Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Сказочник Корней


Марк Бунчак
­­ Не сомневаюсь, что многим читателям разных поколений со школьной скамьи, а возможно, из детского сада, памятны красочные и певучие стихи:

Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:..

И конечно, стала угощать чаем. «Тараканы прибегали, все стаканы выпивали», а «бабушка пчела Мухе меда принесла…». Автор этих и других замечательных сочинений сказочник Корней Иванович Чуковский (при рождении Николай Корнейчуков) родился в Санкт-Петербурге 19 марта 1882года. Вскоре многодетная семья переехала в Одессу.
В этом городе белой акации и в Николаеве пришли детство и юность будущего поэта. Гимназию Корнею, тогда он еще был Николаем, несмотря на отличные оценки, окончить не удалось, так как из низкого социального происхождения его отчислили из учебного заведения. Об этом факте он позднее написал в автобиографической повести «Серебряный герб». Дело в том, что Николай и его сестра Мария в метриках значились, как незаконнорожденные (байстрюки) без отчества.
Благодаря целеустремленности, тяге к знаниям, Николай занялся самообразованием, проявились литературные способности. В неполные девятнадцать лет стал сотрудничать с редакцией газеты «Одесские новости», а в 1903 его отправили корреспондентом в Лондон, куда прибыл с молодой женой.. Написанные им статьи публиковались не только в «Одесских новостях», но и «Одесском обозрении». Гонорары приходили редко и, спустя год, вынужден был возвратиться в Одессу. Грянула революция 1905 года и Чуковский, как репортер, оказался в эпицентре событий. Дважды побывал на борту восставшего броненосца «Потёмкин». У восставших моряков принял письма и передал их семьям, родителям, то есть исполнил роль курьера.
Далее судьба привела его в Петербурге. Там он занялся изданием сатирического журнал «Сигнал». Среди авторов журнала были писатели Александр Куприн, Фёдор Сологуб и Тэффи. Удалось выпустить лишь четыре номера и царская охранка арестовала Чуковского за «оскорбление Его Величества», т. е. Николая 11. Знаменитый адвокат Грузенберг, добился оправдания. Примечательно, что, даже при самодержавии с его карающими функциями действовала презумпция невиновности, эффективно работали суды присяжных.
В 1906 году в финском местечке Куоккала (ныне — Репино, Курортный район Санкт-Петербурга)  поэт познакомился с художником Ильёй Репиным и писателем Владимиром Короленко. С легкой руки живописца, оценившего писательский талант Корнея и посоветовавшего подготовить книгу, началось его восхождение на литературный Олимп. Тогда же и родился рукописный юмористический альманах «Чукоккала», который Корней Иванович выпускал до последних дней своей жизни.
В начале карьеры Чуковский проявил себя не только журналистом, но и литературным критиком с научным подходом к анализу и оценке творчества собратьев по перу. Им написаны книги «Александр Блок как человек и поэт» и «Ахматова и Маяковский». Но послереволюционный период, связанный с «белым и красным террором», оказался опасным для деятельности на поприще критики и поэтому он сосредоточил свой талант на произведениях для детей и подростков. Впоследствии сожалел о том, что вынужден был ограничить литературоведческую деятельность, в которой мог бы снискать лавры В. Г Белинского, Н.А. Добролюбова, Д. И.Писарева и других талантливых литературных критиков.
До революции Чуковский издал сказки «Собачье царство» и «Крокодил» а в 20-40-е годы прошлого столетия из-под его пера вышли замечательные сочинения в стихах: «Топтыгин и Луна», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Телефон», «Бармалей», «Чудо-дерево», «Краденое солнце», «Айболит», «Приключения белой мышки», «Одолеем Бармалея!», «Приключения Бибигона», «Цыплёнок» и другие произведения.
Отношения и нравы, царящие между людьми, добродетели и пороки поэт  воплотил в образах животных и, даже некоторых предметов, той же посуды, сбежавшей от грязнули из «Федорино горе». В смысле сатирического отображения реалий жизни он является последователем Ивана Крылова, но не в столь лаконичном и емком жанре, как басня,, а в развернутых сюжетах поучительных, не лишенных драматизма, сказках.В этой связи уместно вспомнить пушкинское изречение: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Из многих сказок Корнея Ивановича, не потерявших своей злободневности, тоже следует извлечь полезные уроки. В лексикон прочно вошли строки: «Ох, нелегкая это работа — из болота тащить бегемота», «У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Слон, Откуда? От верблюда». и другие яркие и меткие фразы.
Далеко не все гладко складывалось в жизни и творчестве поэта, не только розами, но и шипами от роз был усеян его путь. Стихи о Тараканище стали камнем преткновения. Несмотря на то, что это произведение было создано в 1921 году, еще при жизни В. И. Ленина, обвинившего своего соратника по революционной борьбе И.В. Сталина в грубости и за три года до избрания Иосифа Виссарионовича генсеком партии большевиков, этот шедевр вышел поэту боком. Завистники воспользовались ситуацией и убедили Сталина в том, что автор имеет в виду его усы. В датах разбираться не стали. С того периода «зеленый свет» для публикаций произведений Чуковского сменился «красным». Надежда Крупская обвиняла его в мещанстве, а в прессе объявлена травля поэта, якобы своими сказками мешающего строительству социализма.
Чекисты НКВД взяли добродушного сказочника под негласный надзор, чтобы тот еще что-нибудь«крамольное» не выдал на-гора. С таким же успехом можно было бы донести на автора и легендарному командарму 1-й Конной армии Семену Буденному, у которого усы были пышнее, чем у всесильного вождя. Поэтому, несмотря на бесспорные заслуги в литературе, в отличие от Сергея Михалкова и других царедворцев, Сталинской премии не удостоился. Для любого человека, а тем более вождя от решений и действий которого зависят судьбы миллионов людей, самыми опасными и отвратительными для общества являются такие чувства, как жестокость, коварство и месть.
Популярный поэт оказался в опале, но не пал духом. Будучи большим оптимистом, он этим качеством наделил многих «героев» своих сказок, сделав их честными, смелыми в достижении благородных целей. По натуре общительный романтик, погруженный в мир сказочных персонажей,он любил устраивать праздники для детей подмосковного Переделкино (дачный поселок писателей) у костра, участвовал в хороводах, читал им новые стихи и с интересом слушал юных ораторов.
В обществе и творчестве Чуковский занимал твердую гражданскую позицию, проявлял смелость и принципиальность. Как говорится, плыл против течения,  коллективных писем, клеймящих неугодных власти писателей, не подписывал. Рискуя своим статусом, оказывал помощь изгоям, среди которых были Александр Солженицын, Иосиф Бродский, впоследствии ставшие  лауреатами Нобелевской премии по литературе.
Из-за этой независимости и строптивости Корней Иванович долгое время был обделен вполне заслуженными почестями и наградами. После того, как в 1939 году получил орден Трудового Красного Знамени, пребывал в опале. Очередной награды,ордена Ленина удостоился лишь в 1957 году, а к 70-летию со дня рождения за книгу «Мастерство Некрасова» ему вручили Ленинскую премию. В 60-е годы прибавилось еще три ордена Трудового Красного Знамени. За переводы, популяризацию английской классики удостоен Почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
Кроме сочинений для детей, Корней Иванович успешно занимался переводами на русский язык произведений классиков английской литературы Марка Твена, Редьярда Киплинга. Проявлял щедрость и бескорыстие, помогал молодым литераторам. На его средства была построена библиотека, которую он подарил жителям поселка Переделкино.
Прожил долгую и плодотворную, насыщенную событиями, жизнь и умер 28 октября 1969 года. Похоронен на кладбище в Переделкино, где покоится прах поэтов Бориса Пастернака, Евгения Евтушенко и других знаменитостей.
Время — строгий и беспристрастный критик, в том числе и относительно ценности и значимости художественных произведений. Сочинения сказочника Корнея успешно выдержали испытание временем и продолжают восхищать юных читателей. Только за 2017 год тираж книг Чуковского превысил два миллиона экземпляров. А ведь и этого были изданы, в том числе в переводах на многие иностранные языки, десятки миллионов экземпляров. Пожалуй, в каждой библиотеке, есть его книги, побывавшие в руках юных, да и взрослых читателей. Действительно, по признанию Александра Сергеевича Пушкина, одарившего мир замечательными сказками, Корней Иванович тоже «воздвиг себе нерукотворный памятник» из 15 томов полного собрания сочинений.
Писателям и поэтам, работавшим на ниве литературы для детей. Самуилу Маршаку, Сергею Михалкову, Аркадию Гайдару, Агнии Барто, Льву Кассилю, Борису Заходеру, Анатолию Алексину, крымскому поэту Владимиру Орлову и другим не удалось превзойти и затмить славу Чуковского. Тем не менее, они тоже внесли свою лепту в нравственное и эстетическое воспитание юных поколений, в неприятие зла, в формирование чувства справедливости, доброго отношения к людям чести, совести, долга, а также к «братьям нашим меньшим».

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 10
Свидетельство о публикации: next-2022-129813
Опубликовано: 17.10.2022 в 10:13
© Copyright: Марк Бунчак
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1