«А это басмачи?», показывая на
группу гастарбайтеров спросил маленький мальчик у своего отца. Тут повисла
пауза, легкое недоумение и замешательство, но вскоре отец, улыбнувшись и
удивившись, пояснил «нет, это рабочие, гастарбайтеры». Видимо накануне он
посмотрел какой-то советский фильм про постреволюционные времена в Средней Азии,
где молодая советская власть боролась с басмачами/душманами.
Само это слово я не слышал уже лет
20, с тех пор, пока окончательно не перестал смотреть подобные фильмы, однако
эта ситуация погрузила меня в свои воспоминания и мне стало понятно, почему
мальчик назвал условных таджиков/узбеков/киргизов басмачами. В моё советское
время довольно часто показывали художественные фильмы, в которых называли тех,
кто выступал против советской власти басмачами и отрицательные персонажи были
как раз той национальности, которая сейчас у гастарбайтеров.
Я помню, что в советских фильмах
красноармейцы – это добрые, отважные, идейные и порядочные люди, славянской
внешности, а те, с кем они боролись были представителями Средней Азии и те были
жадными, коварными, хитрыми, жестокими и властными. Вот даже возьмите
знаменитый фильм «Белое солнце пустыни»… Положительные персонажи - все славяне,
белые, а представители Средней Азии - сплошь отрицательные персонажи, одним
словом басмачи. Может быть советский кинематограф совершал ошибку, рисуя всё в
чёрно-белых красках?
А что если негативное отношение к
приезжим, в частности, связано с установками, которые были заложены советским
кинематографом про времена становления советской власти?
Я вспоминаю, что когда я учился в советской
школе, то в моём классе 95% - это были русские, возможно там были украинцы и
белорусы, мне это неизвестно, на весь класс был один грузин и даже татар вроде
как не было. На улицах, разумеется, никаких гастарбайтеров я не видел, потому
что их просто не было, равно как и такого слова, на всех этих должностях
работали так называемые лимитчики, жители соседних с Москвой городов. То есть,
если люди моего поколения изначально бы жили среди такого числа приезжих, то и
такой негативной реакции как сейчас, не было бы.
Думается также, что у русских
негативное отношение не то, чтобы к гастарбайтерам, а вообще к иностранцам, к
людям, которые очень сильно отличаются от них внешне, а всё из-за того, что они
маломобильны. В подавляющем большинстве люди живут очень бедно и не имеют
возможности посещать разные регионы и страны, иначе они бы встречали весь спектр
всевозможных национальностей и реагировали бы на их представителей более
спокойно. Но у русских точно есть такое понятие внутри «свой / чужой», а к
чужим недоверие.
Также понятно, что негативное
отношение к гастарбайтерам вызвано тем, что власти переборщили с лимитом, что
запустили в город и в страну больше, чем это может безболезненно абсорбировать
местное население.
А вообще, разумеется, важна не
национальность, а что ты за человек. Если ты честный и трудолюбивый, твои намерения
прозрачны, ты умеешь что-то делать и готов приносить пользу людям, то тебе в
каждом городе, в каждой стране будут только рады.
В армии есть такое понятие, как
слаживание — комплекс тренировочных мероприятий по обучению военнослужащих
согласованным действиям в составе своего подразделения (экипажа, расчёта,
корабля, штаба и тому подобное), однако работы по слаживанию приезжих
(гастарбайтеров) с местным населением не проводится. Почему?