Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Что нужно знать о современной стихотворной манере


­­­­­                                                                   
                                                                ЧТО  НУЖНО  ЗНАТЬ  О  СОВРЕМЕННОЙ 
                                                                            СТИХОТВОРНОЙ  МАНЕРЕ.

Современную  литературную  теорию,  современную  манеру  письма  отличает  фонетическое  письмо,  или,  как  его  время  от  времени  ласково  называют,  «письмо  фонемное». 

Однотипные  фонемы  тяготеют  друг  к  другу.  Это  важное  теоретическое  открытие  21  века,  и  не  важно,  кто  его  совершил – меняет  наше  представление  о  процессах,  происходящих  в  стихотворной  ткани.  Оно  позволяет  установить  интонационный  контроль  над  стихотворной  тканью,  определять  её  развитие,  весь  речевой  склад.

Фонетическое  письмо  характеризуется  интонационностью – то  есть  интонационными  процессами  в  области  стиха. 

Интонация – это  соотношение,  в  которых  находятся  однотипные  или  идентичные,  минимальные  части  человеческой  речи.  Минимальными  частями  (частицами)  человеческой  речи,  как  известно,  считаются  слоги.
Слоги  состоят  из  1  гласной,  изолированной,  или  с  прилегающими  к  ней  согласными.
В  стихотворной  теории  гласные  фонемы  признаются  тонами,  так  как  они  являются  фундаментом  интонации,  её  опорой,  и  каждая  в  отдельности,  носят  одинаковые  наименования – опорного  тона  интонации.   
Их  наличие  влияет  на  вокализацию,  смягчение  речевого  склада  стихов.
Гласные  составляют  известную  звуковысотную  шкалу – от  самого  высокого  тона  до  самого  низкого:  это  следствие  тех  звуковысотных  отношений,  в  которых  они  находятся  согласно  своей  природной,  акустической  высоте  при  озвучивании. 

И
Ы
Э
Е
А
Я
Ё
О
У
Ю

Всего  10  фонем,  10  звуков,  10  тонов  звукоакустической  шкалы.

Согласные  такой  звуковысотной  шкалы  не  имеют.  Их  смысл  заключается  в  тембре,  окраске  звука.  Это  определяет  их  характер,  так  называемый  норов.  Одни  из  них  создают  гармонию  между  собой,  приятные  сочетания,  другие  буквально  диссонируют  и  склонны  к  дисгармонии.
Сочетаемые  фонемы  находятся  в  одном  фонетическо – звуковом  ряду.
Эти  ряды  сочетают  уже  известные  пары  взаимозаменяемых  согласных:

Т – Д – Б – П,
М – Л – Н – Й,
В – Г – Ф – Х,
Ш – Щ – Ж,
Ч – Ц – С – З,
Р

Вибрант  «Р»  находится  отдельно,  он  существует  сам  по  себе  вследствии  индувидуально – яркой  звуковой  окраски.
Напомню,  согласно  принятым  положениям  в  рифмовке,  аффрикату  Ц  замещает  сочетание  ТС.  Например:  девиЦа : делиТСя.

Интонация – относительно  сложный  комплекс,  включающий  в  себя  слияние  2  векторов:  горизонтального  и  вертикального  направлений.
В  горизонтальном  плане  мы  имеем  тяготения – притяжения  согласных,  их  аллитерации;  в  вертикальном  получаем  звуковысотные  отношения  тонов,  интервалы,  обусловленные  гласными  звуками.  Интонация,  включающая  в  себя  пару  слогов,  всегда  задействует  два  этих  направления:  вертикальный  и  горизонтальный.  Их  слияние  образует  необходимую  интонацию. 
Множественность,  богатство  интонаций  создает  интонационность,  ощущение  единой  звуковой  тональности,  так  называемой  «палитры».

Стихи – это  звуковое  искусство,  даже  когда  мы  воспроизводим  их  в  воображении,  или  читаем  с  листа,  они  проходят  естественную  озвучку.  Новейшая  теория  исходит  из  этого  положения,  форсируя  звуковые,  сонорные  возможности.

В  этой  статье  рассматриваем  особенности  фонетического  письма.  Оно  лежит  в  основе  новейшей  манеры  сочинения  стихов. 
Эта  новейшая  манера  выражает  себя  в  2  направлениях:

1) Структурализм
2) Импровизационно – гибкая  манера.

У  них  много  общего  и  много  чего,  как  увидим,  различного.
Структурализм – это  способ  мышления,  который  заключается  в  построении  структурного  текста – структура  против  структуры,  левая  вертикаль  против  правой.  В  стихотворном  тексте  они  объединяются  и  таким  образом  взаимодействуют. 

Импровизационно – гибкая  манера  не  менее  интересна  и  актуальна.
Она  заключает  в  своей  основе  принцип  результативной  импровизации.  Здесь  нет  структурного  разделения  текста, 
поэтому  главная  особенность – состоит  в  нанизывании  на  центральную  ось  всё  новых  и  новых  фигураций.  Различных,  разнообразных  пассажей  и  мотивов.
Таким  образом,  стиховая  импровизация  приобретает  необходимые:  грацию  и  гибкость.

Центральной  осью  считается  та  предполагаемая  вертикальная  линия,  которая  пронизывает  всё  сочинение,  распределяя  его  напополам.  Вокруг  этой  центральной  оси,  как  веточки  дерева,  слева  и  справа,  располагаются  необходимые  слова.  Именно  так  осуществляется  принцип  «центровки»,  выравнивания  текста,  относительно  этой  вертикальной  оси.

Итак,  основной  принцип  структурализма – это  структурное  подразделение  текста  на  2  взаимосвязанные  части,  на  левую  вертикаль  против  правой,  левой  колонки  напротив  другой.
В  импровизационно – гибкой  манере  импровизационного  вида  текст  формируется  вокруг  центральной  оси.  Так  осуществляется  главный  принцип  форматирования  стихов,  который  носит  название  «центровки». 
Рассмотрите  всё  это  на  конкретных  примерах:

1)  Глава 1

Громадье:

Голода
            гололед,
            голода
            гиблый 
            год –
В  этих
            взглядах
            его…

Сегодня
            сегодня
У  него,
            Нерико
Канона,
            который
Находится
            здесь,

В  этом
            доме,
            в  этом
Салоне –
            не
То,
      чтобы
Соней …

            Нет,
            нет,
Не  снобом –
            и
            нимбом,
            и
            нёбом!

Объясняется
            он
            со
Своей
          современ –
          ницей

При
        помощи
Невербального –
            (нереального!)
            не –
интеллектуального
            такого
Общения –
            в  сообщении
            ей
Всего
          своего…

Грустного
            настроения…

            Грустного
            то
            есть
От
    того,
    что
Находится
            он
В  стороне,
            в  сторонке
            от
Штучки –
            кошечки
Такой
          тонкой…

Тридцатидвухлетней –
            (и
            всё
            ещё
            летней!)
Госпожи
Де  Герен
            де  Тансен!

Это  структурализм,  новейшая  манера.  Визуализация  стихотворного  текста  сводится  к  его  раскладке  в  виде  2  вертикальных  линий,  2  колонок,  протянутых  через  всё  сочинение.  Правая  и  левая  часть  текста  представляют  собой  2  взаимодействующие  части:  структура  против  структуры.  Левая  против  правой.  Мелодия,  сопровождение.  Левая  опорная,  фундаментальная,  правая – основная,  фигурального  типа.
Их  функциональность  сводится  к  соперничеству,  к  активному  спору,  желанию  баса  перетянуть  на  свою  левую  сторону  тематический  материал  мелодии.  В  этом  постоянном  пререкании  они  взаимодействуют  между  собою,  дополняя  друг  друга.  Мелодия  эксплуатирует  тонус  сопровождения,  оно  завидует  и  пытается  отбить  у  неё  тематизм.  Вот  так  они  и  живут,  и  споря 
и  обнимая  друг  друга.
Всё  это  вы  можете  проследить  и  на  таком  примере: 

                 К  МАРГАРИТЕ

                   МАРГА –
                            РИТА!

           Маргаритка
                            моя
                            маргаритка,
                            моя
                            фаворитка;
         Факт – факт
         Факт – факт
         Факт – факт
                            фантом
                      Ваш
                            в  том,
                            Ваш
                      Тон
                            он
                            в  том,
               Феномен –
         В  фантоме           
                            форм
                            томных;
                            он
                            точно
             Оформлен –

           В  молитвы
                            том  виде!

         Сокровищам
                            вашим
             Молиться
                            молиться
             Молиться
                            в  молитве
                            томиться
                            Вы
                            мне
             Разрешите – 
                            на  это
                            решиться,
                     Моя
                            маргаритка?

                            Моя
           Фаворитка:

                            факт – факт
                            факт – факт
                            факт – факт
                            фантом
                     Ваш
                            в  том,
                            Ваш
                      Тон –
                            он
                            в  том,
           В  надежды
                            виде,
       Где  нежность,
                           где –
                           вы  же!

             Надеждам
                            надеждам
                            надеждам
           Дождливым,
                            и                     
                            в  ливень –
                            жди                           
                            диво,
               Мотивом 
                            счастливым,
                            мотивом
               Ретивым,
                           реять –
            В  разливе,                 
                            лелеять
                      Вас
                           всё 
               Сильнее,
                            смелее,
                            Вы
   Мне  разрешите,
                            Вы
                            меня
          Вдохновите,

                      Моя
                            маргаритка?!

             Маргарита
                            моя
                            Маргарита!

           Ведь  тянет
         Меня  к  Вам
                            магнитом!

Записаны  эти  стихи  в  ином  варианте,  но  в  их  основе – всё  тот  же  структурализм,  видно  структурное   рассечение  текста 
на  те  же  2  части:  слева – сопровождение,  справа – то,  что  называют  словесной  мелодией.

2)  А  вот  импровизационно – гибкая,  и  тоже  новейшая  манера:   

    «Полина!
                    Полинка!

                  Не
          Вы  ли – моя
          Половинка?

        Во  имя
                      любви –

        Изъящная  вы,
      Как  та
                  травинка
              Вьящая!

  … Меня 
                пьянящая …

      Полина!
                    Полинка!

                    В  помине:
          Изысканная,
        Как  та
                    былинка
            Взыскана!

          Полина,
                      Вы 
                      ныне – 
      Полечка –
                          Поля:

        Вспыхнувшая
        Как  та 
                    тычинка
      В  моей 
                    именитой
        Доле,
                в  ладонях
                её,
    В  ладоней –
                          юдоли!

          Как  в  поле!

… Полина –
                      Полинка!

            В  помине:
            Теперь  вы
      Терпкая,
                      терпкая
                      такая,
  Тернинка –
                      текстинка …

  Принцесса
                    эксцессов,
          Пренебрегла
          Вы 
              любовью 
              великой,
      Привязанностью
                  Той,
                  Где – 
      Военнообязанные
      Сплошные,
                          одни 
                          лишь –
      Были
              обязанности!»

          Говорит  так
              Тальма,
              Говорит 
          Не  впотьмах –

              Горячо,
        Так  в  сердцах!

                Ведь
      Отбросил,
                      он
                      отринул
          Весь  страх:

                    И
              Сейчас,
                    И
              Влечась

                    В
            Этот  раз,
                    В
            Этот  час –

В  тех  глазах
                      в  тех  глазах
              Франсуа:

            Луч  любви –
            На  весах!

(Это  эпизод  стихового  сюжета,  вскрывающий  объяснение  актёра  Франсуа  Тальма  перед  Полиной  Боргезе,  сестрой  Наполеона.) 

В  приведенных  образцах,  при  всём  их  отличии,  общим  для  них  является  активное  использование  фонетического 
письма,  фонетико – прикладного  начала. 

В  теории  прошлого  использование  приемов  фонетического  письма:  аллитераций,  репетиций – повторений  звуков,  анафор  носило  такое  название,  как  инструментовка  стиха.  Привлекалась  эта  инструментовка  сравнительно  редко:  для  расцвечивания  строк  и  смысловых  оборотов.  Зачислялась  поэтому  в  разряд  стиховой  игры.  Прибегая  к  инструментовке  стиха,  поэты  старой  школы  выражались  примерно  так:  «я  ведь  тоже  не  против – поиграть  словами».
Наше  время  переосмыслило  многие  положения  старой  теории.  Как  результат,  на  первый  план  выдвинулись  новые  компоненты,  в  то  время  как  прежние  ушли  в  тень,  а  то  и  сошли  со  сцены.

Обе  манеры,  как  видим,  разные  по  существу:  в  них  заложены  различные,  несхожие  между  собой  идеи.  Способы  визуализации  разные,  функциональность  и  возможности  версификации,  тоже.  Но  у  них  общий  состав.  Их  обьединяет  использование  всё  того  же  фонетического  письма,  применение  идентичных  приемов,  которые  оперируют  стихотворной  тканью.  Направляют  движение  мысли  и  формируют  синтаксис.  Определяют  связи  между  словами,  влияют  на  их  позиции,  на  позиционную  мену  и  расклады  слов.  Нагнетают  звучания  и  служат  к  озвучке  речи.   
Вследствии  этого  звуковой  состав  внедрён  и  активен.  Теперь  всё  должно  быть  залито  звуком,  как  солнечным  светом.  Сонорность  правит  свои  балы.
Это  актуально  и  своевременно,  положительно  и  перспективно.
Отвечает  нашей  постоянной  тяге  к  освоению  новых  технологий  и  возможностей  в  стихостроении  поэтического  текста.
В  заключение  считаю  нужным  добавить – представленные  вам  разработки  являются  продуктом  наших   отечественных, 
российских  сочинителей,  они  не  притянуты  из – за  бугра,  из  какой – нибудь  Гееропы   или  прочей  полуЕвропы. 

                     



Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 20
Рейтинг произведения: 4
Свидетельство о публикации: next-2022-130542
Опубликовано: 27.10.2022 в 11:10
© Copyright: ТУТТИ - ФРУТТИ
Просмотреть профиль автора

Леонтий Варфоломеев     (27.10.2022 в 15:09)
Спасибо за тонкую и увлекательную работу.

ТУТТИ - ФРУТТИ     (28.10.2022 в 12:22)
... Пишу пока пишется. Спасибо за то, что читаете мои новинки.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1