Проходя мимо музея, увидел группу
школьников 6 класса на экскурсии и это было весьма примечательно.
Итак, впереди идёт экскурсовод, - женщина
средних лет, что-то негромко рассказывает, рядом с ней пять-шесть школьников и
лишь они её слушают. За ней - длинная вереница из школьников и замыкают её три
педагога-сопровождающих, все женщины лет 50-55-ти.
Я стал свидетелем небрежного
отношения к своим профессиональным обязанностям, свидетелем профнепригодности и
нежелания работать, даже за деньги и когда это твоя обязанность.
Дети, которые шли за экскурсоводом,
не слушали, а разговаривали между собой, при этом веселясь и смеясь, а педагоги
шли в самом конце и мило беседовали о чём-то своём, не обращая никакого
внимания ни на своих подопечных, ни на экскурсовода. То есть дети на своей
волне, а взрослые на своей.
Задача экскурсовода завладеть
вниманием всех без исключения экскурсантов, она не должна вещать для малой
группки из 5-6 человек, должна говорить громко и четко, обращаясь ко всем и каждому,
при необходимости подождать, пока все к ней подойдут.
Когда я учился в школе, у нас конечно же тоже
были экскурсии, хоть и не часто, к сожалению, но, если бы возникла похожая
ситуация, что кто-то из детей разговаривал бы во время экскурсии и тем более
смеялся, когда экскурсовод вещает, то сопровождающий педагог тут же бы
подлетела и сделала бы строгое замечание, сказала бы «нельзя разговаривать, слушай
экскурсовода». Однако 3 тётушки-педагога рассудили иначе… они решили, мол, пусть
отдувается экскурсовод, а они пока отдохнут...
И вот получается, что экскурсия
проведена лишь формально, дети не услышали экскурсовода, не впитали, не
прочувствовали то, ради чего и было организовано данное мероприятие, а
учительницы не проследили за тем, чтобы экскурсия прошла успешно.
Ни у кого из них нет даже понимания,
что экскурсия - это не просто очередное обязательное для проведения
мероприятие, не просто приятное времяпрепровождение, что такие мероприятия призваны
не только информировать, но и воспитывать души молодого поколения, формировать
личность, расширять сознание, делать из человека животного типа человека
культурного, однако никакого приобщении к культуре, к истории, к традициям
России не происходит, никому нет никакого дела.
Родители этих детей, видимо, не
провели накануне экскурсии необходимую беседу, не дали наказ вести себя
прилично и слушать внимательно экскурсовода.
На самом деле жалко детей, им явно не
повезло с педагогами, которые не радеют за своё дело, относятся к своим
функциям чисто формально и скорее всего не любят свою работу, а просто вынужденно
отбывают «повинность» в ожидании выхода на пенсию. Были бы у этих детей другие
педагоги, может и они были бы другими.
13.4.23