Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

СЕРДЦЕ ОКАЯННОГО ГОРОДА. БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ. © Copyright: Виолетта Баша, еженедельник "Моя семья"


Виолетта Баша
­­­БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

СЕРДЦЕ ОКАЯННОГО ГОРОДА

Виолетта Баша

Если правда, что у каждого города есть душа, то душа Петербурга имеет имя Ксения. Блаженная Ксения Петербургская. Загадочная, как и положено русской душе. Страдающей. Щедрой. Бесхитростной. Она родилась в начале XVIII века в семье  благородных и богатых родителей. Восемнадцатилетней девочкой по горячей любви вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова, придворного певчего и полковника. Брак был  счастливым и недолгим.  Ей было только двадцать шесть  лет, когда муж  скончался. Ксения надела мундир любимого, раздала все имущество бедным, свой дом подарила простой девушке Параше Антоновой.  Просила называть ее Андреем Федоровичем, неизменно добавляя: “Ксенюшка умерла”. Она стала странницей, бездомной нищенкой. Ее называли “скорой помощницей Петербурга”. И она помогала – в отличие от Григория Распутина  – всем, без различия званий: бедноте, мещанам, влюбленным, вдовам, студентам. Самая любимая и почитаемая в народе святая была канонизирована только в 1988 году.   

Когда умирает любовь

Дата ее рождения известна лишь приближенно – между 1719 и 1730 годами. Родители  Ксении Георгиевны Петровой ( по другим данным – Григорьевны) были людьми состоятельными и принадлежали к тому кругу, который позволил ей выйти замуж за высшего офицера. Можно лишь догадываться, каким человеком он был, Андрей Федорович Петров. Полковник. Певчий при дворе Елизаветы Петровны. Кстати, в то время певчий – весьма почетная должность. Да и сама Ксения любила музицировать. Как они познакомились, как полюбили друг друга? Неизвестно. Но без сомнения – редкая была любовь. О ее силе свидетельствует один единственный факт – когда умер любимый, прошла ее душа  через такую боль, что вошла в русскую историю святой.

Особенно потрясало Ксению то, что муж ее умер внезапно, без исповеди и покаяния.

 Как жить, когда умирает любовь? Истинная любовь сродни безумию. С точки зрения обывателя разве не безумие – отдать все, что имела, подарить дом знакомой своей Параше Антоновой, стать нищей? Она одела  мундир мужа и ушла из дома. Днем бродила по Петербургской стороне, возле церкви святого Апостола Матфея, среди домов петербургской бедноты. Она никогда не молилась прилюдно. Ночью шла за город. Там, в полях, босая,  молилась на коленях до рассвета, делая земные поклоны на все четыре стороны. Сначала мальчишки дразнили ее, потом же народ признал в ней блаженную. Убогих  – то есть стоящих “у Бога” – издревле почитали на Руси.

        Она неохотно отзывалась на свое имя, но всем говорила, что Ксенюшка умерла, а Андрей Федорович жив. Свидетельство потрясения? Не только. Когда двое стали единым существом, продолжение одного живет в другом. Она верила, что он жив! Верила, чтобы выжить. И просила, чтобы звали ее Андрей Федорович. Безумие? Родные, решив, что Ксения лишилась рассудка, подали прошение начальству ее покойного мужа; но те, поговорив с нею, убедились, что Ксения в здравом уме и вольна распоряжаться своим имуществом. Она отвечала  столь убедительно, что  чиновники не могли ей отказать в праве служить Богу.

Вот такой Путь -  от Любви земной к любви Небесной, нелегкий путь, как Путь самой России. Щедрая душа, душа страдающая. Русская душа.  И когда такой душе тяжко, она не о себе думает,  не о своей боли, а о ближнем. И берет  его страдания на себя. Безумие? С точки зрения прагматичных западников – да. Ведь бескорыстие в мире материальных благ – безумие. Но чтобы бы было с миром, если бы не было такого бескорыстия? Сохранившегося в России как в земле особой, не стяжающей благ, а сильной духом.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. А значит, ради любви к людям. И, глубокого страдая, умирая от этой самой Любви, Любовь сама и становится Святой. Настоящей. Испытанной Горем и Небом. Ксения одела не только костюм мужа, но даже его белье. И свято верила, что не умер он, жив, просто ушел к Богу и она, став ближе к Небу, стала и ближе к мужу. А душа его – в ней живет. Безумие?  Нет, не безумие, а потрясающая сила духа, принявшая тяжкое испытание от Бога как дар. Вот так и сама Россия – в которой, что ни век – то лихолетье – любимая Богом Земля, которую испытывает Бог, потому что известно, кого любит Бог, тому и испытаний больше шлет. И утраты наши, и снега наши извечные. И горе. И потрясающая, равной которой нет доброта и любовь. И босая по снегу идущая женщина…

Душа России.



«Я вся тут…»

Когда одежда мужа износилась, она одела красную кофту и зеленую юбку по цвету формы Преображенского полка, туфли на босую ногу. Такой ее можно было увидеть и в дождь, и в петербургские промозглые ночи. А то и босиком на снегу. Она не заболела. Господь хранил. Ей предлагали теплую одежду, даже собольи шубы, деньги. Она брала лишь “царя на коне” – копейки с изображением святого Георгия, которые раздавала другим нищим. Казалось, что она радуется своей нищете. Приходя куда-нибудь, простодушно замечала:

- Вся я тут.

Могли ли петербуржцы не любить ее?

Не было у нее какого-нибудь  определенного местожительства.  Чаще всего она целый день бродила по Петербургской стороне и  большей частью  - в районе прихода церкви святого Апостола Матфея. Там  в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди. Понимаем ли мы таких людей? Принимаем ли их? А в нынешнее время, когда по стране скитаются бездомные, убого одетые, никому не нужные? Мы дали им имя – Бомжи. Бомж – «без определенного места жительства» - звучит как приговор, звучит казенно и бездушно. А ведь и испокон века бродившие по Руси юродивые по нынешним меркам стали бы «бомжами». Людьми с именем, имеющим среди обывателей оттенок презрительный. И не все они ангелы. И убийства есть в этой среде, и пьянство. Но они –  символ времени, России 21 века – живущие в землянках на окаринах больших городов. Жертвы эпохи сомнительных реформ. Страдальцы современной России, божьи люди. Живущие чем Бог пошлет, страдальцы России двадцать первого века, ее грех и ее искупление.

Понять их, принять их, не всем легко. И не сразу приняли и Ксению люди.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее не всегда понятные, иносказательные разговоры, ее полная, изумляющая людей кротость, незлобие и всепрощение  давали нередко злым людям и особенно, уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной. Блаженная же все эти поношения сносила безропотно. И не сразу признали ее за Угодницу Божию. Лишь однажды, когда Ксения уже стала почитаться за Угодницу, жители Петербургской стороны видели ее в сильном гневе. Издевательства мальчишек в тот раз превысили всякое человеческое терпение, они ругались, бросали в нее камнями и грязью. С тех пор местные жители положили предел ее  преследованию на улицах и стали защищать ее. В течение сорока пяти лет она была  хозяйкой Петербургской стороны. Когда она входила в дом, это считалось доброй приметой. Извозчики просили ее проехать с ними: в такой день выручка была обеспечена. Торговцы на базаре старались дать ей калач или яблочко. Глядишь, и день будет с прибылью. Поцелует ребенка - мать радуется, будет дитя счастливо. Ксения помогала и если с любовью не заладилось, и если ко вдове нет житья, и если сироту кто обидит, и если чиновнику жалованья не хватает, чтобы прокормить детей. Те считали честью для себя накормить ее, посадить в красный угол.

Купцы и богатые люди, к которым забредала иногда она в дом, считали за честь подарить ей самые роскошные подарки – собольи шубы и шапки, дорогую одежду.

Но никогда эти вещи не оставляла Ксения себе – все раздаривала бедным людям. А сама ходила в старой шинели мужа, пока тогда окончательно не прохудилась и не износилась до дыр.

- Как ты? – спрашивали ее люди. -  Как  сама живешь, как выдерживаешь, не холодно ли, не голодно? – А я под крылом Господним, - неизменно отвечала она.

Где ночевала она? Неведомо. Не знали люди, не знала и местная полиция, которая заинтересовалась этим вопросом.  Для стражей порядка местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина и чем она занимается. Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета, попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

Может ли обычный человек такое вынести? Вынести такую жизнь?

Говорите, безумие?

А, на мой взгляд, – духовный подвиг! И сила духа русского.



«Сидишь тут, а того не знаешь…» 



Но главным ее делом было устройство чужого семейного счастья. Оно приходило так быстро,  что Ксению стали звать «скорая помощница». В преданиях образ Ксении – абсолютно живой. Как-то уличные мальчишки довели ее насмешками, и она погналась за ними с палкой. Могла и прикрикнуть, когда ей возражали. Потому что за ней признавали власть человека божьего. И всегда она оказывалась права – провидицей была. Сторицей воздал ей Господь за  невосполнимую утрату. Видимо, только горе придает такую силу душе. А душа ее страдающей была. И сострадающей. Потому что знала цену горю. Через боль нести луч солнца – может быть в этом и есть секрет загадочной русской души?

Дар провидения – знак близости к Небу. Ксения умела предсказывать. Накануне Рождества 1726 года  говорила: “Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины”. На следующий день скончалась императрица Елизавета Петровна. Предсказала Ксения и смерть юного императора Иоанна Антоновича. А  купчихе Крапивиной предсказала кончину, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет».

Войдя в дом Голубевых, она сказала девушке: “Ты тут кофе распиваешь, а муж твой на Охте жену хоронит”. Девушка побежала на Охту, увидела там молодого вдовца, доктора, лишившегося чувств на могиле умершей от родов жены. Первый, кто оказал несчастному помощь,  была Голубева, которая вскоре и стала второй женой доктора. Параша (Параскева) Антонова, которой Ксения подарила  свой дом, принимала ее с радушием. Как-то зайдя к ней в гости, Ксения сказала: “Сидишь тут чулки штопаешь, а того не знаешь. Тебе Господь сына послал, беги скорей на Смоленское кладбище!” Параша побежала на кладбище. Оказалось, что  там извозчик сбил беременную, которая умерла в преждевременных родах. Ребенок был жив, и Параша взяла его к себе. Приемный сын Параши рос примерным сыном и достиг больших чинов.

 

Неважно, кто строит храм

 

Вера в чудо – одно из свойств русской души. И не надо гор, сходящих с места, и золотой дороги в поднебесье. Русское чудо – тихое, благостное. Не напоказ. Как-то Ксения дала копеечку женщине, добавив : “Возьми, потухнет”. А у той позднее дом спасли от пожара. В 1796 году на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь – Смоленской Божьей Матери. На леса этой церкви Ксения по ночам втаскивала кирпичи, чтобы каменщики утром могли сразу приступить к кладке. Те удивлялись, откуда кирпичи. История так бы и осталась неизвестной (Ксения не делала напоказ), если бы рабочие однажды не остались на ночь и не выяснили бы, каким образом храм “строится сам”. Ведь благо – то, что не на показ. На это и стоит Россия – делать благо не на показ, а от доброты сердечной по велению Божьему. Так и строили храмы на Руси – всем миром, жертвовали сбережения, не требуя  благодарности за содеянное благо.



Душа блокадного Петербурга

Сорок пять лет длилось служение Ксении. По ее молитве страждущие исцелялись, в семьях водворялся мир, нуждающиеся получали хорошие места. Она скончалась между около 1803 года, на 71 году жизни. Ее погребли на Смоленском кладбище, и в скором времени началось паломничество на ее могилу. Она часто являлась в видениях: предупреждала об опасности, спасала от бедствий. В 1902 году над могилой блаженной Ксении построили новую часовню с мраморным иконостасом и надгробием. Она всегда была открыта для совершения панихид, и нигде не служилось столько панихид, как на могиле блаженной Ксении.

В настоящее время часовня отреставрирована и вновь открыта для доступа и молитвы.

Часовенка,  построенная над ее могилой,   была закрыта после революции и могилу обнесли бетонным забором, а рядом построили сапожную мастерскую. Но не прекращающееся паломничество и происходящие чудеса заставили открыть часовню снова.

Многострадальный город и святой выдержал блокаду, какой не было в истории человечества. Холодные полупустые квартиры, трупы тысячами везут на саночках, - крестный путь. Голгофа. Непостижимое мученичество. Три покровителя были  у Петербурга – Александр Невский, Иоанн Кронштадтский и блаженная Ксения. Но в блокаду шли к ней за помощью. К матушке Ксении.

            Как идут и теперь. 6 февраля, в день блаженной Ксении, на Смоленское кладбище стекается полгорода. Ее не просят о богатстве, ее не просят о неправедном. Не поможет. Ее вообще ни о чем не просят. Она сама все знает. Лишь тем помогает матушка Ксения, на чьей стороне правда.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в июне 1988 года блаженную Ксению Петербургскую причислили к лику святых.

Имя ее стало известно всей России. И строят храмы Блаженной Ксении Петербуржской вдали от Петербурга, потому что Ксения уже принадлежит не только окаянному и святому граду Петра, а всей России православной. Есть в далеком от Петербурга городе Кемеро,  в Рудничном районе, около поселка Боровое, храм Блаженной Ксении Петербуржской. Построен на месте бывшей шахты "Октябренок", шахта закрылась, а название так и сохранилось. Ведь шахтерская доля трудная – гибнет их много, и несет эта гибель горе в семьи людей, дающих нам тепло. И как  символично, что страдающая душа Блаженной Ксении теперь рядом с этими страдающими душами.

«Блаженная Ксения, ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение восклицаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь», - так молятся люди, обращаясь к ней.

 

Воин, спасенный Ксенией

...Сын служил в Чечне. Небольшая часть на краю леса, недалеко от Грозного. Приехала к сыну мать. Командир части отпустил солдата в увольнение, повидаться, поговорить, побродить по лесу. И они говорили, и бродили, и ушли далеко от части. А когда вернулись - части не было. Ее уничтожили чеченцы, зверски расправившись с солдатами. Если бы не та прогулка... Мать уехала, сына перевели в другую часть.

Прошло время, сын отслужил и вернулся домой. И узнал от матери, кто его спас. 

- Да, мама, если бы ты тогда не приехала, не сидеть бы нам сейчас вместе.

- Когда? - недоуменно спросила мать.

- Да тогда, в часть ко мне, когда наших уничтожили.

- Что ты, сынок, - мать со страхом смотрела на него, - не была я у тебя, не приезжала.

Да, не приезжала. И не гуляла с сыном по лесу, и не обнимала его на прощание. Этой истории поверить можно, ее рассказала священнику сама мать, пережившая это чудо. Не была в Чечне, но молилась. Непрестанно молилась Ксении Петербургской, которая по материнским слезным молитвам отвела сына от страшной беды. А Ксения сама явилась в воинскую часть, не узнанная, обернулась образом матери солдата, и сама спасла от верной смерти.



Сказать спасибо автору:
3

Рубрика произведения: Разное ~ Литературоведение
Ключевые слова: Виолетта Баша, чудотворцы земли русской, Блаженная Ксения Петербургская, сердце окаянного города. блаженная Ксения,
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 43
Добавили в «Избранное»: 2
Рейтинг произведения: 70
Свидетельство о публикации: next-2023-137880
Опубликовано: 17.02.2023 в 07:06
© Copyright: Виолетта Баша
Просмотреть профиль автора

Вячеслав Миронов     (07.03.2023 в 01:45)
Красивая и грустная история любви и безумия. Ксению жалко до слез. Босиком по снегу, в обносках. Отдала дворец, чтобы жить у чужих людей. Ну а исцеления - думаю, это самовнушение верующих.
Светлая память несчастной блаженной девушке. Вы красиво и сентиментально написали о ней. Это не житие святых, это "лав стори" с печальным концом, и это прекрасно. Не надо навязывать православие, но беречь любовь и писать о ней. Чем и пропитана ваша статья...

Светлана     (01.03.2023 в 04:10)
Вот это любовь! Бедная Ксения похоже свихнулась

Виолетта Баша     (02.03.2023 в 00:21)
Не надо так про святую Ксению. Хотя может быть вы и правы в чем-то




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1