Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

3 сочинения: Чем интересно слово о полку Игореве современному читателю, 9 класс


­Пример сочинения 1

«Слово о полку Игореве» — уникальный памятник древнерусской литературы, соединивший в себе традиции фольклора и авторской литературы. Он был написан неизвестным автором в конце 12 века, однако до сих пор привлекает внимание не только ученых, но и рядовых читателей.

Чем же интересно «Слово» современному человеку? Думаю, прежде всего, своей глубокой патриотичностью. Автор произведения сохраняет и всячески подчеркивает связь героев произведения с родной землей, с Русью. Эта фольклорная традиция помогает ему выделить главную мысль «Слова» — мысль о любви к родине, о необходимости заботиться о ее благе.

Слова автора «О Русская земля! Уж ты за горами Далеко!» становятся рефреном произведения. Они напоминают о том, что князья в первую очередь должны думать о благе своей родины, о том, что поход Игоря принесет его земле лишь разорение, подчеркивают страшные итоги битвы с половцами.

По мере развития «Слова» автор знакомит нас с историей Руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. Но кроме этой, масштабной «официальной» картины, автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. Так, князь Игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже очень самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. Мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава: «Сядем же, други, на борзых коней Да посмотрим синего Дона!»

Брат Игоря князь Всеволод — сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать Игоря во всех его начинаниях. Князь Святослав Киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе Руси. Он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять Русь.

Жена Игоря княгиня Ярославна — образец женственности и преданности мужу. Именно ее любовь помогает Игорю спастись, как, впрочем, помогают ему и все силы природы, которые стремились вызволить русского князя из половецкого плена.

Практически с первых строк «Слова» автор показывает участие природы в жизни героев. Силы земли русской на протяжении всего похода влияют на князя Игоря и его дружину. Так, русская природа, предчувствуя поражение Игоря и страшные последствия его похода, всячески стремится остановить самоуверенного князя:

Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…

Природа же является и предзнаменованием поражения Игоря и его дружины. В день, когда половцы одержат победу, «…кровавые зори свет поведают; Черные тучи с моря идут…» Однако именно природа помогает князю Игорю выбраться из плена и вернуться домой. Благодаря любящей Ярославне, по языческим законам молившей о помощи все силы природы (солнце, ветер, Днепр), Игорю удается бежать.


Туман, ветер, трава, Донец — сам Бог указывал князю правильный путь:

Игорю-князю бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.

Таким образом, автор показывает нам, что, несмотря ни на что, русская земля любит и прощает своего «блудного сына». Игорь — русский князь, поэтому сама природа помогает вернуться ему домой, «под крыло отца» — князя Святослава Киевского. И когда герою это удается, то на земле русской, несмотря на ее разорение, наступает праздник: «Солнце светит на небе — Игорь-князь в Русской земле!»

«Слово о полку Игореве» интересно и актуально своей патриотической идеей. Судьба героев этого произведения неотделима, тесно связана с русской природой, с самой Русью. Автор показывает, что родина всячески помогает своим сынам. Она, будто любящая мать, всегда прощает их, желает своим детям лишь добра. Но и те, в свою очередь, должны думать о благе русской земли. Автор «Слова» призывает князей к объединению, к действенной заботе о Руси, об ответственности и «дальномыслии» по отношению к своей «главной матери».



­Пример сочинения 2

«Слово о полку Игореве» - уникальный памятник древнерусской литературы восьмидесятых годов XII века. В произведении описываются исторические события времен феодальной раздробленности на Руси.

В нем писатель поднимает много важных тем, самая главная из которых – единение князей на Руси. Горячее желание древнерусского автора – видеть Русь единой, неделимой, великой, способной дать отпор любому внешнему чужеземного врагу.

Эта летописная повесть не утратила своей актуальности и в наше время. Многие читатели современности с интересом читают ее, узнают об исторических событиях, происходящих в княжеской Руси, знакомятся с одним из первых произведений русской литературы, написанных древнерусским писателем в то далекое время, но уже на высоком профессиональном уровне. В этом убеждены критики, литераторы, филологи, историки. Также читатель знакомится с историческими персонажами летописи.

Итак, что же можно сказать об образах и героях этой повести?
Князь Игорь – бесстрашный и отважный воин, имеющий понятие о чести и любящий свой край. Именно поэтому он не дает своему брату сложить голову в боях. И из-за этого же он и попадает в плен. А его брат – будто персонаж из былин, яростный и скорый на расправу с врагом герой. Оба князя вызывают у создателя поэмы восхищение, однако, их порок – в безрассудстве и погоне за славой.

Наиболее положительный и правильный персонаж – киевский князь Святослав. Он очень глубокомысленный и проницательный человек, при этом смелый и честолюбивый патриот – ради блага своей земли он забыл обиды и смог объединить всех князей для спасения Отчизны.

Жена князя Игоря Ярославна – лирический и стойкий персонаж, вобравший в себя надежды и чаяния сотен тысяч жен русских воинов. Она обращается в своем плаче к силам природы, как простая русская женщина. Ярославна просит помочь ее мужу.

Собирательным и «фоновым» персонажем является дружина, которая сражается с недругами до конца – победного или трагического, но закономерного.

Стоит отнести к героям поэмы саму тогдашнюю Русь, которая являет собой образ Родины и народа, его борьбу за свое существование и за свободу своей страны.

Многие темы, затронутые в «Слове», актуальны до сих пор. Летопись имеет поучительный патриотический смысл, в ней автор показывает любовь русских князей к родной земле. Они готовы за ее независимость в сражениях сложить головы.


­Пример сочинения 3

Не зная времени прошлого нельзя жить во времени настоящем, а о переходе в будущее речь даже не ведется. Так уж повелось, что история хранит в себе множество неповторимых и ошеломительных по своей значимости моментов, которые почему-то даже сейчас вживляют в сердце почти каждого человека какую-то искорку правды и счастья, надежды и силы, может быть, даже неизреченной гордости за свою державу. И, немного изменив известное выражение, за державу перестает быть обидно, потому что, окунаясь внутрь древнерусской литературы, в её спокойный океан слов, ты по крупинкам рассматриваешь узор того времени, запечатленный в литературных памятниках.

Хемингуэй говорил, что хорошая проза подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыта под водой. Так и древнерусская литература – она кажется простой и незамысловатой с одними и теми же повторениями, уже заевшими и доставшими тебя основными темами, непонятными славянскими словами, которые по счастливой случайности вписались в современный перевод, перекочевав из первоисточника. Но это лишь первый пласт, первый слой, который дано увидеть каждому из нас. Что скрыто дальше? Это и требуется понять тому, кто действительно желает постигнуть потаенный смысл произведения.

По моему мнению, существуют два типа литературы: первый из них – это хорошая и заставляющая думать литература, открывающая некоторые завесы бытия, раскрывающая окружающий мир в новых тонах и красках, словно подвергая весь этот Божественный замысел сомнению со стороны человека или наоборот утверждающая все столпы, поставленные Богом на этой Земле. Второй – это обыкновенное «марание бумаги», очередная нетленка «невероятно талантливого» писаки, рассчитывающего (как минимум, естественно) на Нобелевскую премию, из Эдема в белом платье прямо к Нобелю в объятия, выражаясь метафорически.

Второй тип, к сожалению, довольно-таки нередок, даже можно сказать, занимает главенствующее положение в современном творчестве, вытесняя по-настоящему стоящие произведения с книжных полок читателя двадцать первого века. Первый тип, к еще большему сожалению ценителей и эстетов, уже почти исчез, иногда снова проявляясь в маленьких зарисовках неизвестных авторов. Древнерусская литература – это как раз первый тип, давно утерянный в русском Средневековье, но все еще остающийся под пристальным вниманием и разгорающимся интересом настоящего читателя. 

Если что-то когда-то было, то это обязательно повторится, потому что мир цикличен, и он продолжает крутиться, даже когда участники событий уже лежат в земле. Чем же в этом плане интересна древнерусская литература для современного читателя, изнеженного сентиментальными романчиками и ироническими детективами, которыми так наполнены (забиты под завязку!) полки книжных магазинов и стенды в переходах метро?!

Да тем, что она учит будущему. Она открывает новые стороны, расширяет границы узкого ума человека, убирает заевшие современные рамки, в которых мы стеснены и против своей воли туда затолкнуты, и открывает глаза на мир, подсказывая нам новые направления взгляда. Она срывает с нас цепи повседневности и банальности, стандартности и стереотипности, опутывающие с ног до головы современных читателей. Для меня лично она дает некую свободу мысли, которая очень быстро устремляется в те века, и моя голова уже думает не мозгом современного человека, а мозгом тех славянских предков, которые только что приняли христианство и только начинают изучать веру, пришедшую из Царьграда.

Мне всегда было интересно, как жил тот же Невский, как умерли Борис и Глеб, как необычайно превратился «из воды в вино» князь Владимир. Ну, как всегда, «всегда» - это слово довольно-таки конкретное, которое перечеркивает грань настоящего, как будто я с самого раннего возраста я этим интересовалась. Нет, все было не так.

Когда человек взрослеет в духовном плане, как когда-то и повзрослела я, то ему уже не хватает простой книжки Дмитрия Емца, Джоан Роулинг и других знаменитых писателей современности. Нет, ему подавай Мережковского, потом Достоевского с его Алешей, Митей и Иваном, а еще можно и Родиона Романовича взять напоследок. А все потому, что сама душа человека просит большего.

Я не имею понятия, где эта душа находится и как она там оказалась. Поверьте, ни единой мысли нет. Но почему-то она руководит человеком в его духовных поисках и открытиях, заставляя прикоснуться к чему-то большему, чем литература современности, заставляя поворошить странички человеческой памяти в поисках чего-то более стоящего.

Именно поэтому духовные искания человека останавливаются на древнерусском творчестве, пронизанном духом святости и праведности обычного человека, который весь свой живот Богу предаст и получит жизнь вечную во Христе. Как там говорил Мережковский в своей трилогии «Христос и Антихрист» - все свободны во Христе? Невский просит у Него помощи и получает, Борис и Глеб, не задумываясь, смиренно предают свои тела убийцам от Святополка, но душу свою отдают Ему и кротко, как Он принимал крест, принимают мучения из-за княжеского трона. Сама сторона духовной жизни постепенно закрывается от современного человека и поэтому он ищет её в древности.

Сам мир теряет эту духовность – Церковь становится все же более организацией, а не «кораблем, спасающим верующих среди волн и бурь житейского моря» (Иоанн Златоуст), каждый верит в Бога «для галочки», потому что сама нить веры потерялась где-то в 1918 году, заблудившись в развилках и поворотах Российской Империи. Мы безнадежно теряем нажитое годами и заработанное веками, разбрасываясь этим налево и направо, мы самолично, своими же грязными руками, которыми даже сами себя не коснемся, ворошим старые страницы памяти, выкидывая свою прошлое в корзину ненужных вещей.

Главный мотив – это призыв к единению власти, не к феодальной раздробленности, когда хата каждого с краю, а к единому и сильному государству, в котором один за всех, но все еще и за одного. Наше современное общество представляет как раз такое раздробленное «государство», которое должно стремится к воссоединению, а не к отдалению от ближнего, иначе мы получим второе «Слово о полку Игореве», только с новыми героями и новыми походами. Но призыв Святослава останется старым – придите и помогите славному Игоря Святославичу, буй-туру Всеволоду и сыну Игореву Владимиру!

Плавно переходя к заключению, все же хочется еще раз отметить, что древнерусская литература – это нечто особенное, нечто навсегда оставленное в Средневековье Руси, яркой и светлой звездой отпечатавшееся на сознаниях людей того времени, которые тщательно пытались перенести это знание нам, но мы променяли его на новомодные романчики и бульварную литературу.

«Слово о полку Игореве» открывает мир современному читателю с разных, неповторимых по сути своей сторон, и каждый ищущий сможет отыскать то, что ему там хочется увидеть, найдя отражение своей собственной мысли, отрывок своего собственного жизненного монолога на страницах древнерусского памятника, возвышающего среди мертвых и безмолвных полей современности, заросших сорняками. Ибо сказано: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдётё; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят...

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 336
Свидетельство о публикации: next-2022-128933
Опубликовано: 30.09.2022 в 11:50
© Copyright: Сочинения для школы
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1