Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Владимирская горка и поездка на катере по Днепру. Ч. 2


Алла Валько
­Пройдя насквозь помещение рынка, мы вышли на улицу Крещатик и направились к Европейской площади. Так я второй раз побывала на главной улице Киева. Мы проходили мимо достопримечательностей Крещатика, с которыми я уже познакомилась вчера, но вскоре оказалось, что кое-что я всё же пропустила. Я впервые увидела памятник «человеку без паспорта», персонажу романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок» Паниковскому, установленный чуть выше того места, где по тексту романа работал «великий слепой». Сначала, в 1992 году, на углу Крещатика и Прорезной появилась небольшая мемориальная доска, а в 1998 году эта доска превратилась в памятник, авторами которого являются скульпторы Щур и Сивко.

Бронзовая статуя имеет портретное сходство с исполнителем роли героя - Зиновия Гердта, чья судьба во многом связана с Киевом. Паниковский предстаёт в образе слепого, шагающего через Крещатик, с тросточкой, в шляпе и тёмных очках. Точно схвачен профессиональный жест карманника. Голова повернута в одну сторону, а тем временем левая рука шарит в кармане сопровождающего! Карман слепого оттопырен — там уже лежит какой-то трофей. Левая нога спешит наступить на монету, чтобы её никто не забрал. Если подставить зеркальце и посмотреть на подошву этого ботинка, можно увидеть фигуру из трёх пальцев — фигу. Это ноу-хау скульптора: наклонившись, чтобы посмотреть на неё, люди поневоле преклонят колено перед Великим Слепым.


В уста Великого Слепого авторы романа вложили любопытное откровение: «Поезжайте в Киев и спросите там, что делал Паниковский до революции, и вам скажут, что до революции Паниковский был слепым. Я выходил в очках и с палочкой на Крещатик и просил какого-нибудь господина почище помочь бедному слепому перейти улицу. На другом тротуаре у него уже не хватало часов или бумажника… Я платил городовому на углу Крещатика и Прорезной пять рублей в месяц, и меня никто не трогал». В этот раз через Крещатик Великого Слепого переводила я.

Но вот мы подошли к Европейской площади, где завершилась наша прогулка по Крещатику. Раньше эта площадь была традиционным местом проведения лошадиных ярмарок и носила название «Конная площадь». После постройки первого в городе театра она стала называться «Театральной». В 1851 году, после возведения на площади гостиницы «Европейская», она была переименована в «Европейскую площадь». Это здание существовало вплоть до 1970-х, после чего было окончательно разрушено, и вместо него построен музей Ленина, ныне  Украинский дом.

С 1869 по 1919 годы площадь называлась «Царской» или  «Александровской» из-за установленного на ней памятника Александру II. В советское время она стала называться площадью имени Третьего Интернационала; в период немецкой оккупации города - Гитлерплатц или площадью им. Гитлера, а после освобождения города в 1944 году это была уже «площадь Сталина». В 1961 году она получила название «площадь Ленинского Комсомола», продержавшееся до распада СССР. В 1991 году, уже при независимой Украине, площади было возвращено одно из её исторических названий — «Европейская площадь».

На улице Костельной мы остановились у входа в римско-католический костёл Святого Александра. Рядом с костёлом в 1993 году был установлен памятный знак-крест жертвам коммунистического режима. На нём по-польски написано: «Вера, Надежда, Любовь» и «Память жертвам за Веру и Родину. 1917 – 1991». В начале XIX столетия в Киеве был лишь один римско-католический храм, но он был деревянным и сгорел в 1814 году. Председатель губернского дворянства граф Потоцкий попросил царя Александра I разрешить строительство нового храма, который и был возведён в 1842 году на средства киевской католической общественности, в основном - поляков. Колокол отлит в Польше.

Костёл был назван в честь российского царя Александра I не только потому, что он дал разрешение на его возведение, но и потому, что место, где построили церковь, была местом размещения триумфальной арки в честь царя. Почти сразу с момента постройки костёл стал центром духовной и культурной жизни римско-католической части Киева. В конце XIX века 17% киевлян были прихожанами Александровского костёла. В 1879 году здесь был крещён будущий художник Казимир Малевич.

С приходом коммунистов храм сначала был складским помещением, а позже - общежитием. С 1952 года в костёле находился киевский планетарий. В 1990-1994 годах в храме прошли реставрационные работы, и он был снова открыт для прихожан. Мы вошли внутрь и полюбовались его пышным убранством. Особенно меня поразили зелёные мраморные колонны с обеих сторон огромной картины-иконы.

В Хрещатом парке мы обратили внимание сразу на несколько памятников. В ноябре 1982 года в парке была возведена Арка Дружбы народов. Её строительство было связано с юбилеем образования СССР, провозглашённого 30 декабря 1922 года. Рядом с Аркой установлен монумент высотой 6, 2 метра, изготовленный из металла, гранита и бронзы. Он представляет собой  композицию из двух фигур – русский и украинский рабочие поднимают ленту с орденом “Дружба народов”. Ещё один памятник – гранитная скульптура, изображающая сцену Переяславской рады. На его постаменте надпись: “В ознаменование воссоединения Украины с Россией”.

Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: Крещатик, памятник "человеку без паспорта", Европейская площадь, римско-католический костёл Святого Александра, Хрещатый парк,
Количество отзывов: 3
Количество просмотров: 22
Рейтинг произведения: 45
Свидетельство о публикации: next-2022-121100
Опубликовано: 14.04.2022 в 22:55
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Лидия Иванникова     (26.04.2022 в 19:30)
Алла, простите с задержкой, болею, я опять в восхищении Вашей феноменальной ,фотографической памятью и талантом донести до читателей
своё видение, острое зрение и, главное любовь к Украине, как Вы описываете реку Днепр, что хочется процитировать - Чуден Днепр при тихой погоде. - Не каждая птица долетит до середины Днепра! -
Жаль, как жаль, что я не была в Киеве! Дочь моя училась в экономическом университете, а сестра
в геологическом техникуме. И они очень восхищены древней этой столицей.
Вы - счастливый человек, Вы много путешествовали, многое
видели, спасибо, что делитесь своими впечатлениями!

Алла Валько     (26.04.2022 в 22:07)
Лидочка, бесконечно рада Вам. Очень сожалею, что Вы снова болеете. Получаете ли Вы необходимую медицинскую и дружескую помощь?
Желаю Вам скорейшего выздоровления!
С теплом,

Лидия Иванникова     (27.04.2022 в 10:28)
Алла, с медицинской помощью туговато, с дружеской
помощью хорошо! Спасибо!

Людмила Лутаева     (24.04.2022 в 21:19)
Спасибо Алла за интересные подробности Вашего путешествия по Украине...Быть в до примечательных местах Киева одно удовольствие, видно по Вашим фотографиям...Жаль, что мы люди подстраиваемся каждый раз под властную эпоху и сразу меняем названия не только улиц и городов, но и сносим памятники наших предков...
Я впервые узнала их вашего рассказа о слепом соавторе романа "Золотой телёнок", хорошо если памятник уцелеет в эпоху всяких перемен...Какие -то непонятные стали люди, ведут политическую войну даже с историческими памятниками...Глупо и смешно, сначала чего-то создаём, а потом с новой властью хладнокровно разрушаем...Так было, есть и будет...
С ПАСХОЙ ВАС, АЛЛА, ХРИСТОС ВОСКРЕСИ!!! ПРАЗДНИЧНОЙ ВАМ ПАСХАЛЬНОЙ НЕДЕЛИ И БОЖЬЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ!!!
С теплом, Людмила...

Алла Валько     (26.04.2022 в 22:04)
Памятники архитектуры и искусства принадлежат всему человечеству, и никому не дозволено разрушать их. Виновные должны понести заслуженное наказание.
Со Светлой Пасхой Вас, дорогая Людмила!
Спасибо Вам за отзыв и добрые пожелания!
Всех Вам благ и Божьего покровительства!
Обнимаю,
Алла.

Аркадий Кузнецов     (19.04.2022 в 14:55)
В этой части Ваших очерков Вы, Алла, пишете о том, что я почти не посмотрел в Киеве - это памятник Паниковскому и костёл, его видел только внешне. Видел другой памятник литературному персонажу - Голохвастову перед Дворцом бракосочетания... История названий Европейской площади, конечно, характерна для ХIX - XX веков, особенно для западных районов бывшей Российской империи и СССР. Помню, как Говорухин в знаменитом фильме "Так жить нельзя", как что-то ненужное, показал именно музей Ленина в Киеве, городе, где "вождь и основатель" никогда не был. Но это была тенденция в позднем СССР - этакая дополнительная идеологическая накачка, ведь музеи Ленина появились и в Ташкенте, и в Баку, а верхом всего оказался музей в Бишкеке (тогда Фрунзе) - интересно, что же сейчас сделали с "золотым красноармейцем, прокалывающим золотым штыком золотого белогвардейца"... Юбилей же Киева в 1982 году, помню, отмечался широко, хотя и был вычислен очень условно. По впечатлению моих родственников, было открыто тогда и много нужного (прежде всего - восстановленные Золотые ворота), и много ненужного... Спасибо!

Алла Валько     (19.04.2022 в 22:32)
Интересный отзыв, Аркадий! Спасибо.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1