Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Тернистый путь


Марк Бунчак
­­ «Мы о вас напишем сочиненья, полные любви и удивленья» это трогательно-нежное обращение к женщинам, известное многим из них, принадлежит советскому русскому поэту Ярославу Смелякову. Долгие годы его творчество, как и некоторых собратьев по перу, было связано с комсомолом, о котором и поныне поется «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым…» Однако крутых виражей, что типично для людей его поколения, поэту избежать не удалось.
Ярослав Васильевич Смеляков родился в Луцке 26 декабря 1912 года в семье железнодорожника. Детство провёл в деревне, где окончил начальную школу. Затем он учился в Москве, в школе-семилетке, сочинял стихи.
С юных лет проявилась тяга к книгам, к магической силе и красоте печатного слова. Поэтому и направил свои стопы, в здание, где шумели печатные машины и пахло краской. В девятнадцать лет окончил полиграфическую фабрично-заводскую школу, трудился в типографии. Тогда же по совету журналиста Всеволода Иорданского, Ярослав со стихами отправился в редакцию журнала «Рост». Перепутав двери, оказался в журнале «Октябрь». Неожиданно встретился со своим кумиром, поэтом Михаилом Светловым, автором знаменитого стихотворения, "Гренада", ставшего популярной песней.
Светлов доброжелательно оценил стихи Ярослава, дал им путевку к читателям. Первые свои творения для публикации, в том числе сборник «Работа и любовь», который впоследствии им дополнялся и несколько раз был переиздан, Смеляков, волнуясь и гордясь,набирал в типографии собственноручно. В свободное от работы время занимался в литературных кружках при газете «Комсомольская правда» и журнале «Огонёк». В двадцать два года от роду стал членом Союза писателей СССР.
Гибель  1 декабря  1934 года секретаря Ленинградской парторганизации, любимца и конкурента Иосифа Сталина Сергея Кирова (его в Смольном застрелил Леонид Николаев) послужила поводом для очередной волны репрессий. Эта трагедия, связанная с судьбой делегатов ХУ11 съезда ВКП/б/, названного съездом «победителей» а впоследствии «съездом «расстрелянных». Поскольку большинство делегатов проголосовали за Кирова в качестве генсека партии, но итоги   выборов были фальсифицировали, до сих пор под семью замками тайны, К тому событию относится и поныне актуальное изречение Сталина: о том, что не имеет значения за кого голосуют, важно, как считают.
По стечению обстоятельств Ярослав оказался среди политически неблагонадежных лиц. Был осужден к трем годам лишения свободы. Ему еще повезло, ведь близкие друзья поэты Борис Корнилов и Павел Васильев по приговору «тройки» НКВД были расстреляны. Позже о том суровом испытании Смеляков с оглядкой на цензуру, осторожно намекнул в стихотворении «Дальняя поездка»

Я остался и нежным, и резким —
тем, каким меня знали всегда,
но вернулся из дальней поездки
не таким, как уехал туда.
В каждом, чуть изменившемся жесте
я невольно ответно сберег
продолжение всех путешествий
повороты и локти дорог….

Повороты и локти этих дорог были для него крутыми и острыми. После отсидки в лагере устроился работать ответственным секретарем газеты «Дзержинец» трудовой коммуны в Люберцах. Через два года восстановили в Союзе писателей. С первых дней войны в качестве рядового участвовал в боях на Северном и Карельском фронтах. Попал в окружение и оказался в финском плену. Лишь в сорок четвертом году был освобожден. Всех воинов, не по своей воле оказавшихся в плену сотрудники НКВД и СМЕРШ («Смерть шпионам») подвергали суровой проверке на благонадежность. Поэта отправили в проверочно-фильтрационный спецлагерь в городе Новомосковск Тульской области, а наказание  отбывал в лагере при шахте № 19 треста «Красноармейскуголь». Здесь же в камере томился  и брат Александра Твардовского Иван
Но мир не без добрых людей. Журналисты П. Поддубный и С. Поздняков смело вступились за опального поэта и Смеляков был освобожден. Однако,  въезд в Москву ему был запрещен. В столицу наведывался украдкой, рискуя снова «загреметь на нары». Работал в редакции газеты «Сталиногорская правда». Благодаря протекции вхожего в Кремль Константина Симонова, Ярославу разрешили  продолжить творческую деятельность. В 1948 году издал книгу «Кремлевские ели».
Казалось бы мытарства остались в прошлом, а  впереди новые произведения, благодарность читателей. Но в 1951 году по доносу поэтов-стукачей Смелякова арестовали и отправили в Инту. Там он обрел лагерный номер Л-222. Владевшие им мысли и чувства, запечатлел в строках:

В казенной шапке, лагерном бушлате,
полученном в интинской стороне,
без пуговиц, но с черною печатью,
поставленной чекистом на спине…

Свободу по амнистии получил лишь в 1955 году, а реабилитацию в следующем. Литераторы избрали его членом правления Союза писателей, председателем поэтической секции. Жизнь наладилась, тем более, что после пережитых испытаний и подорванного здоровья Ярослав Васильевич резких движений, которые бы ему обернулись боком,  не совершал, следовал  линией партии. Кто обжегся на молоке, будет дуть на воду.
Тема комсомола, о котором Сергей Есенин на заре рождения и становления этой организации, резерва партии большевиков, написал «Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне, задрав штаны, бежать за комсомолом», была весьма популярной среди литераторов. Достаточно напомнить имена поэтов Владимира Маяковского, Демьяна Бедного, Иосифа Уткина, Александра Безыменского, Михаила Светлова и других.
В этом ряду и Ярослав Смеляков. Традиции преемственности поколений, гражданская, любовная и пейзажная лирика — основные в его творчестве. Им создан цикл стихов об известных личностях ХХ века, в частности,  о Льве Толстом, Долорес Ибаррури, Рихарде Зорге, Мартине Лютере Кинге, Юрии Гагарине, Нико Пиросмани, о коллегах по творчеству Михаиле Светлове, Назыме Хикмете, Анне Ахматовой, Ксении Некрасовой, Борисе Корнилове и других современниках.
О комсомоле им написаны поэмы «Строгая любовь» и «Молодые люди», сборники «Избранные стихи», «Разговор о главном», «День России», «Товарищ Комсомол», «Декабрь». Уже после смерти поэта изданы книги "Работа и любовь",  «Мое поколение» и «Служба времени»
По сих пор среди любителей поэзии популярны стихи «Если я заболею…», «Хорошая девочка Лида», «Милые красавицы России». Песни на стихи поэта звучали в исполнении Юрия Визбора, Владимира Высоцкого, Аркадия Северного, Юрия Шевчука и другие музыкантов.
Последствия мытарств по лагерям негативно повлияли на состоянии здоровья, в последние годы усугубленное пристрастием поэта к крепким напиткам, укоротили  жизнь. Поэт умер 27 ноября 1972 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Но его стихи, в которых отражены этапы трудного пути поэта, драматические и героические события в истории страны, продолжают жить и волновать читателей.
Бережно храню в своей библиотеке сборник «Работа и любовь» выпущенный в 1973 году  московским издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», подаренный мне в годы юности очаровательной студенткой МВТУ имени Баумана Наташей.

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 8
Свидетельство о публикации: next-2022-123367
Опубликовано: 03.06.2022 в 10:54
© Copyright: Марк Бунчак
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1