Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Через тернии


Марк Бунчак
­­­­­­ «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» — призывал в Х1Х веке русский поэт Николай Некрасов, а в ХХ-м эту мысль развил его собрат по перу Евгений Евтушенко, заявивший: «Поэт в России больше, чем поэт!»
Действительно, у тех литераторов, будь то поэтов, писателей или драматургов, дороживших свободой творчества, судьба была трудной и, даже трагической. Достаточно напомнить о гибели поэтов Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и уже в советский период Сергея Есенина, Александра Блока, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Николая Рубцова, Василия Шукшина… Из-за твердости духа, верности принципам, правды, на их головах оказался не лавровый, а терновый венец.
И все потому, что их творчество, воззрения отличались от политики, осуществляемой власть предержащими, считавшими свои идеологические догмы истиной в последней инстанции, не подлежащей сомнению и критике..
Божий дар, как принято называть талант в искусстве, науке, других сферах деятельности, для русской поэтессы Анны Ахматовой из-за независимости в творчестве был тяжелой ношей. А́нна Андре́евна  в девичестве Го́ренко, а по первому мужу Горенко-Гумилева, впоследствии взявшая псевдоним  Ахма́това, родилась 11 июня 1889 года в Одессе.
В 1890 году семья переехала сначала в Павловск, а затем в Царское Село, где Аня стала ученицей Мариинской женской гимназии. Лето проводила под Севастополем на берегу Стрелецкой бухты. Там ее называли «дикой девочкой, потому что ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили».
Впервые стихи поэтессы были опубликованы в 1911 году в изданиях «Новая жизнь», «Gaudeamus», «Аполлон», «Русская мысль», а затем  в сборниках . «Вечер», «Чётки»,
После Октябрьской революции, привычный мир, из которого она черпала вдохновение для выражения своих утонченных мыслей и прекрасных чувств, был разрушен стихией социальных потрясений и перемен. Творчество столкнулось с суровой реальностью, противостоянием старого и нового. Анализируя происходящее, Анна стремилась найти свое место в обществе, смысл творчества.
Не иммигрировала, как некоторые представители дворянских сословий, творческой интеллигенции, а выстояла перед лавиной испытаний в огне классовой борьбы.
Первый ее супруг Николай Гумилёв, добившийся руки неприступной красавицы, был расстрелян в июле 1921 года по сфабрикованному делу Кронштадтского заговора. В те годы на службе у большевиков пребывали писатель Алексей Горький, поэты Владимир Маяковский, Демьян Бедный, воспевавшие  революцию и диктатуру пролетариата, остальных творцов чекисты считали враждебными элементами.
Не повезло и третьему избраннику Анны Николаю Пунину, также признанному «врагом народа», умершему в лагере в 1953 году. Попал под каток репрессий единственный сын Ахматовой — историк Лев Гумилёв (1912—1992). Он провёл в заключении более десяти лет. Лишь после смерти И. Сталина в марте 1954 года. был амнистирован с правом на реабилитацию.
Несмотря на лживый постулат о том, что дети за родителей не отвечают, их клеймили статусом "сын,  дочь врага народа", лишали прав на достойное образование, развитие творческих способностей и талантов, на работу, обрекли на нищенское существование. Анне Андреевне в тщетных попытках защитить сына пришлось сполна испить горькую чашу страданий, унижений и гонений. Об этом она поведала в пронзительной по драматизму, глубине мыслей и чувств поэме «Реквием». Разделившая трудную судьбу народа, она была вправе заявить:

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

Помня о трагедии супруга поэта Николая Гумилева, расстрелянного чекистами, она с горечью, писала: "Муж в могиле, сын в тюрьме. Помолитесь обо мне".
В этом, пожалуй, главной произведении Ахматовой, воплощены мысли и чувства поэтессы , волновавшие ее с 1934 по 1961 годы, когда поэма, состоящая из нескольких фрагментов, была завершена. В семейной драме поэтессы отображена судьба миллионов соотечественников, ставших невинными жертвами сталинских репрессий по ложным доносам и наветам объявленных «врагами народа», превращенных, по точному определению поэта Александра Твардовского в «лагерную пыль». Ушлые идеологи жестокость оправдывали фразой: «лес рубят щепки летят». Такими щепками на этом лесоповале оказались миллионы людей с ярлыком политически неблагонадежных субъектов. Впервые поэма была опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР — лишь в 1987 году.Это одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий середины 1930-х годов.
Несмотря на гонения, жесткую цензуру, Анна Андреевна, вопреки страданиям и обидам, направила свой талант против фашистов, посягнувших на свободу и независимость Советского Союза. Искренним чувством патриотизма проникнуто ее стихотворение «Мужество», написанное 23 февраля 1942 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет..
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
От плена избавим, от смерти спасем
И внукам дадим  Навеки!

  Не часто произведения советских писателей становились предметом критики в флагмане партийной печати — газете «Правда», не говоря уже о литературно-художественных журналах, а тем более пленумах ЦК ВКП /б/, а потом и КПСС.
Хотя постановление оргбюро ЦК ВКП /б/ от 14 августа 1946 года было о журналах «Звезда» и «Ленинград», однако острие критики было направлено на творчество поэтессы Анны Ахматовой и писателя –сатирика Михаила Зощенко. Особенно неистовствовал секретарь по идеологии Андрей Жданов, обвинивший их в клевете на советский строй, назвавший Ахматову "монахиней и блудницей". .Возможно, за эту «принципиальность» партократа нынешний город Мариуполь был назван в его честь. Авторы были исключены из Союза писателей СССР. Фактически обрели клеймо, «волчий билет» с запретом на публикации. Комиссар госбезопасности Виктор Абакумов настаивал на аресте Ахматовой, но вождь Сталин проявил снисходительность к строптивой поэтессе.
Лишь 19 января 1951 года по предложению Александра Фадеева Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей, но продолжала находиться под надзором агентов НКВД. После развенчания культа личности Сталина творческий вклад А. Ахматовой, М. Зощенко и других неугодных авторов в сокровищницу русской литературы, был оценен по достоинству.
К разряду классических произведений поэтессы относится «Поэма без героев», сборник стихов «Бег времени» и другие творения. Ее вклад в мировую художественную литературу высоко оценен в Италии и Англии. В 1964 году она стала лауреатом премии «Этна-Таормина», а в следующем году получила  диплом почётного доктора Оксфордского университета.
Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года и похоронена на кладбище в поселке Комарово, что под Ленинградом, нынешним Санкт-Петербургом. Память о выдающейся поэтессе увековечена в тех городах, где ей довелось жить и творить, в частности, в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Ташкенте.
В Севастополе в доме по улице Ленина, 8, где жила Анна Ахматова, установлена мемориальная доска. По поводу своей посмертной славы, в той же поэме «Реквием», она завещала:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне.
Согласие на это даю торжество,
Но только с условием — не ставьте его.

Анна Андреевна является одной из ярких поэтесс Серебряного века, и в целом русской литературы ХХ века. Проявила себя, как переводчица, литературовед. Ее перу принадлежат статьи о творчестве Александра Пушкина и Михаила Лермонтова, воспоминания о современниках. В 1965 и 1966 годах была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
Судьба Ахматовой, ее творческое наследие, в котором художественно-эстетически отображен драматический период в истории царского самодержавия и СССР остаются источников для духовно-нравственного воспитания современников и будущих поколений.

Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Статья
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 9
Свидетельство о публикации: next-2022-121386
Опубликовано: 20.04.2022 в 09:17
© Copyright: Марк Бунчак
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1