Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Путём "людей длинной воли"


­Неусвоенные уроки Прошлого – мертвящий тяжкий груз на человеческом сознании. А этому грузу надобно быть топливом для разгорания возможностей Настоящего и для обновления Настоящего, то есть для зарождения и проявления Будущего.
Соблазны лжи, сознательного обмана доверившихся, терзавшие древних, до сих пор отравляют нас мнимой лёгкостью преступного существования. Хотя история постоянно говорит о том, что для всех и каждого вины без наказания не бывает. Генетическая память – она ведь при нас, со своим хорошим и плохим наследием. Она спасает и карает нас, всё ещё не понимающих это, ведь материя, из которой мы сделаны, существовала во все времена. А награда за лёгкость проявления обмана и злодейства – вырождение, потеря огромных возможностей, генетически спящих в нас, пробуждаемых взлётами человеческого духа и убиваемых его падением.
Наверное, уместно вспомнить некоторые обстоятельства рождения могучего и мужественного народа в не столь давние времена, память о котором изуродована недобросовестными современниками и – через века – их легкомысленными последователями.
Во второй половине XII века Тэмуджин, представитель рода Борджигинов монгольского племени (мэн-гу), жившего в Забайкалье, ещё не ставший Чингис-ханом, и его добровольные нухуры (дружинники), так же, как и он, оторвавшиеся от своих родовых кланов (иргенов), вызывали бешеное неприятие их сородичами, ближними и дальними. Причиной этого стала повышенная жизненная энергия отщепенцев, способность на сверхнапряжение.
Гениальный учёный-этнолог Л.Н.Гумилёв назвал эту способность к сверхактивности пассионарностью (passio по латыни – страсть).
Эта их пассионарность разрывала сложившиеся отношения в иргенах и в монгольском племени, противопоставляла их вождям и рядовым обывателям, пребывавшим в привычной колее родовых традиций, возвышающих старшие поколения и присваивающих результаты героических деяний молодых и дерзких.
Чрезмерная энергетика и мобилизующее честолюбие Тэмуджина и его друзей вырвались из плена удушающих традиций родовых общин, не желающих никаких перемен в малоподвижном племенном укладе. И тем самым обладатели жизненной сверхмощи, «люди длинной воли», стали опасны и ненавистны их инертным соплеменникам за нарушение социального и душевного покоя и за покушение на права тех, кто отмеривал соплеменникам жизненные блага.
(Подобные коллизии переживали и отщепенцы других народов в других временах: будущий царь Давид со своими приверженцами, будущие создатели Рима Ромул и Рем с преданными им разбойниками, первые христиане вокруг апостолов, пророк Мухаммед с мухаджирами («совершившими хиджру» – переход в 622 году н.э. из Мекки в Медину) и т.д.)
Попрать привычные социальные структуры гораздо легче, чем создать свои, позволяющие полнокровно воплотиться в жизнь. Большое число поставивших себя вне законов общества гибло в смертельной борьбе за жизнь, но жить по-старому было для них хуже смерти.
Но выживавшие организовывались в исключительно боеспособные отряды, и лишним «градусом» их душевно-физического накала было то, что терять им было абсолютно нечего. Спасти их могла только отвага, взаимовыручка, разгоравшаяся до жертвенности, и душевное родство, ставшее сильнее родства кровного. При этом фальшь в отношениях, обман доверия становились смертельной опасностью и карались только смертью.
Их бывшим сородичам такое отношение к жизни и друг к другу казалось недопустимым из-за собственной неспособности на такой взлёт жизненных сил, ибо жертвенность – высшая степень проявления жизненности.
Сородичи, от которых сбегали «люди длинной воли», уже не испытывали потребности в выручке своих пленённых соплеменников, легко нарушали законы гостеприимства, легко отвечали подлостью на доверие и совсем не гарантировали вождям надёжность в военных действиях.
Оставшийся в 9 лет без отца Тэмуджин был не только брошен сородичами на произвол судьбы, но жестоко и последовательно преследовался ими много лет, потому что рано проявил душевную мощь и новый стереотип поведения, исполненный самостояния и чистосердечия. Но этот его нрав обрушил на него такие испытания и беды, которыми простой смертный был бы раздавлен сразу же. Поэтому его великая судьба потребовала выработки чётких правил взаимоотношений с соратниками и врагами.
Свод новых законов – Яса – был обнародован и опубликован на всемонгольском съезде – Великом курултае в 1206 году. Там же Тэмуджин, в 44 года, был поднят на Белом войлоке почёта и избран вождём монгольского ареала и покорённых к тому времени иных племён. С именем Чингис-хан.
Но вырабатывалась Яса Тэмуджином и его соратниками, разумеется, с молодых лет, прежде чем государственным законом, став неотменяемой нравственной необходимостью.
Ясой были утверждены справедливые вознаграждения по заслугам, а не по милости старейших, а также «смерть за убийство, блуд мужчины и неверность жены, кражу, грабёж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное ко вреду ближнего, троекратное банкротство, т.е. невозвращение долга, и невозвращение оружия, случайно утерянного владельцем в походе или в бою (если кто-нибудь, отступая, обронит свой вьюк, оружие или часть багажа, то находящийся сзади его должен сойти с коня и возвратить владельцу упавшее; в противном случае он предаётся смерти). Неоказание помощи боевому товарищу приравнивалось к самым тяжёлым преступлениям. Так же наказывался тот, кто отказал путнику в воде или пище. Более того, Яса воспрещала кому бы то ни было есть в присутствии другого не разделяя с ним пищу. В общей трапезе ни один не должен был есть более другого» (Л.Н.Гумилёв, «Древняя Русь и Великая степь»).
Пренебрежение взаимовыручкой, обман доверившегося – то, на что уже не реагировали монголы прежнего душевного склада,– стали караться смертью. Искренность, уверенность в соратниках, бесстрашие и жертвенность – признаки новорождённого народа, разбухающего свежей силой – сплотили монголов, пошедших за Чингис-ханом, в победоносное войско, сокрушавшее намного превосходящих их численностью врагов.
Особым стало и отношение к доблести противника: отважным и до конца не предававшим свои знамёна воинам и военачальникам предлагалась служба монгольскому хану с правами монгольских воинов на выслугу. «А предателей и гостеубийц убивали вместе с роднёй, ибо, считали они, склонность к предательству – наследственный признак» (Л.Н.Гумилёв, «Древняя Русь и Великая степь»).
«Злые города» – т.е. города, где были убиты монгольские послы, уничтожались до основания. (Общеизвестный пример: русский город Козельск, где были убиты посланники Бату-хана). За то же были разгромлены государство хорезмшахов, китайская империя династии Сун, венгерское королевство.
В годы молодости Тэмуджина совершался третий крестовый поход (1189-1192 гг.), возглавлявшийся германским, французским и английским монархами. Ради интереснейшего сравнения, ещё одна цитата из книги Л.Н.Гумилёва:
«История его (третьего крестового похода) известна, но вот некоторые детали этнопсихологического значения.
Прибыв в Палестину и овладев Аккой, Ричард Львиное Сердце оставил у себя 2 тыс. заложников-мусульман, а потом велел их убить. У Салах-ад-Дина тоже было много пленных христиан, ждавших, что их разменяют, – теперь их ждала смерть. Но Салах-ад-Дин не казнил пленённых, а повёл своих воинов к месту, где лежали трупы заложников. После этого мусульмане стали драться как львы. Наступление английских рыцарей к 1192 году захлебнулось». «Древняя Русь и Великая степь».
Можно было бы вспомнить и зверства сына Фридриха Барбароссы Генриха VI над жителями сдавшегося ему Палермо, которых он, наплевав на все обещания, ослеплял, сажал на кол, зарывал живыми в землю и т.д. А его старший современник, византийский базилевс Андроник Комнин, до того зверствовал над жителями Константинополя, что восставший народ повесил его за ноги.
Всё это, и многое-многое другое, творилось в Европе во времена Чингисхана, каравшего обманувших доверие и уважавшего истинную доблесть врагов, беря их за это к себе на службу. Далеко же «кровожадным монголам» до их европейских современников, который век противопоставляющихся в качестве цивилизованных этой самой «монгольской кровожадности».
А легенда об особой кровожадности монголов во главе с их ханом-изувером – клевета рыцарей-тамплиеров, которую раздули многочисленные западные историки в последующие времена.
Предателями по отношению к христианским святыням и христианскому населению в Палестине оказались сами тамплиеры и крестоносцы, поддержавшие не монгольское войско из христиан-несториан, шедшее освобождать Иерусалим от мусульман, а... самих мусульман – египетских мамелюков (воинов-рабов, гвардию египетских правителей, состоявшую сначала из суданских негров, а с 60-х годов XI века - в основном из тюркских народов, и отчасти кавказских)! Тамплиеры и крестоносцы снабжали мамелюков свежими лошадьми, фуражом, всем необходимым, чем обеспечили последним победу над измученным длительнейшими передвижениями монгольским войском, возглавляемым нойоном Китбугой. Эта тамплиерская и рыцарская любезность стоила жизни огромному числу христиан в палестинских крепостях, сдавшихся в плен и уничтоженных обещавшими им жизнь мамелюками.
Простодушные последователи Ясы оказались ошельмованными словоблудием проходимцев с крестом на груди, рассчитавшихся за свою клевету и предательство жизнями единоверцев. А в истории оказалось ещё одно тёмное пятно, точнее, Чёрная легенда, по словам Льва Николаевича Гумилёва, через многие века восстановившего историческую справедливость.

















Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 18
Свидетельство о публикации: next-2022-125839
Опубликовано: 27.07.2022 в 08:10
© Copyright: Георгий Георгиевский
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1