Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Сославшись на анакрузу


­­                
                                                                     СОСЛАВШИСЬ  НА  АНАКРУЗУ                                                                    
                                                                        Популяризующе – просветительская  статья

Сейчас  не  существует  сколько – нибудь  хорошего  учебника  современной  русской  литературы  в  области  стихотворства,  состояния  современной  поэтики.  Прошлые  не  актуальны.  Поэтому  мои  современники,  прежде  всего  молодёжь,  студенты  литературно – учебных  заведений,  вынуждены  восполнять  своё  любопытство  и  нужные  знания  из  интернета.  В  расчёте  на  случайную  встречу  с  необходимым  контентом. 
Учебники  Холшевникова,  Жирмунского,  Томашевского,  Квятковского,  и  даже  такой  светлой  головы,  каким  был  Гаспаров, 
все  они – безнадёжно  устарели.  Годятся  только  в  качестве  учебных  пособий  по  исследованию  историко – литературных  реликтов. 
Мы  живём  в  новом  веке,  времени  стремительных  перемен,  и  оно 
вынуждает  нас  экономить  время,  как  никогда.  Людям  некогда  голову  поднять,  а  их  заставляют  корпеть  над  знаниями,  которые  им  никогда  не  пригодятся.  Я  приведу  доказательство  своим  словам  на  примере  такого  элемента  старой  литературной  теории,  каким  является  анакруза.

Студентам  литвузов  и  филфаков  приходится  учить,  что  же  это  такое.

При  этом  сколько  всего,  сколько  разного  контента  нужно  усвоить  и  даже  вызубрить  молодому  человеку! 
Тут  целый  вагон  информации,  которую  я  цитирую  избирательно:

АНА´КРУЗА (греч. ἀνάκρουσις, букв. — отталкивание;  предварение) — в  античной  поэтике  безударные  слоги  в  начале  стиха  до  тезиса, до  сильной  части  стопы,  т.  е.  до  долгого  слога.  В  общеевропейской и  русской  поэтике  Анакрузой  называются  безударные  слоги  в  начале  стиха  до  первого  метрического  акцента,  на  который  обычно  (но  не  обязательно)  приходится  ударный  слог  в  стопе.  Анакруза  соответствует  музыкальному затакту. В  тех  немногих  стиховых  размерах,  где  стих 
начинается  сразу  с  сильного  метрического  акцента,  анакрузы  нет,  иногда  её  называют  нулевой  анакрузой.  Это  относится 
к  тактометрическим периодам первого вида (так называемые нисходящие ритмы): трехдольник первый ⌣́⌣⌣, четырехдольник первый ⌣́⌣⌣⌣, пятидольник первый ⌣̋⌣⌣ | ⌣́⌣, шестидольник первый ⌣̋⌣⌣⌣ | ⌣́⌣. При наличии А. период заканчивается эпикрузой, т. е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. совершенно неотделима от эпикрузы, они — начало и конец тактометрического периода. Ниже приводится ряд примеров анакрузы и эпикрузы в стихах разных размеров.
Примеры сочетания анакрузы и эпикрузы в четырехкратных трехдольниках.
Трехдольник первый (дактиль), контрольный ряд | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | с нулевой анакрузой и нулевой эпикрузой, полносложная беспаузная форма:
| Тучки не | бесные, | вечные | странники! |
| Степью ла | зурною, | цепью жем | чужною |
| Мчитесь вы, | будто как | я же, из | гнанники |
| С милого | севера | в сторону | южную.
(М. Лермонтов)
То же, но с однодольной паузой в конце стиха:
| Были и | лето и | осень дожд | ливы; / |
| Были по | топлены | пажити, | нивы... / |
(В. Жуковский)

Далее  в  ход  идут  анакрузы  в  трехдольных  размерах.

Трехдольник второй (амфибрахий), контрольный ряд ⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ | ⌣́⌣; однодольная А. и двудольная эпикруза:
В пес | чаных сте | пях ара | вийской зем | ли /
Три | гордые | пальмы вы | соко рос | ли. /
Род | ник между | ними из | почвы бес | плодной,
Жур | ча, проби | вался вол | ною хо | лодной.
(М. Лермонтов)
В этих стихах однодольная А. всюду заполняется одним слогом, но двудольная эпикруза в первом двустишии состоит из слога и однодольной паузы, а во втором — из двух слогов. Из следующего примера видно, что эпикруза в трехдольнике может быть и двусложием (в нечетных строках) и двудольной паузой (в четных строках):
Ка | ховка, Ка | ховка, род | ная вин | товка,
Го | рячая | пуля ле | ти, / / | / /
Ир | кутск и Вар | шава, О | рел и Ка | ховка —
Э | тапы боль | шого пу | ти. / / | / /
(М. Светлов)

Амфибрахий,  анапест,  приходится  изучать  одно  к  другому. 
Потом – четырёхдольные  размеры.  Пятидольники  и  шестидольники.

И  это  нужно  не  просто  прочитать  раз – второй,  с  этим  нужно  разобраться,  в  это  вникнуть,  выучить,  вызубрить  вчистую.
А  по  истечению  месяца – второго,  вся  эта  «мудрёная  наука»,  забывается,  сбегает,  как  вода  с  ладони ...  Ввиду  собственной  несостоятельности,  ненадобности,  невозможности  этим  пользоваться ... 
Приходится  повторять  да  штудировать  весь  материал  заново,  материал,  уже  превратившийся  в  занудство ...    
Представляете  себе  душевные  муки  иного  специалиста,  который  вынужден  обновлять  эти  бесполезные  «знания»?  Во  имя
чего  же?  Ведь  вся  эта  нелепая  псевдонаука  вряд  ли  пригодится  молодому  специалисту  в  его  профессиональной,  повседневной  деятельности … 
Так,  чепуха – на  ветер … 
Потому  что  современные  стихи  разительно  отличаются  от  стихотворений  прошлого.
Посмотрите  сами: 

        ПРИВЛЕКАНКА
                ОНА –

        ПАРИЖАНКА,
              И,  КАК
          ПРИМАНКА –
В  АЛЬТАНКЕ
                          ЭТОЙ
                          ОГРАНКИ:

ОБРАЗЕЦ! –
                      ОНА  БЕЗ
                      ОБМАНА,
ОБРАЗЕЦ! –
                      ОНА  БЕЗ 
                      ИЗЪЯНА!

    ПРИ  ЭТОМ:
      ЛЕДЕНЕЦ
  ДЛЯ  СЕРДЕЦ,

Привлекательная
                            она
                            такая,
      Как  никакая –
            Другая …

        Ну,  капец!

Примечательная
                            она
                            такая,
        Как  мечта
          Дорогая …

          Наконец:

  Увлекательная
                            она,
                            как
      Ветка –
                    для
                    ветра,
                    как
                    ветки –
  Отметки,
                  пометки –
  (Виньетки
                    такие!)
                От 
              Ветра
                 И 
              Ветра,

                 От 
              Метки
                  И –
            К  метке!

        В  той  ветра –
        В  той  клетке!

          Тех  веток –
            Балетки …

        Быть  может
            Кокетка,
        Быть  может
          Конфетка …

          Вот  эта
    Соседка:

                    собою
                    Клодина –
    Александрина,
                              она
    НЕОБЪЯСНИМА!

    (… Не  пальцам –
    Сангина!

                  Не  горлу –
                  ангина!)

    НЕПОВТОРИМА!                 
   
            Как
                  каждая
      Прима:
                  приманка
      С  привкусом
                            прив –
      леканки,
                      и
                      вкусным
                    И
              Пряным,
        Как 
              в  альтанке –
              ветерка
            Болтанье!

                Где
            Причёски
      Блёстки  и
                      блёстки,
      Блёстки  и
                      блёстки;

                Где
    В  облике –
                        обличии
                        её
                Личика –
     
            В  наличии:

        Бликов  и
                      бликов 
        Бликов  и
                      бликов –
                Видно
          Количество!

                  Где
        Предплечья,
                            как
                            и
        Наречия
                      плечей – 
                      её                       
        Плечиков –
                            из
        Лоска  и
                    лоска,
        Лоска  и
                    лоска;

                  Где 
      Предтечи
                      этой
                      встречи
          С  её  станом:

    (Просто  странным:
        Тонким  самым!)

          В  нем  ведь
        Брызги  и
                        брызги
        Брызги  и 
                        брызги
          Божественных
      Её  ирисок!

                          Близких
      В  гостиной –
                              этой
        Интимной,
                          ему,
            Мужчине,
  Выражением
                        притяжения
          К  женщине
          Достижимой!

          Она,  конечно
                  Же:                     
    Жемчужина
                        из
                        жемчужин,

                    Из
    Серёжек –
                      серёжка;
                    И, 
                  Даже:
  Дождинка –
                      из  всех
                      дождинок!

Жемчужинка
                      она –
                      и
                      к  какому
                      ужину?

    ?Приутюжена?

Приурочена?
                      Наворочена,
    Причем,  воочию …

    Ведь  колдовскою
      Пропитана
                          она,
      Просякнута
                          она     
Простотою –
                      совсем 
                      не  пустою …

(:Прозрачною
                        и
                        живою:
  Без  дна  и  пробоин …)

          Обое!
                    Обое –
        В  ударе!

                Он
                радый:
Румянам
              её,
              аромату,
Помаде,
              и,  не
              вна –
              кладе,
              сам
Просто  в  омате.

(От  помады –             
                      сам 
                      просто
      В  отпаде!)

  И  мысли  к  ней
  Сами,
            и  гаммы,
      И  смыслы,
      И  планы –
    Всем
            кланом,
            всем
    Жарким 
                  своим
Выраже –
                нием –
                к  ожерелья
  Её  достижениям…

  … Всем
                слово –
      падом,
                падким           
          На  все –
  Закладки!   

                  (На  все
                   загадки!)

Когда  красивая
                          и
                          с  ксивою
            Парижанки:

              Тогда – то
    Взятки –
                    все  гладки,
                    в  альтанке:
       
(ВЗГЛЯНИТЕ,
                        ПОЙМИТЕ!) –

          ПРИМАНКИ!

… Где  же  здесь  все  эти  строфы,  мэтры,  размеры:  все  эти  элементы  книжной,  прежней  теории?   
Разве  можно  здесь  наткнуться  на  какую  либо  цезуру – после  какой  либо  стопы?
Где  здесь  анакрузы,  предмет  учёбы,  зубрёжки  и  заучивания  (вплоть  до  замучивания!) – где  они,  эти  исходники  (исчадия!)  мучений  для  молодого  адепта?

В  приведённом  примере  мы  обнаружим  приемы  фонетически – визуальной  изобразительности, 
обильную  рифмовку,  построения  «лесенкой»,  различные  приёмчики  пассажного  письма  и  других  фигураций,  но  мы  не  найдем  никаких  анакруз.  Так  зачем  же  их  изучать?  Встречаться  с  этими  привидениями  старинных  зданий – усадеб?  Ведь  нашим  литконсультантам  придётся  иметь  дело  со  стихами  совершенно  иного  типа.  С  этим  жить  и  работать.
На  смену  старому  приходит  новое.  Для  фигуранта – оно  доступно  и  действенно,  не  загромождает  память  и  легко  усваивается.  Приходит  время  новой  теоретической  базы,  новых  знаний,  нового  материала,  новых  научных  положений  и  выводов. 
И  с  этим  нельзя  не  считаться.

Я  уверена:  рассмотрев  раз – второй  приведённые  мною  стихи,  постигнув  всё  легко  и  мгновенно,  вы  больше  узнал  о  литературе,  о  поэтике,  полезного,  чем  если  бы  мучительно  черпал  это  из  старых,  занудных  книжек ... 



Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 1
Количество просмотров: 19
Рейтинг произведения: 8
Свидетельство о публикации: next-2022-127173
Опубликовано: 19.08.2022 в 17:29
© Copyright: ТУТТИ - ФРУТТИ
Просмотреть профиль автора

Леонтий Варфоломеев     (20.08.2022 в 12:11)
Помню, еще в советское время, подростком, прочитал отличную книгу "Мысль, вооруженная рифмами" (кажется, так). В предисловии там очень неплохо и понятно расписаны все анакрузы, пиррихии и амфибрахии.

ТУТТИ - ФРУТТИ     (21.08.2022 в 12:59)
Такую книгу я видела ... Только уже не вспомню, что там написано в предисловии.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1