Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Стойкость воина


Марк Бунчак
­­­­ Переправа, переправа!
Пушки бьют в кромешной мгле.
Бой идет святой и правый.
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Эти стихи из знаменитой поэмы «Василий Теркин» многим жителям Советского Союза известны со школьной скамьи, а немногим из оставшихся в живых ветеранов Великой Отечественной войны из фронтовых,  армейских и дивизионных газет. Ибо тогда с 1941 по 1945 год, как говорится «с колес», были опубликованы  главы поэмы..
Прямо из блокнота поэта, продолжение поэмы, подымавшей боевой дух воинов в армии и на флоте терпеливо ждали участники сражений. Имя автора поэмы, по своей мобилизующей и вдохновляющей мощи сравнимой с боевым оружием. Александра Твардовского было известно фронтовикам и труженикам тыла. И по сей день, это произведение является эталоном военной поэзии, знаменем в борьбе за  родную  землю.
Александр Трифонович Твардовский родился 8 июля 1910 года на хуторе Загорье Смоленской области в семье кузнеца Трифона Гордеевича и Марии Митрофановной.  Отец, читавший вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Толстого, Никитина и других русских поэтов и прозаиков, приобщил Александра к художественной литературе, развил в нем творческие задатки, разжег божью искру..
В четырнадцать лет от роду из-под пера юного автора родились заметки и стихи. Первое его произведение «Новая изба»  было опубликовано в газете «Смоленская деревня». В то время в газете «Рабочий путь» работал поэт-песенник Михаил Исаковский. Он оценил творческие способности юноши, дал путевку в большую литературу. Впоследствии их связывала крепкая дружба. Александр с хутора переехал в Смоленск, его приняли в Ассоциацию пролетарских писателей.
В 1931 году опубликовал первую поэму «Путь к социализму», а спустя пять лет выпустил сборник стихов. Одновременно учился в Смоленском государственном педагогического институте, а в 1936 году переехал  в столицу и поступил  на третий курс Московского института философии, литературы и истории.
Период массовой коллективизации, борьбы с кулаками, ставший великим переломом в жизни крестьян, Твардовский запечатлен в поэме «Страна Муравия». Несмотря на то, что от  «реформ» пострадала семья поэта, родители и братья были раскулачены, а хутор сожгли крестьяне, тогда он поддержал коллективизацию, но позже относился к ней критически. Навещал родителей, братьев, сестер в местах их ссылки. Конечно, судьбы близких людей отзывались болью в его сердце, но все попытки в период правления Сталина облегчить их участь, были тщетны. Лишь 30 января 1996 года, спустя почти четверть века после смерти поэта, родители, четверо братьев и две сестры Твардовского были реабилитированы.
Во время похода Красной Армии в Западную Белоруссию и в период советско-финской войны  поэт в  составе группы писателей работал военным корреспондентом в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины». Ему присвоили воинское звание батальонного комиссара.
Под впечатлением от армейской жизни опубликовал стихи «Час настал» и «На привале». По признанию  автора, тогда и был придумал образ бывалого со смекалкой и юмором солдата Василия Теркина. Вначале войны, когда были опубликованы первые главы «книги про бойца без начала, без конца»  Александр Трифонович работал в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», которая находилась в Воронеже.
Поэма написано простым, доступным для восприятия языком, составлена из отдельных эпизодов фронтовой жизни. Поэт  исходил из того, что сам он и его читатель, сражаясь с врагом, в любой момент могут погибнуть и поэтому каждая глава является завершенной, а объединяет их один герой — Василий Теркин, ставший очень популярным на передовой, так как воплотил в себе черты реальных красноармейцев.
Примечателен и такой, редкий для времени возвеличивания вождя, факт: о роли Сталина и партии в поэме нет ни одной строки Тем не менее,приказами Военного Совета 3-го Белорусского фронта поэт Твардовский редакции газеты «Красноармейская правда» был награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней. Красной Звезды.
В послевоенные годы Александр Трифонович создал социально и художественно значимые поэмы «Дом у дороги», в которой честно отобразил трагические события первых лет войны, а также поэму «За далью даль», написанную в период хрущевской оттепели после развенчания культа личности Сталина. Это произведение  пронизано оптимизмом, верой в добрые перемены, в энергию советских людей-созидателей. Достаточно напомнить строфу:

За годом — год, за вехой — веха,
За полосою — полоса.
Нелегок путь, но ветер века
Он в наши дует паруса…

  В книге «Из лирики этих лет. 1959—1968», философски размышляет о времени, долге художника, о жизни и смерти, поэт осуждает Сталина за репрессии. Этой теме посвящены главы «Так это было» и «Друг детства»..Особенно ярко, как человек совести, чести и долга Александр Трифонович проявил себя в должности главного редактора журнала «Новый мир», в ту пору самого прогрессивного и смелого среди других литературно-художественных изданий страны. Редакцией он руководил дважды: с 1950 по 1954  и с 1958 по 1970 годы.Попытка напечатать в журнале поэму «Теркин на том свете» , а также публикации критических статей В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Лифшица и М. Щеглова обернулась для поэта четырехлетней опалой.. Осенью 1954 года постановлением ЦК КПСС он был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир».
После XXII съезда КПСС и  возврата Твардовского в кресло главного редактора журнал стал трибуной для прогрессивных литераторов, названных шестидесятниками. При содействии главреда   были опубликованы, ранее отвергнутые цензурой, произведения писателей Федора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия. Домбровского, внесших весомый вклад в русскую литературу. На страницах журнала с рассказом «Один день Ивана Денисовича», публикацию которого одобрил генсек Никита Хрущев, дебютировал Александр Солженицына, автор всемирно известных романов «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Красное колесо», «Матренин двор», «Раковый корпус»., «Бодался теленок с дубом» и других произведений, лауреат Нобелевской премии по литературе в 1970 году..
Рассказ произвел большой резонанс, повлиял на умонастроения читателей, на развитие культуры и литературы.
Свои мысли и чувства, связанные с правлением Иосифа Сталина, Твардовский выразил в поэме «По праву памяти». Однако после снятия Н.С. Хрущева с должности генсека и главы государства, наступил конец «оттепели», усилилось влияние КГБ на политическую и культурную жизнь в стране. Бдительные идеологи и цензоры, вопреки словам В. Ленина о том, что от критики недостатков пользы больше, чем от похвалы, запретили публикацию поэмы, Она, как и «Теркин на том свете», где в сатирическом ракурсе обличены пороки социализма, опубликована  лишь в 1987 году, то есть через 16 лет после смерти автора. Вот одна из строф из поэмы «По праву памяти»:

Но это было явной былью
Для тех, чей был оборван век,
Для ставших лагерною пылью,
Как некто некогда изрек.
………………………….
Но все, что было, не забыто,
Не шито-крыто на миру.
Одна неправда нам в убыток
И только правда ко двору!

……………………………
Зато и впредь, как были —будем—
Какая вдруг не грянь гроза, —
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз, глядят в глаза.

С началом брежневского правления для Твардовского наступило время испытаний на прочность характера, твердость принципов. Литераторы-карьеристы, завистники и злопыхатели  из редакций журналов «Октябрь» во главе с В. Кочетовым, «Огонек», газеты «Социалистическая индустрия» и чиновников Главлита организовали травлю поэта. Волевым методом уволили и назначили враждебных к нему заместителей. Твардовский вынужден был обратиться к генсеку Л.И.Брежневу, но письмо осталось без ответа. 9 февраля 1970 года Александр Трифонович был уволен. В солидарность с ним уволились соратники.По сути, редакция журнала была разгромлена. Позже стало известно о записке председателя КГБ СССР Юрия  Андропова «Материалы о настроениях поэта А. Твардовского», направленной в ЦК КПСС. После отставки чекисты не оставляли поэта в покое. Этот прессинг укоротил срок пребывания на земле. Александр Трифонович умер 18 декабря 1971 года на 62-м году жизни..
Вожди, особенно это присуще диктаторам, предпочитают ярких личностей из числа творческой интеллигенции, лидеров общественного мнения, держать, если не на коротком, то хотя бы на длинном поводке. Оказывают блага,почести, применяя моральные и материальные стимулы, фактически вербуют на свою сторону..
Твардовский противился чрезмерной опеке, не гонялся за славой и лаврами. Они к нему, причем, вполне заслуженно приходили за талантливые творения. В период правления «вождя всех времен и народов» он дважды был удостоен Сталинской премии второй степени, получил орден Ленина и еще два такие же ордена от Никиты Хрущева и Леонида Брежнева. В 60-70 годы удостоен Ленинской премии за поэму «За далью — даль», Государственной премии за сборник «Из лирики этих лет.1959-1968» и ордена Трудового Красного Знамени.
Довелось поэту побывать в статусе члена Центральной ревизионной комиссии КПСС и кандидата в члены ЦК КПСС Но карьера партийного функционера с привилегиями и льготами его не прельстила.
Весьма примечателен факт, отмеченный в книге «Время гибких» нашего земляка писателя Владимира Войновича. . К пятидесятилетию со дня рождения намечалось присвоение Твардовскому  звания Героя Социалистического труда, но..вручили орден Ленина.  По этому случаю секретарь правления Союза писателей К. Воронков упрекнул:: »Вел бы себя осмотрительнее, дали бы Героя», на что Александр Трифонович ответил: «Никогда не знал, что Героя дают за трусость».
Вожди, генсеки  канули в Лету, а душа, мысли и чувства поэта продолжают жить в его произведениях, в том числе в образе солдата Василия Теркина, столь же стойкого, как и его создатель..

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 7
Свидетельство о публикации: next-2022-124172
Опубликовано: 21.06.2022 в 08:14
© Copyright: Марк Бунчак
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1