Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Жемчужины Печерска. Ч. 5


Алла Валько
­На Банковой улице гид Юрий подвёл меня к ограде здания администрации президента Украины, являющегося памятником архитектуры 1936-1940 годов. Оно было построено по проекту харьковского архитектора Григорьева для штаба Киевского особого военного округа. Здание считается вершиной творчества мастера, одним из лучших его творений, в котором ему удалось органично соединить элементы классического стиля и украинского барокко.

Величественное здание имеет удлинённые крылья, а в центре композиции находится массивный ризалит, украшенный колоннадой, то есть часть здания выступает за основную линию фасада во всю высоту здания, что вносит разнообразие в композицию фасада. Привлекательность зданию придают также четыре полированных каменных шара перед парадным входом. Зодчий настолько точно рассчитал все детали, что огромный дом, несмотря на расположение на узкой улице, не подавил окружающие здания.

Юрий посетовал, что сейчас он не может подвести меня непосредственно к зданию администрации Президента и “Дому с химерами”, так как в целях обеспечения безопасности после своего избрания Пётр Порошенко приказал перекрыть улицу, на которой расположены оба памятника архитектуры. Действительно, на обоих концах небольшой улицы были установлены заграждения и стояли посты сотрудников спецслужб. Я понимала, что обеспечивать безопасность необходимо, но сожалела, что из-за этого для меня оказался недоступным расположенный напротив здания администрации “Дом с химерами”.

Администрация президента Украины - главное правительственное учреждение страны. После войны здесь размещался ЦК Компартии Украины. С 1991 года здание выполняет функцию резиденции Президента Украины. Во время правления Ющенко Администрация была переименована в Секретариат, но сейчас вернула прежнее имя. Название Банковой улицы, на которой расположена Администрация, является синонимом центра верховной власти.

Я не смогла сделать фотографии “Дома с химерами”, но их оказалось очень много в интернете, поэтому я с удовольствием разглядывала их в альбомах других людей, которые видели это здание раньше. Это удивительное строение создано по проекту архитектора Городецкого в 1902-1903 годах в стиле модерн и считается самой оригинальной достопримечательностью города, а также одним из главных архитектурных памятников Киева. Недавно этому необычному дому исполнилось 110 лет. Ни одного образа химеры в лепной отделке здания нет. Химера в греческой мифологии - это чудовище с туловищем козы, шеей и головой льва и хвостом змеи. Такое название дано дому, скорее всего, из-за большого количества лепных образов сказочных животных и птиц на его крыше и стенах.

Особую привлекательность дому придаёт история, связанная с новым по тем временам строительным материалом - цементом. Владелец нового цементного завода немец Фор терпел большие убытки, так как цементу не доверяли, не веря в его прочность. Городецкий же поверил. Дом, построенный из серого порошка на крутом склоне стоит уже более ста лет. 50 вбитых на глубину 5 метров свай продолжают прочно удерживать здание. Со стороны улицы Банковой оно имеет три, а со стороны театра имени Ивана Франко – шесть этажей.

Интересна история создания дома. В начале XX века в этой необжитой и неухоженной части Киева на месте осушенного Козьего болота было построено здание театра Соловцова (ныне это  театр имени Франко), а участок земли на обрыве, возвышавшемся над театром, продавался на городском аукционе по символической цене, так как, по мнению специалистов, он был совершенно не пригоден для строительства. Поэтому решение архитектора Городецкого строить дом для своей семьи именно в этом месте вызвало всеобщее удивление.

По одной из версий, идея строительства дома обрела серьёзное подкрепление благодаря спору. В 1902 году в киевском ресторане встретились три архитектора: Кобелев, Леонтович и Городецкий. В ходе беседы выяснилось, что Городецкий купил дешёвый участок земли на Банковой и собирается там строить дом. Зная о непригодности этого участка для любой постройки, коллеги скептически отнеслись к этой затее. Архитекторы заключили пари, по условиям которого Городецкий должен был в течение двух лет построить дом на склоне холма, что он и выполнил с грандиозным успехом в канун своего сорокалетия. Пройти равнодушно мимо этого дома было просто невозможно. Дворец президента, расположенный по соседству, пользуется значительно меньшим вниманием туристов, чем этот сказочный замок.

Во внешнем оформлении дома и внутренних интерьеров отразились не только фантазия и мастерство архитектора, но и его страсть к охоте. Фасад богато украшен фигурами реальных существ гипертрофированных размеров: девушек верхом на рыбах, раскинувших свои сети; дельфинов, морских гадов, крокодилов, огромных жаб, кувшинок небывалых размеров, голов носорогов и антилоп; стремительно бегущих по колоннам ящериц; орлов, хищно распростёрших крылья; слонов, хоботы которых служат водостоками. Все элементы декора по своим рисункам выполнил известный в те годы скульптор Элио Саля.

Дом изначально строился как доходный. Шесть из семи квартир сдавались в аренду состоятельным людям – другим постояльцам жильё такого уровня было не по карману, а один этаж занимала квартира самого Городецкого. Планировка комнат была рассчитана таким образом, что первые солнечные лучи светили в окна прислуги: кухарок и горничных, чтобы обслуживающий персонал просыпался первым. К полудню солнце попадало в кабинет Городецкого, где он обычно в это время работал, а к вечеру заглядывало в гостиную.

Для жильцов Городецкий постарался создать максимально комфортные условия. Дом был оснащён всеми необходимыми удобствами.  Рядом с домом располагался небольшой сад, в котором стоял хлев. Здесь жила корова, и Городецкий гордился тем, что к завтраку каждый его постоялец мог выпить кофе со свежими сливками или молоком.

Внутренний декор был ещё более прихотливым, чем украшения снаружи. Стены прихожей покрывали росписи с изображением подводного мира с затонувшими кораблями. Центр потолка украшала оригинальная лепнина в виде спрута. Щупальца декоративного осьминога были выполнены в виде морских раковин, ежей, растений, раскрашенных в разные цвета и покрытых перламутром. Первоначально дом даже назывался “Морское дно”.

В бывшей гостиной Городецкого сейчас располагается малый переговорный зал, в котором самой яркой деталью является лепнина, изображающая сплетения белых, розовых и светло-зелёных ирисов. Эта комната, как и все остальные, украшена охотничьей атрибутикой – на стенах висят оленьи рога. Во всех комнатах, включая гостиную, есть печи, выложенные красивыми керамическими изразцами. Все они исправны, и их в любой момент можно растопить, но поскольку в здании давно функционирует центральное паровое отопление, то печи не используют даже с демонстрационной целью.

При изготовлении люстры в гостиной были использованы большие лосиные рога. Лепнина в столовой изображает различные овощи: чеснок, артишоки, свёклу и многое другое. Из зала-прихожей на верхние этажи ведёт лестница из белого мрамора. И сама лестница, и поручни, и гипсовый декор отлично сохранились. Балясины лестничных перил выполнены в виде орлиных лап, на стенах закреплены скульптурные изображения охотничьего оружия и трофеев: подбитый олень, заяц и гирлянды из куропаток и прочей дичи, а также еловых ветвей и шишек. И если снаружи здание украшают “живые” животные, то внутри все они представлены в виде охотничьей добычи.

В 1912 году Городецкий заложил особняк Киевскому обществу взаимных кредитов и вернуть его себе уже не смог. В 1913 году Дом с химерами приобрел агент французского консульства в Киеве Балаховский. В период после Октябрьской революции и до ВОВ дом был коммуналкой, причём в эти годы он пострадал меньше, так как в нём жили преподаватели и работники искусства, которые уважительно относились к мастерству архитектора.

После ВОВ дом стал больницей ЦК КПУ. Для здания это был самый несчастливый период: стены были выкрашены масляной краской; медицинская аппаратура, прикреплённая к стенам, создавала вибрацию, так что в них появились глубокие трещины; начали рушиться бетонные фигуры, украшающие фасад здания. Дом с химерами погибал.

В это время закрывалась на ремонт резиденция президента Украины, и её было решено перенести в старинное здание на Банковой. В 2003-2004 годы была проведена реконструкция здания. Скульптуры с фасада сняли, заполнили изнутри специальным составом и покрыли краской, чтобы гарантированно предохранить их от воздействия атмосферных явлений. Стены здания также укрепили с применением современных технологий. Реставрационные работы коснулись и внутренних интерьеров дома, росписей, а также паркета. По окончании реставрации дом приобрел статус Малой резиденции президента Украины, предназначенной для приёма зарубежных делегаций.

На базе Дома с химерами работает музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины", являющийся филиалом Национального музея. Среди экспонатов музея предметы декоративно-прикладного искусства, живописные полотна, скульптуры. Гордостью музея являются "Острожская Библия" печати Ивана Федорова, бронзовая посуда XVI столетия до н.э. и другие раритеты.

Сказать спасибо автору:
3

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: Здание администрации президента Украины, “Дому с химерами”, спор архитекторов, архитектура дома и его интерьер, больница ЦК КПУ, "Шедевры искусства Украины",
Количество отзывов: 3
Количество просмотров: 15
Рейтинг произведения: 34
Свидетельство о публикации: next-2022-115067
Опубликовано: 11.01.2022 в 23:42
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Галина Катрачёва     (23.01.2022 в 01:12)
Аллочка, с Новым годом Вас ! Желаю всего самого прекрасного !Вы лучшая!!!!

Алла Валько     (24.01.2022 в 06:24)
И Вас, Галочка, с Новым Годом, Рождеством и Крещением! Здоровья Вам, счастья, творческого вдохновения!
Большое Вам спасибо!.

Асия Караева     (14.01.2022 в 21:58)
Алла, с большим интересом прочитала продолжение Вашей экскурсии по Киеву.

Печально, что Вы не смогли подойти поближе к «дому с химерами». Я посмотрела фото этого здания в интернете. Действительно, очень интересное здание, выполненное в стиле модерн с мифическими персонажами. Впечатляет!

Было очень интересно прочитать, как архитектор вычислил, куда именно и в какое время дня в разные комнаты будут проникать лучи солнца.

Спасибо за экскурсию в этот прекрасный уголок Киева!

Алла Валько     (14.01.2022 в 23:38)
Асия, меня поражают Ваш кругозор и любознательность. Когда Вы пишете о Средней Азии, Вы рассказываете о языке, обычаях, культуре народов, населяющих эти земли. Сейчас, читая мои публикации, Вы проявляете глубокие познания в архитектуре. Спасибо.

Людмила Лутаева     (12.01.2022 в 12:53)
Спасибо Алла за продолжение рассказа о Вашем путешествии по Украине, и рассказываете какое впечатление произвела на Вас поездка ....
На фото, видно какие красивые дома украшают город, и Вы прекрасно описываете их красоту...
Чувствуете, что архитекторы того времени заложили не только камни, но вложили в строительство свою душу...Поэтому долгие-долгие годы эти здания красочные и радуют гостей Киева ...С НАСТУПАЮЩИМ ВАС НОВЫМ СТАРЫМ ГОДОМ!!! Новых ВАМ путешествий!!!
С теплом и уважением, Людмила...

Алла Валько     (13.01.2022 в 23:58)
Спасибо, Людмила. Каждый любящий своё дело архитектор, художник, поэт, писатель и композитор вкдалыает в свои произведения свою душу, поэтому они и остаются в веках как памятники культуры.
Со Старым Новым Годом и приближающимся праздником Крещения!
Счастья Вам, здоровья и благополучия!
С уважением и теплом,
Алла.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1