внешней торговле России -  относительный упадок города отразился в упразднении в 1780 г. Архангелогородской губернии и вхождении её территории во вновь образованное Вологодское наместничество. Но при утверждении в том году местного герба герб, как уже давно существовавший, сохранил прежний вид - цельный, без верхнего поля с гербом нового административного центра. При этом архангел стал изображаться парящим в воздухе с обнажённым огненным мечом, а дьявол - поверженным, полулежащим и отвернувшимся от Михаила. Описание герба гласило: " В золотом поле щита виден летящий архангел, который вооружён мечом и щитом и поражает поверженного дьявола".
          Правда, в губернском  гербе XIX  века (Архангельская губерния вновь появилась в 1796 г.) и варианте городского герба 1859 г. архангел, названный в описании, наконец, по имени - Михаилом, вновь попирал демона ногами. На щите Михаила появился золотой крест, щит стал синим вместо красного. Такое изображение было ближе к гербам ряда европейских городов также с изображением деяния Михаила - своего покровителя : столицы Бельгии Брюсселя, города Шибеник в Далмации (Хорватия). Большой герб украсился якорями - символами портового города и красной Александровской лентой.
          Во время гражданской войны (1918 - 1920 годы) в Архангельске существовало одно из антисоветских правительств с участием умеренных социалистов и конституционных демократов (кадетов). Оно выпускало местные деньги с изображением архангела в окружении моржа и белого медведя среди снежных торосов - символов Северной области (деньги получили название "моржовки"). После этого почти до конца советской власти прежний герб не возрождался - "идейно" мешал религиозный сюжет. И новый не утверждался: были лишь проекты - корабль, ель и революционный памятник, или стена крепости и корабль.
          Но осенью 1989 года старый герб был восстановлен в прежнем виде (образца 1780 года). Правда, художник почему-то обратил дьявола лицом к Михаилу - получалось, что противоборство ещё продолжается. Вероятно, этим были вызваны попытки некоторых местных депутатов... вовсе убрать с герба дьявола. Мол, не нужно изображать зло. Можно, действительно, подумать: а, правда, зачем в гербе такая мрачная деталь ? Но и на всех иконах в церковной традиции дьявол показывается. А то ведь может получиться так, как в начале советского времени смеялся Владимир Маяковский над иными "борцами": "Сбрасывайте воображаемые оковы... Размахивайте победоносно руками". Таков, наверное, был бы вид архангела без "воображаемого" зла...
          Герб с поправкой в изображении демона - его вновь "отвернули" - был официально утверждён в 2003 году. Герб Архангельской области же воспроизводит рисунок XIX  века.
                На гербе, смотрю, архангел,
                В правой - меч, а в левой - щит,
                От его священной длани
                Дьявол скорчился - сидит.

                Так Всевышнего победой
                Завершился давний спор.
                И над городом рассветы
                Засияли... И с тех пор
               
                В лёгкой дымке, по-над морем,
                Как посланники земли,
                К нам стремятся на просторе
                Отовсюду корабли!..
          
                И над городом сиянье
                Всё сильней у берегов,
                Словно лёгкое дыханье
                Ломоносовских стихов.

                Белой ночью светел город,
                С океаном говорит,
                Герб над ним, со тьмою споря,
                Чистым золотом горит...
                (Владимир Герасимов)


                Каргополь

            Почти все старинные города нынешней Архангельской области получили гербы в 1780-1781 годах. Лишь один герб более старый - герб Каргополя.  Каргополь - неповторимый по своему расположению и красоте, во многом загадочный северный город. Время его основания определяют очень неточно: с XII по XIV век. Название трактуют и как "воронье поле" ("карга" - ворона), и как "медвежья сторона" (от корней из финских языков древнейших жителей), а некоторые даже считают, что "карго поль" - это греческое "грузовой город", так как издавна здесь селились монахи, знающие греческий язык. Попасть сюда нелегко: до сих пор надо ехать от ближайшей железнодорожной станции почти 80 километров. Рядом - озеро лаче, упоминаемое ещё в "Молении Даниила Заточника" XII века как место ссылки автора - приближённого какого-то князя. И позже сюда ссылали людей, но и строили богатый промыслами город там, где из озера вытекает река Онега. Мало где сохранилась такая не тронутая временем старина: остатки города  XV  века с валами, обилие церквей, купеческих палат, резных деревянных домов. Знаменит Каргополь своей радостной многоцветной игрушкой...
           Герб городу впервые составили в 1712 году для Каргопольского полка. В 1730 г. он уже описан: "Белый баран, лежащий в огне на дровах, что учинил Санти, поле лазуревое".И этот герб - тоже необычаен. Почему не ворона, не медведь, а баран?
           И тут начинаются изыскания и легенды. Чаще всего считают, что в здешних краях существовал многие века обычай, которого не было в более южных землях России: приносить в жертву барана, почитая Илью Пророка. Возможно, это перешло на святого ещё от языческих обычаев в честь бога грома и дождя. Но и в христианстве почитается "агнец Божий" (ягнёнок), и баран в огоне может означать верность до самопожертвования. Есть придания о том, что знамя с бараном в огне было ещё у каргопольского отряда на Куликовом поле. Однако достоверно известно о каргопольских полках лишь с XVI века...  Интересную басню о споре животных за каргопольский герб написал наш современник, местный краевед и поэт Геннадий Панин (книга "Побасёнки с рассказами о Каргополе").
                Вот собрались Медведь, Ворона и Баран.
                До оскорблений спор дошёл, обид и ран.
                У них о том, кто Каргополю имя дал,
                И каждый на себя честь эту брал.
          Первым держал слово Медведь:
                ...Медведь продолжил: - В споре краток буду.
                По-фински я "Кархун пуоли" - не забуду,
                Что просто означает тут Медвежья сторона.
                Знать, видно, правда здесь моя одна!
          Ворона в ответ заявила:
                ... С великою победой путь домой державший,
                Ступил на оно поле Князь совсем уставши,
                Окинув удивлённо взором поле с вороньём:
                "На оном месте учредим свой стол и отдохнём!"
         И оба накинулись на Барана:
                - Да, овцы целы, да не наш святой Баран!
                В герб города, попал он, может, из-за ран?
                - Нет, что вы, чем же я святой?
                Сей знак "агнца", само собой,
                За верность ратную, не робкую в бою,
                Я каргопольским воинам даю -
                Как дал сей знак московский царь,
                Руси великой и могучей государь.
        Седой Старик подтверждает права Барана:
                ...Взметнулся в небо синее берёзовый костёр
                И над бараном в ту минуту нож сверкнул остёр...
                От этого и герб у города такой -
                Немного странный, не совсем простой...
           Удивительно, что и у самого известного каргопола  - фамилия Баранов! Александр Андреевич Баранов - купец из Каргополя стал устроителем российских владений на Аляске в конце XVIII - начале XIX века.
           Остаётся отметить, что описание герба, утверждённого в 1781 году, полностью повторяет 1730 год с пометой "старый". С тех пор изображение в гербе не менялось, лишь менялась расцветка: в XIХ веке баран из белого стал чёрным (очевидно, в соответствии с правилом, по которому не рекомендуется "серебро" на "золотом" огне). Иногда частью герба становился герб Олонецкой губернии, к которой , а не к Архангельской, долгое время относился город. И наконец, в 2004 году, когда вновь был официально принят герб, баран стал вновь белым, а пламя - красным с золотой каймой.
               



Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ История
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 8
Свидетельство о публикации: next-2023-150998
Опубликовано: 31.10.2023 в 23:08
© Copyright: Аркадий Кузнецов
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1