Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Катрены рифм рекомендую


­
               Я  ПРЕДЛАГАЮ  ВАМ:  КАТРЕНЫ  РИФМ

Я  люблю  усложнять  обыкновенные   формы  стихов.   Ведь  их  заурядность  приводит  меня  в  уныние.  Стихотворство  становится  скучным  занятием  и  не  поднимает  моего  настроения.   А  ведь  важно,  чтобы  творчество  оказывало  влияние  на  жизненный  тонус,  поднимало  его  градусы  дарило  положительные  эмоции  и  увеличивало  гормональный  уровень  организма.
Поэтому  я  испытываю  особое  удовольствие,  если  применяю  в 
стихах  разные  приемы,  которые  усложняют  их  строение,  их  формальную  структуру:  то,  что  подппадает  под  такое  определение,
как  фактура.  Я  из  тех  настойчивых,  упрямых  натур,  которых  трудности  только  воодушевляют.
Так  вот:  я  не  склонна  перечислять  все  эти  приемы.  Заинтересованные  лица
могут  сделать  это,   разумеется,  сами.
В  этой  статье  я  намерена,  однако,  остановиться  на  одной  интереснейшей  форме  стихов.
Работая  над  куплетом,  то  есть  привычной  строфой  из  4  строк,  или,  как  её  еще  называют,  квадратной  строфой – я  испытала  большое  желание  внести  в  неё  изменения.
В  один  прекрасный  день  я  взяла  и  зарифмовала  все  строчки  этой  самой  квадратной  строфы.  Перерифмовала  их
между  собою.
Получилось  недурно,  и  я  принялась  культивировать  новую  форму.
Назвала  её  катреном  рифм.   
Это  несомненно,  удачное  название,  ибо  оно  содержит  в  себе  точность  научной  аргументации  и  некую  поэтичность,  которую  необходимо  нам  всем  культивировать.       
Некоторое  время  я  претендовала  на  право  быть  изобретателем  этих  катренов.  Но  меня  смущало  то,  что  подобное  где  то 
уже  находилось,  где  то  я  его  видела.  Предчувствия  меня  не  подвели. Как  то  попалось  на  глаза  известное  стихотворении  Марины  Цветаевой: 

В  огромном  городе  моем  ночь
Из  дома  сонного  иду  прочь;
И  люди  думают:  жена,  дочь,
А  я  запомнила  одно:  ночь ...
   
Поэтому  именно  Марине  Цветаевой  принадлежит  право  называться  её  первооткрывателем.  В  своей  прошлой  жизни  я  наверняка  была  той  самой  Цветаевой,  мы  так  похожи,  оттого  меня  снова  и  снова  тянет
к  своему  открытию,  к  найденным  когда  то  возможностям.  Это  тревожит  меня  всё  тот  же  голос  крови.

Поэтому  привожу  в  качестве  примера  один  из  собственных  удачных  образцов.

Разбито  вдребезги 
                окно,
Каких  вокруг 
                полным – полно,
И  возмутилось 
                тут  вино:
Не  виноватое  оно!

А  от  тебя 
                письмо  пришло,
Улиткой  хлипкой 
                доползло.
Тут  всем 
                случайностям 
                назло,
Ему,  однако,  повезло.


В  синтаксическом  отношении  катрены  часто  распадаются  на  2  фразеологических  двустишия.
Однако,  возможны  и  сквозные  построения.

О  смерть, 
                сознанье
                не  тревожь!
Дорога, 
               скользкая  как  ложь,
Как  будто  бы 
                прошелся  дождь,
Мою  машину –
                не  стреножь!

Особенности  этой  формы  заключается  в  том,  что  она  включает  в  себя  6  пар  рифмующихся  созвучий.
При  этом  обилие  рифм  форму  не  усложняет,  не  утяжеляет,  а  наоборот,  облегчает  её  восприятие,  освобождает  пространство  для  содержания.  Идеальная  многоходовка:  от  перекрестка  и  к  перекрестку – ну  где  уж  тут  заблудиться!
Стихи  поэтому,  выглядят  очень  легкими  и  прозрачными.  Подвижными:  ведь  рифма – это  топливо  формы.
К  овладению  катренами  рифм  необходимо  переходить  после  достаточно  уверенного  овладения  двустишиями.
Техника  катренов  сводится  к  тому,  чтобы  автор  обязан  был  придерживаться  более – менее  точных  рифм.
Подобная  рифмовка  не  предполагает  наличие  образов  дерзких  и  парадоксальных,  либо  острых  оксюморонов.  Точная  рифмовка  предрасполагает  к  более  привычному  содержанию,  а  результативность 
смысла  и  выражений  достигается  посредством  интересных  поворотов  фраз,  в  умении  по – своему,  интимно – индивидуально  увидеть  и  преподнести  привычный  образ  и  содержание.  Но  чтобы  удивить,  вызвать  эффект  головокружения,  а  тем  более – потрясти,  нужны  иные,  более  необыкновенные  методы  и  средства.
Впрочем,  будущее  покажет,  когда  катренами   займутся  подлинные  мастера,  так  как  я  уверена  в  блестящем  будущем  этой  формы.
Необходимо  исходить  из  того,  что  каждый  катрен – это  законченный  фразеологический  комплекс,  поэтому  между  ними  запрещено  делать  переносы  из  строфы  в  строфу. Автор  обязан  продемонстрировать  уверенность  и  четкость  мышления.  В  самом  деле,  в  такой  форме  все  содержание  должно  быть  аккуратно  разложено  по – полочкам.       
И,  разумеется,  нужно  вовремя  ставить   точку.

Возьмите  с  собой 
                перчатки
Не  глядя 
                на  их  повадки –
Какие  у  них 
                неполадки?

Они  совершенны
                и  гладки.

В  каждом  катренном  четверостишии  одна  из  ваших  строк  обязательно  должна  выделяться.  Она   должна  быть  наиболее  образной  и  значительной  в  изобразительном  отношении.  Заметной,  разумеется.  Это  связано  с  тем,  что  эта  строчка  вынуждена  будет  нести  художественную  нагрузку  всей  строфы  и  являться  местной,  локальной   кульминацией.

А  я –
            иду,  иду, иду,
И  взгляды  я –
                веду,  веду.
Уже  который  раз 
                в  году –
Походку  легкую  пряду. 

Катрены  рифм  подходит  тем  авторам,   которые  предпочитают  динамичные,  энергичные,  активные  виды  стихов.  Для  тех  авторов,  которые  любят  порядок  и аккуратность,  ведь  в  катренах  весь  изобразительный  смысл  оказывается  отмерен  и  расположен  по  полочкам. 
Это  удобно  читателям,  и,  несомненно,  приятно  и  самому  стихотворцу.
            



Сказать спасибо автору:
2

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 19
Рейтинг произведения: 8
Свидетельство о публикации: next-2022-127255
Опубликовано: 21.08.2022 в 13:17
© Copyright: ТУТТИ - ФРУТТИ
Просмотреть профиль автора

Андрей Блокбастер     (23.08.2022 в 18:04)
а я вообще в Этом дундук в рифмах в катренах
пишу как велит душа
хотя сам придумал около пяти новых направлений в литературе
одно со стихами
остальное проза
ты молодец
только чето ко мне не пришло уведомление о твоём новом произведении
или у тебя нет подписки

ТУТТИ - ФРУТТИ     (23.08.2022 в 21:03)
Ну, с одной твоей задумкой, кажется, я каждый раз встречаюсь.

Андрей Блокбастер     (23.08.2022 в 21:14)
С КАКОЙ?

ТУТТИ - ФРУТТИ     (25.08.2022 в 10:14)
Привет. Я бы назвала это "зеркальной публикацией". Когда даешь сообща 2 стиха - вариации одной темы. Нигде больше такого не встречала.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1