Сергей БОРОДИН
Молодой не в меру ретивый учитель литературы надумал в инициативном
порядке вместо сочинения на вольную тему поручить ученикам выполнить
нестандартное домашнее задание, которое состояло в интервьюировании своих
домашних на тему «О чём они больше всего сожалеют из прожитой ими жизни?»
Немного ошеломлённые таким необычным заданием ребята разошлись по домам. На всё
про всё до следующего урока литературы у них было три дня, в течение которых
они должны были взять интервью у родичей в своих семьях…
Учитель литературы, недавний выпускник педвуза, шёл на свой урок с
предвкушением весьма интересного разбора наверняка интересных результатов,
полученных учащимися при интервьюировании взрослых родственников своего
семейного круга. Зайдя в класс, он сразу
же почувствовал что-то неладное. Ученики молчаливо сидели, опустив глаза, и
выглядели весьма обескураженно. Не понимая, что происходит, учитель присел за
стол и неестественно бравурным голосом вопросил класс о домашнем задании. Класс
молчал. Когда же он вновь заговорил о задании более требовательным голосом,
класс неожиданно прорвало: все одновременно начали весьма возбуждённо что-то
говорить, превратив урок в базарный балаган. С трудом утихомирив учеников,
учитель попросил, чтобы кто-либо один объяснил ему, что случилось. Встала одна
из самых прилежных учениц, и в телеграфном режиме смело заявила ему, что он,
очевидно, хотел поиздеваться над ними, выдав им такое задание, и что они
отказываются в дальнейшем выполнять его абсолютно несуразные задания. И, более
ничего не сказав, опустилась на своё место.
Конечно же, учитель ровным счётом ничего не понял, не зная как ему на
всё это реагировать. Его удивление было настолько впечатляющим, что он не мог
выговорить ни одного слова. И тут ситуацию напряжённой недомолвки разрядила секретарь
директора, которая через приоткрытую дверь оповестила литератора, что его
срочно вызывает директор. Буквально вылетев из класса, он, не торопясь, побрёл
по коридору, стараясь успокоиться и перевести дух.
В директорском кабинете молодого учителя ожидал ещё один неожиданный
сюрприз: с пунцовым лицом в виду крайнего раздражения директор наговорил ему
массу неприятностей, в конце обозвав его неучем и недалёким человеком. Учитель,
находясь в состоянии полнейшей прострации, выслушивал директорскую тираду с
приоткрытым ртом. В конце концов, он с отчаянной решимостью дребезжащим от
волнения голосом потребовал объяснить ему, что происходит и при чём здесь он,
не совершивший по его мнению ничего
предосудительного.
Немного утихомирившись, директор уже бесстрастным монотонным тоном
пояснил, что всё дело в его безрассудном задании, которое он вменил к
выполнению ученикам. Оказывается, что все эти три дня, в течение которых
учащиеся пытались интервьюировать своих семейных, привели к тому, что члены семей настолько сильно разругались друг
с другом, они начали звонить директору, требуя наказать учителя, по милости
которого грянули незатухающие по сию пору семейные скандалы. Директор строго
поставил на вид учителю за его самовольное отступление от методических рекомендаций
по проведению уроков литературы, предупредив, что в случае повторения чего-то
подобного, уволит его без выходного пособия.
Вернувшись в класс, учитель уселся на своё учительское место и молча
стал разглядывать учеников, которые под его загадочным взглядом затихли, но при
этом тоже стали неотрывно смотреть ему прямо в глаза. Такие переглядки
продолжались несколько минут, после чего учитель произнёс всего одну фразу:
«Неужели никто из вашей родни не ответил на адресованный им вопрос?» Через несколько
томительных секунд неожиданно поднялся
худощавый мальчик, из которого, кстати говоря, учителю никогда ранее не
удавалось вытянуть лишнего слова помимо шаблонных реплик, взял свою тетрадь и
молча положил её перед учителем, после чего так же молча вернулся на своё
место.
Учитель неуверенным движением руки раскрыл тетрадь и впился взглядом в
написанный текст, который гласил, что от интервью отказались родители, бабушка
и прабабушка, и только дядя, репутация которого в семье была странной и
уничижительной, ответил на заданный вопрос следующим образом: «Больше всего
сожалею, что не смог наделить своих детей безмятежным счастьем в виду того, что
не сумел понять, как этого можно было бы добиться в существующих
обстоятельствах современной жизни». Осмыслив эту запись, учитель почувствовал в
своей душе безудержный наплыв радостного восторга. Ощутив же обращённый на него
пристальный взгляд паренька, и он
обратил не него свой взор. Взгляды их пересеклись. При этом учителю не
потребовалось никаких слов, чтобы осознать некую истину о том, что этому юноше
судьбой суждено стать великим человеком сильного духа и высокого интеллекта.
Своим красноречивым взглядом учитель постарался пожелать ему добра и света на
его пути, что нашло горячий оклик в
благодарной душе молодого человека.
10.06.2022