Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Владимирская горка и поездка на катере по Днепру. Ч. 3


Алла Валько
­И вот, наконец, мы в парке “Владимирская горка”. Горка находится на правом берегу Днепра, на верхней и средней террасах Михайловской горки. В её верхней части расположен Михайловский Златоверхий монастырь. Ещё в середине XIX века склоны Михайловской горки были покрыты виноградниками. После того как земли отошли в собственность города, началась реконструкция горки. Здесь устроили парк по типу Швейцарских гор: разбили газоны, проложили аллеи, расставили скамейки, построили чайный павильон и фонтан, соединили террасы кирпичными дорожками и лестницами, посадили широколиственные деревья, радующие глаз и всегда создающие живительную тень.

В 1853 году с высочайшего соизволения императора Николая I на вершине Михайловской горы был поставлен памятник Владимиру Крестителю скульптора Клодта и архитекторов Демут-Малиновского и Тона. В правой руке князь держит крест, в левой – княжескую шапку. Постамент построен из кирпича и облицован чугуном. По форме он напоминает часовню. Горельеф, размещённый на пьедестале памятника, изображает сцену крещения жителей Киева. На постаменте изображены также звёзды и кресты - символы крещения огнём и мечом архангела Михаила, покровителя Киева, изображённого на гербе города. Огромный крест, который держит Владимир, был снабжён газовыми горелками, чтобы фигура была видна ночью. С 1890 году крест стали подсвечивать электрическими лампочками, и с тех пор памятник стал символическим маяком для моряков.

Вариант памятника выбрал и одобрил царь Николай I. Единственная задержка с установкой памятника произошла из-за протеста, высказанного киевским митрополитом Филаретом. Он отказался освящать памятник князю Владимиру по той причине, что негоже устанавливать идола в память о том, кто сам низвергал идолы. Спустя многие годы, с началом XIX века, когда Киев из небольшого ярмарочного городка превратился в крупный губернский город, ситуация кардиальным образом изменилась. Стремясь повысить статус Киева, местные власти начали вовсю прославлять князя Владимира, который был известен не только как креститель Руси, но и как великий просветитель и реформатор.

Памятник Владимиру стал главным символом Киева и главной достопримечательностью парка, который с тех пор называется его именем. Владимир Великий, он же Владимир Креститель,  прославлен в лике святых как равноапостольный. Он также является одним из прообразов собирательного былинного персонажа - Владимира Красное Солнышко.

Владимир был сыном великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши. Сын рабыни по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю. Владимир родился в селе Будутине, куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу, нарушившую со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», что и вызвало гнев Ольги. О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня, так как на Руси было принято доверять воспитание наследника старшим дружинникам. Согласно «Повести временных лет», среди сыновей Святослава Владимир был третьим по старшинству после Ярополка и Олега.

После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году между Ярополком и его братьями разгорелась междоусобная война. Удельный князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву лошадьми. При этом известии Владимир бежал в варяжские земли, а всей Русью стал править Ярополк. В этих условиях Владимир с помощью Добрыни набрал в Скандинавии войско и, вернувшись в Новгород, выгнал посадника Ярополка, став новгородским князем.

Владимир захватил также перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причём по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недостойным выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир.

После этого с большим варяжским войском Владимир осадил Киев, где укрылся Ярополк. По версии летописи, воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в городок Родень, где Владимир заманил Ярополка на переговоры, а два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.

Захватив в 978 году киевский престол, он стал княжить в Киеве, где воздвиг капище с идолами шести главных богов славянского язычества: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши. Практиковались и человеческие жертвоприношения богам. Как правило, это были захваченные в плен враги. Из первоисточников известно об этих явлениях при осаде Константинополя и во время осады византийскими войсками крепости Доростол, где заперся Святослав.

Имеются косвенные свидетельства о симпатиях князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом. Это подтверждают найденные остатки каменного строения со следами фресковой живописи существовавшей при Ярополке церкви. Поэтому понятна языческая реакция Владимира - борьба с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.

«Повесть временных лет» так пишет о жизни Владимира до крещения: «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Однако позже, в связи с тем, что Русь стала довольно заметным государством, известным в Европе, появилась необходимость определиться с выбором религии, способной привлечь влиятельных союзников на сторону Руси, или реформировать язычество.

Летописи рассказывают чуть ли не легенды о выборе Владимиром веры. К его двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, католицизма, но после беседы с «греческим философом» Владимир остановился на православии. В арабских и персидских источниках также сохранились сведения о посольстве в Хорезм русского правителя второй половины X века, пожелавшего, чтобы его страна приняла ислам. Его имя с арабского переводится как Владимир.

Согласно “Повести временных лет”, в 988 году Владимир захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру Анну византийских императоров Василия II и Константина VIII, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав, в свою очередь, крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе с дружиной прошёл обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.

Согласно монаху Иакову Черноризцу, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, на 3-й год после крещения взял Корсунь с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.

Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока Младший. Василий попросил «русов» помочь ему. Владимир согласился. Император и Великий князь заключили договор о родстве, и Владимир женился на сестре Василия, выполнив его условие креститься самому и крестить свой народ. Василий прислал к князю митрополитов, которые и крестили князя. После этого войска «русов» объединились с войсками Василия и разгромили Фоку.

Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир тоже сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъе Антиохийскому. Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет». Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.

В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира. У вятичей, например, язычество господствовало вплоть до XIII века.

После крещения Владимир состоял предположительно в двух христианских браках — с византийской царевной Анной, а после её смерти в 1011 году - с «мачехой Ярослава», попавшей в плен к Святополку. Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.

Во время Великой Отечественной войны немецкая администрация склонялась к тому, чтобы уничтожить памятник Князю Владимиру. Однако киевляне убедили немцев, что взрывать памятник нельзя, так как он закрывает собой колодец с подземными водами. Стоит только тронуть памятник, как бурные воды затопят Киев. Это современный вариант легенды о море, спрятавшемся под Андреевской церковью.

Недавно на Владимирской горке появился новый объект: на участке сквера, расположенного напротив Александровского костёла, установлен памятник Данте Алигьери, выдающемуся итальянскому политику, богослову и поэту, сочинившему "Божественную комедию". Скульптурная композиция удачно вписалась в общий дизайн парка, оживив тот его уголок, который до этого выглядел заброшенным и неухоженным. Памятник, выполненный из итальянского белого мрамора, самого ценного в мире, изображает Данте и сидящего у его ног орла.

Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: Михайловский Златоверхий монастырь, памятник Владимиру Крестителю, история князя Владимира, крещение, памятник Данте Алигьери,
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 16
Рейтинг произведения: 30
Свидетельство о публикации: next-2022-121817
Опубликовано: 28.04.2022 в 03:51
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Аркадий Кузнецов     (04.05.2022 в 12:43)
Конечно же. запомнил. как в 11 лет взбирался на Владимирскую горку, и успешно. (Воробьёвы горы в Москве я освоил уже позже, занимаясь в Литературном клубе). Запомнилась весьма внушительная крутизна. Тогда же довелось побывать и в Андреевской церкви, где запомнил картину "Выбор веры" и рассказ о ней экскурсовода (о крещении Руси я тогда уже знал неплохо). А вот в 2000 году мои школьники это не посмотрели - была реставрация церкви. Конечно, князь Владимир на видном месте - исторический символ Киева, а о тенденциозной пародии в Москве на Боровицкой площади не хочется даже писать. Памятник Данте не успел увидеть, но есть даже фотография у Михайловского монастыря с памятниками княгине Ольге, Андрею Первозванному и Кириллу и Мефодию, к тому моменту недавно восстановленным. Спасибо!

Алла Валько     (05.05.2022 в 04:59)
Я не перестаю поражаться Вашей осведомлённости, Аркадий, во многих вопросах и Вашему интересу к путешествиям, особенно по историческим местам.
Спасибо Вам за отзыв.

Людмила Лутаева     (29.04.2022 в 19:18)
Спасибо Алла за впечатления и подробности Вашего незабываемого путешествия по Киеву...Понятно, что любое государство утверждается на Вере не только своей, но и других стран...Как не странно, но и святые почти у всех одинаково почитаются...Да, древний Киев многое повидал, и ещё больше хранит свои тайны...История всегда переписывается в угоду правящей элиты, жаль....Но архитектурные строения и Вера должна быть неприкосновенной, и как птица Феникс должна из пепла возрождаться и приносить частицы правды о прошлых веках, хотя бы в сказах и былинах...
Всего ВАМ наилучшего в жизни, прекрасной Весны...
С теплом, Людмила...

Алла Валько     (30.04.2022 в 22:58)
К сожалению, всё происходит именно так. История переписывается в угоду узкой заинтересованной группе людей или даже отдельному человеку, преследующих в изменении реальной истории свои личные интересы. И Вы, Людмила, правы: культура любого народа должна оберегаться для сохранения идентичности этого народа.
Спасибо.
С теплом,
Алла.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1