Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Романтически - приподнятая рецензия.


­­­­                 
Стихи?!  Нет,  не  стихи,  цветы  наверное …  Склоняясь  над  бутонами  строф,  их  изъящными  бонбоньерками,  мы  с  наслаждением  и  восторгом  впитываем,  поглощаем,  вбираем  в  себя  их  содержимое,  их  магию  и  красоту,  поэзию  и  пылкость …

Под  грациозными  головками – восхитительные,  тонкие  стебли  стихотворной  версификации,  дипломы  умения  и  мастерства. 
 
И  мы  с  душевным  смятением  и  триумфом  постигаем  радость  и  восторг 
открытия:  оказывается,  эти  пламенные  бутоны  так  убедительно  напоминают  нам  наши  сердца,  человеческие  сердца,  в  которых – любовь  и  преданность  Родине,  России!

Это  наше,  это  живое …

Именно  подобными  настроениями  охвачено  и  стихотворение  «Живём»,  автор – Наталья  Унучкевич.  Именно  такими  же  чувствами,  любовью  к 
России,  к  ее  красоте;  и  гордостью  за  страну,  лучше  которой  представить  себе  невозможно,  не  дано …

Камерные,  лирические  стихи  Натальи  Унучкевич  состоят  из  7  строф  канонического  построения,  прорифмованные,  с  привлечением  4  стопного  ямба,  известного  как  восьмисложник. 
Анжанбеманов  нет.

Лирические,  камерные  стихи  проникнуты  патриотическим  содержанием,  гордостью  за  свою  страну  и  свой  народ.  Достаточно  психологичны  и  убедительны  в  собственной  правоте.
Что  позволяет  соотносить  их  и  к  философской  лирике,  и  к  гражданской  поэзии.
Гораздо  проще  определиться  с  художественным  методом,  направлением  в  литературе.  Этим  методом  оказывается  художественный  реализм,  тот  самый,  у  истоков  которого  находится  видный  советский  поэт  Борис  Леонидович  Пастернак.

… Цветы – стихи …  Стихи – цветы …  Изобразив  вначале  все  так  гармонично,  я  ввела  Вас,  читатели,  в  идиллический  мир  совершенства  и  поэтической  красоты …
Однако!
К  огорчению,  довольно  прелестные  цветы  Натальи  оказываются  уже  кое – где  примятыми …  И  это – самым  же  автором …
Проблемы  начинаются  с  самого  начала,  с  так  называемого  «зачина  стиха».  Таким  красивым  и  русским  словом  обозначаются  первая – вторая  строфы  сочинения.

Живём, и наши годы тают,
И плачут, плачут небеса,
Дождём омытые, сверкают
И дальний лес, и ближний сад.

Первая  строка  стихотворения  оканчивается  глаголом: … тают.
Это  неправильно.  Нельзя  в  первую  рифму  выносить  глагол. 
На  эту  ошибку  отреагировали  сами  стихи:  тут  же  навстречу  автору  выбежала  глагольная  рифма – пустышка: 
… тают :  … сверкают.

Еще  раз  на  этом  примере  хочу  обратить  внимание,  насколько  важно  правильное  начало  стиха.  Его  нужно  представить  с  привлечением  наиболее  полных,  полновесных  и  точных  рифм. 
Зачин - это  тот  диплом,  который  сразу  свидетельствует  о  квалификации  сочинителя.  И  то,  как  рифмует  автор,  насколько  искусно  и  ловко,  как  он  сочетает  слова  в  созвучия,  отразится  на  общем  состоянии  стиха,  его  выразительных  способностей. 
Наши  рифмы – это  наши  возможности.  Уже  в  них  должны  вызревать  клетки  интеллекта. 

Живём, и наши годы тают,
И плачут, плачут небеса,
Дождём омытые, сверкают
И дальний лес, и ближний сад.

Край соловьиный, музыкальный
Жжет сердце тихое огнём,
В сиренях май провинциальный,
Но сколько истинного в нём:

Эти  2  строфы – это  полный  зачин  этого  сочинения.  Я  вынуждена  обратить  внимание  на  употребление  автором  книжного  слова  «небеса».  Более  грамотная,  точная  речь  сводится  к  употреблению    слова  «небо».  Написав  слово  «небеса»,  вместо  правильного  и  современного  слова  «небо»,  автор  допустила  небрежность,  создав  прецедент.   
Из  этого  же  ряда  будет  употребление  слова  «телеса»  вместо  слова  «тело».  Это  выглядит  некоторым  образом  дурно,  и  свидетельствует  об  инерционности  восприятия,  когда  слова  привлекаются  по – привычке,  без  должного  осмысливания.

В  первой  строфе  представлен  зрительному  восприятию  образ  воды:  … дождём  омытые.  А  во  2  строфе  привлечён  образ  огня,  который  к  первому  является  образом – антагонистом. 
В  таком  виде  образы  начинают  противоречить  друг  другу.  Это  обыкновенная  образная  несовместимость:  ведь  бывает  даже  цветы  не  желают  уживаться  одно  с  другими,  а  тут  образы,  которые  не  должны  вываливаться  из  общего  образного  ряда,  одного  графина,  гармонического  букета! 
Чем – то  одним  следует  пожертвовать.  Способно  обескуражить  то,  что  автор  допускает  ошибки,  которые  знакомы  даже  начинающим.
Я  это  написала  так – потому,  что  у  Натальи  есть  и  уровень,  и  поэтичность,  и  восприимчивость  и  чувство  прекрасного.  Да,  эти  стихи  по  своему  красивы,  ошибки  как  бы  ускользают,  тем  большая  нужна  дисциплина,  чтоб  автор  могла  контролировать  собственный  текст.

Красы простой и небывалой,
Тепла, простора и любви,
Здесь крови пролито немало,
О том и плачут соловьи.

О том и молятся под вечер,
И Русь врагам не расколоть
Покуда разжигает свечи
В небесной горнице Господь.

3  строфа  оказывается  психологичней  предыдущих,  это завязка  драмы.
А  4 – это  кульминация  драмы  и  всего  сочинения  в  целом.  Эта  кульминация  сосредотачивается  в  простом  и  емком  выражении:
«И  Русь  врагам  не  расколоть».  Требовало  предлога  «что»  начало
выражения,  вместо  соединительного  союза.  Следует  отметить  и  то  естественное  мастерство,  ту  плавность,  и  то  изъящество,  посредством  которых  автор  подводит  читателя  к  такой  кульминации. 
… «Покуда» – новая  небрежность  и  неправильное  употребление  слова.  Следовало  применить  слово:  «поскольку».
Банальную  рифму:  вечер : свечи  опять  вынуждена  предьявлять –  уликою  новой.  Вместо  «свечи» – следовало  бы  отыскать,  взять,  иной  романтический  предмет  и  создавать  ему  ореол.  Скорее  всего,  такая  рифма  здесь  вообще  не  нужна,  просто  взять  и  отказаться  от  этого  самого  вечера.
Ошибка,  однако,  типическая,  свидетельствующая  об  инерционности  мышления. 
После  приведенных  строф  наступает  заключительная  часть – реприза.
Она  включает  3  строфы.  Не  стану  останавливаться  на  типичной  ошибке  со  словом  тень,  применяемой  не  просто  неважно,  а  некстати,  помимо  всего.  Потому  что  применение  этой  самой  тени  приводит  к  недоразумениям,  как  появление  ненужного  призрака  в  той  же  ночи.     

Вследствии  этого  намеченный  грациозный,  тонкий  и  изьящный  оборот,  свидетельство  ночи,  не  прописан  с  должными  вниманием  и  полнотой,  он …  Не  материализуется  целиком … 

Былинки тень на душу ляжет,
Как по дворам от яблонь дым,
А ночь опять тенями вяжет
Свой плащ чернильный с золотым.

С водой у ивы притяженье,
Вся речка в звёздах, как в парче,
А росы грезят отраженьем
Рассветных солнечных лучей.

Живём, смеёмся будто дети,
И дай, Господь, земле цвести
Еще так миллион столетий,
А людям - света на пути... 

Допускаю,  что  моим  читателям  уже  надоело  разгребать  все  эти  проблемки.  Поэтому  только  мельком  упомяну  заключительную 
помарку  в  стихах  Натальи,  когда  2  существительных  поставлены  рядом.  А  это  выходит для  сочинения  боком:  слова  принимаются  толкать  друг  дружку  локтями.
Тут  интересно  другое.  Вы  узнаете  эту  фигуру,  которая  выныривает  из  процитированных  строк  и  приветственно  машет  читателям?  Вы  узнаете  её?  Еще  бы!  Ведь  это  же  Борис  Леонидович  Пастернак,  великий  российский  поэт,  светоч  и  классик  литературы.  В  строфах  имитируется  его  метафорически – сложный  пастернаковский  стиль,  имитируется  его  образно – пастернаковская  манера. 
Разумеется,  учиться  у  подобного  мастера  и  подражать  ему,  вовсе  не следует  причислять  к  недостаткам  Натальи,  наоборот,  это  является  хорошим  стимулом  и  энергетиком  для  творческого  роста. 
Вполне  допускаю,  что  это  влияние  сказалось  на  поэтичности  и  лиризме  Натальи,  на  становлении  её  как  поэта.  Ее  поэтизм – это  работа  души  восприимчивой  и  чуткой,  влекущая  саму  душу  в  области  надземных  орбит,  в  сферу  тонких  материй  и  неземных  нюансов.  Всё  это  ощутимо  у  автора,  эти  природные  качества  ее  таланта.  Желание  и  даже  дар  писать  красиво. 

… Творчество  самого  Пастернака,  очень  субъективное  по  своей  природе,  отвечало  новым  представлениям  о  поэтике,  о  поэтичном,  соответствовало  новым  целям  и  задачам,  и  было  канонизировано  в  свое  время  как  образец  художественного  реализма.  Его  субьективизм  очень  психологичен,  поэтически  психологичен,  однако  же  он  выражает  себя  не  прямо,  а  опосредственно,  транслирует  свою  энергетику  и  собственную  волю  посредством  излюбленной  автором  природы,  ее  языка  и  состояния,  с  привлечением  метафорических  средств.  Как  видим,  таким  же  образом  поступает  в  своем  стихе  и  Наталья.
В  стихотворении  отсутствует  лирический  персонаж,  героиня  сюжета. 
Однако  же,  ощущается  заряд  человеческой  воли,  энтузиазма,  любви.       
И,  как  у  её  кумира  Пастернака,  всё  это  выражается  через  природу,  через  её  язык  и  состояние.  Природа  оказывается  одухотворенной  и  очеловеченной,  вовлечена  в  чувство  любви,  патриотического  долга  и  порыва.  Невзирая  на  все  неточности,  стихи  выглядят  и  патриотическими,  и  философскими – там,  в  заключительной  строфе.

После  первой – второй  читки  стихи  кажутся  довольно  красивыми,  их  достоинства  выступают  на  первый  план.  Они  и  поэтичны  и  лиричны.  Уже  затем,  разглядывая  строчки  попристальней,  отмечаешь  их  неточности  и  ошибки. 
Нет  необходимости  выставлять  оценки,  но  если  бы  была,  в  десятибальной  системе  я  остановилась  бы  на  цифре …  Наверное,  7.
А  может,  и  8 …
Школа  Пастернака – хорошая  школа,  следовательно,  нужно  ждать  от  творчества  Натальи – улучшения  результатов.       


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Литературная критика
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 10
Свидетельство о публикации: next-2022-123932
Опубликовано: 15.06.2022 в 11:18
© Copyright: ТУТТИ - ФРУТТИ
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1