Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Рецензия на современные стихи


­Рецензия на поэтический текст Сентябринка Стихотворение "Сентябринка" Надежды Сидаш принадлежит к тому типу стихов, которые литературной критикой характеризуются как «наивное стихотворное творчество». Наряду с небрежностью письма и смысловыми неточностями такое творчество заключает в себе определенные признаки так называемой «народной субкультуры». Подобное творчество, не являясь истинно профессиональным, обладает, понятно, свойствами коммуникативности и коммуникабельности языка, и в определённом социуме способно стойко оставаться на своих позициях и приоритетах.

Общий анамнез: 5 строф канонического построения, 20 строк общепринятой, перекрестной рифмовки. При этом рифмы сближены общим звуковым составом.
В метрическом отношении – 3 стопный анапест.
Тематическая разновидность – любовная лирика, склонна к идиллии.
Стихотворению присуще мягкое, женственное, текуче – прозрачное письмо. Анжанбеманов нет.
В отношении просодии выявлены некоторые проблемы.

Основное рецензирование:
Женские стихи – как кошки и котята … Каждая из нас в определенной мере увлекается ими … Кошки импонируют нам своей грацией, гибкостью, утонченностью и красотой … Однако котята, смешные и озорные, тоже не остаются без внимания: ведь они так обаятельны и  так нелепы! Эти комические кусочки поэзии …
Всё это имеет отношение и к «наивному литературному творчеству».
… Легкую кошачью поступь, изысканную грацию речи, наивную прелесть движений, когда в каждом изгибе – ушки всё же на макушке – мы находим в первых же строчках первой строфы:

1) Сентябринка моя, Сентябринка,
2) Очарован твоей красотой!
3) Я - Сентябрь, ты - моя половинка,
4) Рад упасть к твоим ножкам листвой.

Правильное, хорошее начало стиха сразу же взывает к доверию, оно располагает к себе. Это как в жизни: Вы встречаете незнакомца,
а у него такая обаятельная улыбка … И вы мгновенно проникаетесь абсолютным доверием …
Подобное мы можем наблюдать и в отношении этих стихов. Интимная, доверительно – задушевная интонация не оставляет места для сомнений.
Итак, Сентябринка. Здесь возможны 2 толкования: либо это обозначение цветов: (сентябринки, октябринки), либо это интимно – образное обозначение иной персоны, другого персонажа. В таком случае здесь налицо прием тематического уподобления, тождества, образной персонификации.

Эта самая Сентябринка – объект исключительного внимания и увлечения главного героя сочинения – месяца Сентября, который готов: упасть к её ножкам листвой – таким образом, природное явление обретает глубоко чувственный и проникновенно – эмоциональный смысл.
Сама автор прибегает к ролевой игре; к художественному приему травести: она ставит себя на место героя сочинения, выражает его настроения и чувства. Его речь: взволнованно – сбивчива и драматична:

5) Утонуть в чёрных ноченьки глазках,
6) С губок пить гранатовый сок,
7) Раствориться в нежностях, ласках
8) Смаковать Любви сладкой глоток.

Продолжается всё тот же поэтически – тематический марьяж.
«Утонуть в черных ноченьки глазках» – как видим, автор употребляет прием утонченной инверсии. Привычное нашему восприятию: утонуть
в черной ноченьки, глазках – однако же, автор Надежда видоизменяет на более сильное и неординарное выражение, при этом явление метонимии преобразуется в метафору.
В тематическом плане оно полностью оправдывает себя, не являясь экстравагантрым. Как мы понимаем, бывают мгновения, когда мы буквально тонем в глазах любимых и дорогих нам людей. Как говорится: целый мир, Вселенная в твоих глазах …
В таком состоянии, кроме этих глаз, мы не способны ничего ни воспринимать, ни замечать вокруг.
Казалось бы, всё хорошо, но впечатление ослабевает от неточности 2 строки в этой строфе. Нарушена естественная просодия языка:
как видим, пропущено необходимое слово. Вот как, более правдоподобно, могла бы выглядеть такая строка:
С губок пить (твой) гранатовый сок …

… Смотрим далее, следующую строфу:

9) На вершину подняться блаженства,
10) Где одни, только я, только ты
11) И познать тайный мир совершенства,
12) Ощутить весь восторг высоты.

Любовные переживания героя устремлены к вершине, что символизирует собою возвышенные и прекрасные чувства: ведь подобная высота – это территория для избранных натур, способных на великую любовь и сильные чувства. Эта любовь окрашена в идиллические тона, однако,
отвечая нашим представлениям о современном неоплатонизме, она не является, не выглядит, какой – то утопией.
Несмотря на очевидную простоту, строфа очень даже недурно построена, ведь слово «вершина» в начале строфы тематически перекликается
со словом «высота», завершающим эту фразу, и гармонизующую предложение в целом.
Таким образом, эта 3 строфа представляет из себя – кульминацию всего сочинения.
Поведение персонажа, его идентичные мысли, продолжены и в последующей строфе:

13) И нырнуть в облака невидимкой,
14) В синеве плыть с тобою вдвоём,
15) И умыть лик любимый дождинкой,
16) Запылать в милом сердце огнём.

И нырнуть в облака невидимкой … Каждому знакомо то ощущение внутреннего подьема, того драйва, того состояния счастья, когда ощущаешь необыкновенную легкость, подвижность тела и ума, когда у субьекта … Нет никаких проблем, когда получается всё – всё – всё, когда и живётся и мечтается так хорошо и просто, когда каждое мгновение проживаешь с ощущением радости и счастья … Несомненно, герой Надежды Сидаш испытывает именно такие предпочтения и чувства … Его язык прост, доступен, понятен и так человечен …
Формально, эта часть сочинения является продолжением предыдущей, поскольку задействует соединительный союз: «и».

17) И хочу я обнять Сентябринку,
18) И прижаться небритой щекой,
19) Целовать и любить половинку,
20) Воедино сродниться душой!

А вот тут …
… Печально: концовка стиха смазана, как бы смыта, очевидной небрежностью и ошибкою замысла. Желая закольцевать свое сочинение идентичной рифмовкой, Надежда допускает утечку смысла: того доброго, хорошего, сильного смысла, который обязан был здесь появиться. К сожалению, автор еще не находится на том уровне технической подготовки, который позволил бы ей направить развитие темы к самой последней строчке, или, хотя бы, строфе. Ещё нет цельного понимания диалектики формы, её драматургии, тех законов, по которым протекает и развивается творческий замысел, сама тематика стиха.
Как коллега, я бы посоветовала Надежде обратить внимание на увлекательную во всех отношениях рифму: Сентябринка : серцевинка, и
на прочие, те, которые находятся в том же ряду. И вот это сделовало бы обыграть и представить нам – интересно.
… В отношении рифм, мне приходится рассматривать их, как явление уже семиотики, средоточия буквенных знаков, аппелируя к их перекличкам и фонологическим связям. Все эти: т, в, к, сближают далекие и чужеродные слова по фонетическому, звуко – однородному составу, представляя рифмовку как явление определённой операционной системы.
Даже выраженное на уровне попытки, оно позволяет усмотреть, как осуществляется в стихе всё та же кошкина игра …

Дополнение к рецензированию:
Сама стилистика письма, стремительного и живого по природе, привлечение автором удачных выражений: нырнуть в облака невидимкой,
и умыть лик любимый, дождинкой, и это – совсем уже простое, и всё же – настолько поразительно простое, как естественный вдох груди: ощутить весь восторг высоты – всё это в совокупности не оставляет сомнений в том, что это сочинение, эти стихи, писались по вдохновению, по сердечной склонности и настроению, и, оттолкнувшись от главной находки: прекрасной, сильной, выразительной первой строфы, они, по мере дальнейшего продвижения к финалу, от строфы к строфе, теряли свои положительные свойства; несмотря на удачные находки, в целом, вдохновение все более и более оставляло Надежду. А в 5 строфе, заключительной, совсем уже покинуло автора, оставило её, сбежало, пропало вконец …
Поэтому мы получили настолько невзрачный, невыразительный финал …

Заключительные выводы рецензента:

Эти стихи я отнесла бы к несомненным творческим удачам автора, к тем, где достоинства перевешивают некоторые недостатки. Но эта
концовка … При желании ровного места и дальнейшей пластики, словно вдруг попадаешь на скользкий лёд, на скользкое место …
Это чревато, и собственно, просто требует от автора – исправления …



Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Разное ~ Критика
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 16
Свидетельство о публикации: next-2022-120649
Опубликовано: 06.04.2022 в 12:17
© Copyright: ТУТТИ - ФРУТТИ
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1