Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Жемчужины Печерска. Ч. 4


Алла Валько
­На улице Шелковичной я увидела совершенно невероятное по своей архитектуре здание. Мне казалось, что я вижу перед собой сказочную декорацию. Но это был реальный дом - дом Икскюль-Гильденбанда, или Розовый замок — памятник истории и архитектуры. Трёхэтажное здание было построено в неоготическом стиле в 1902 году и принадлежало семье баронов Икскюль-Гильденбандов. Барон Владимир Икскюль фон Гильденбанд был коренным киевлянином, офицером Печерской крепости из обрусевшего немецкого рода. На месте этого дома раньше находилась усадьба его родителей. Однако отец семейства рано умер, и обширная территория усадьбы стала распродаваться ещё при матушке Владимира, которому как  наследнику тоже достался участок. Барон, решив рискнуть, соорудил на месте остатков дворянского гнезда доходный дом.

Небольшому по размерам зданию необходимо было придать коммерческую привлекательность, а также показать, что род Икскюль фон Гильденбандов жив и ещё в состоянии кое-что представить. На воротах этого пусть и бутафорского замка был повешен не бутафорский, а настоящий старинный дворянский герб.
Барон нашёл зодчего, сумевшего воплотить его замысел. Им оказался архитектор Вишневский, обладавший, несомненно, большим талантом, но не имевший чувства меры. Так, для украшения парадного фасада архитектор использовал почти все характерные для готического стиля элементы: стрельчатые арки, остроконечные башенки, шпили, балконы, потрясающие средневековые двери, украшенные витражами, подвесные колонны с цветочными капителями, венчающими колонны, стрельчатые и полукруглые окна и портал парадного подъезда в стиле английской готики. В замке даже двери были с секретом. К примеру, двери слева служили воротами арочного проезда для экипажей. Весь этот готический маскарад предназначался для украшения парадного фасада. Но даже для домов стиля историзм дом барона был чрезмерно перегружен декоративными элементами.

Внутреннее оформление здания не уступало внешнему. Дом состоял из шести пяти-семикомнатных квартир, часть из которых сдавалась в аренду. На подворье находились конюшни и каретные сараи, в подвале — прачечная и индивидуальные погреба с дровяными складами для каждой квартиры, которые отапливались терракотовыми каминами.

После революции барон эмигрировал, а дом был национализирован и превратился в коммуналку, что привело к разрушению внутренней отделки. Во время войны дом сильно пострадал. В 1943 году он горел, но к концу войны был восстановлен силами военнопленных. В 80-е годы замок барона был признан памятником архитектуры. К концу XX века здание дошло в повреждённом состоянии — из семи готических шпилей, украшавших его, уцелел лишь один. В 2000-х годах на частные деньги был проведён капитальный ремонт, и зданию возвращён первоначальный вид. Сейчас в нём расположена частная фирма. На лестнице вестибюля «розового замка» снимался эпизод фильма «Адъютант его превосходительства».

На Лютеранской улице расположена также “чёрная жемчужина Липок”, названная так из-за чёрного гранита и лабрадора, использованных при отделке здания. Это “Дом плачущей вдовы”, который входит в первую десятку самых знаменитых киевских домов.

В конце XIX – начале ХХ века в Липках появились многочисленные особняки, принадлежавшие местным сахарозаводчикам и другим удачливым предпринимателям. Живописная Лютеранская улица привлекла к себе внимание и полтавского купца 2-ой гильдии Аршавского, который заказал проект нового дома талантливому городскому архитектору Брадтману. Дом был сооружён в 1908 году в стиле модерн, сочетающем в себе новаторские идеи с элементами старинных зданий прошедших эпох. Четыре фасада особняка отделаны разными материалами: гранитом, бетоном, кованым металлом, кирпичом и керамической плиткой. Особняк двухэтажный, кирпичный, прямоугольный в плане, с анфиладным планированием. В восточной части расположена парадная и чёрная лестницы.

Планируя использовать дом как фамильное гнездо, купец поместил на фасаде монограмму, составленную из начальных букв своего имени и фамилии. Когда дом был закончен, то из-за проблем с долгами Аршавскому пришлось сдать в аренду весь второй этаж. Сам он, его жена и четверо детей прожили в особняке до 1913 года.

Главной загадкой дома является большой каменный барельеф, установленный на фронтоне парадного фасада. Барельеф изображает печальное женское лицо, обрамлённое  венком из кленовых листьев, с которых в дождливую погоду по каменным щекам безутешной красавицы текут капли, и кажется, что она плачет. Владелица загадочного лица на барельефе и причина её слёз остаются загадкой, а история здания обросла легендами. Некоторые считают, что это изображение Медузы Горгоны из знаменитого мифа о Персее, другие – что это поющая птица Сирин Васнецова. Однако на барельефе изображено крылатое существо с распростёртыми крыльями, которое больше соответствует весьма популярному в эпоху символизма и модерна образу вещей птицы Гамаюн, умеющей предвидеть будущее.

Документы и воспоминания современников содержат достоверные сведения как о заказчике, так и о строителе особняка. Первый владелец дома Аршавский задумал построить его как совершенное произведение искусства. Поэтому в его внутреннем убранстве присутствовал «средневековый» стиль – дубовые панели, изящная лепнина и чёрная гранитная лестница. В доме было проведено водяное отопление, водопровод и телефон. Имелись дровяной и угольный склады, а также двухэтажный дом для прислуги. На территории были также построены два автомобильных гаража и комната для шофёра. Каждый этаж представлял собой самостоятельную квартиру с десятью комнатами, кухней, буфетной, ледником (холодильным помещением), прачечной и винным погребом.

Во дворе "Дома плачущей вдовы", по слухам, стоял вагон, в котором Аршавский оставлял ночевать допоздна загулявших гостей. В нём выдавали постельное белье, предлагали чай и даже иногда раскачивали его, имитируя движение поезда. Столь элитная недвижимость обошлась купцу очень дорого. Сначала он брал немалые кредиты, а впоследствии ему всё же пришлось заложить свою недвижимость. Оказавшись на грани разорения, Аршавский был вынужден продать дом богатому промышленнику Апштейну. Нового хозяина здания, видимо, не смущали чужие инициалы на стене, поскольку старших сыновей Апштейна звали Соломон и Самуил, то есть у каждого из них были те же инициалы, что и у прежнего хозяина. «Дом плачущей вдовы» принадлежал семье Апштейнов вплоть до революции.

В 1918 году дом был национализирован. Он последовательно становился резиденцией федерации коминтерновских групп, особого отдела, военного штаба, профсоюза железнодорожников и спецфонда ЦК КПУ. Однако с 50-х годов в нём постоянно уже никто не жил, и дом использовался как резиденция для именитых гостей и зона отдыха партийной номенклатуры. До сих пор ходят легенды о загадочной сауне с массажным салоном в подвале. В настоящее время особняк с небольшим уютным двориком, утопающим в зелени деревьев и елей, с очаровательным прудиком и небольшим фонтаном, отреставрирован, и в нём находится официальная резиденция Президента Украины, в которой останавливаются наиболее высокопоставленные зарубежные гости.
Улицы Липок утопают в зелени. Некоторые растения настолько красивы, что кажется, будто находишься в ботаническом саду.

Сказать спасибо автору:
4

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: дом Икскюль-Гильденбанда, или Розовый замок, архитектура здания, "Дом плачущей вдовы", барельеф на фронтоне, особенности Дома,
Количество отзывов: 4
Количество просмотров: 14
Добавили в «Избранное»: 1
Рейтинг произведения: 73
Свидетельство о публикации: next-2022-114660
Опубликовано: 07.01.2022 в 00:46
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Людмила Лутаева     (12.01.2022 в 12:40)
Спасибо Алла за интересное продолжение Ваших рассказов о достопримечательностях города Киева...Один из красивых городов Украины, был красивейшим городом в СССР, каждый хотел там побывать, но и жить безусловно... Рада, что архитектурные памятники сохранены и Вы с удовольствием описываете величие и строения зданий, зная то, когда, тот или иной дом построен и кем, Ф.И.О бывших хозяев.....
ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС СО ВСЕМИ ПРАЗДНИКАМИ ЯНВАРЯ!!! ВСЕГО ВАМ САМОГО НАИЛУЧШЕГО В ЖИЗНИ!!!
С теплом, Людмила...

Алла Валько     (13.01.2022 в 23:46)
И Вам, Людмила, спасибо за отзыв, за поздравления и добрые пожелания. Сейчас как раз канун Старого Нового года. Поздравляю Вас от всей души и желаю Вам здоровья, бодрости и творческого вдохновения!
С теплом,
Алла.

Асия Караева     (09.01.2022 в 18:59)
Алла, с интересом прочитала продолжение истории о Вашем пребывании в Киеве.

На этот раз меня настолько поразило своеобразие описанной Вами архитектуры, что я решила взять эту часть в Избранное. Особенно, Розовый замок и дом «Плачущей вдовы». Я даже нашла фото этих двух зданий в интернете. Мне, кстати, не показался Розовый замок вычурным. Может, только немного эклектичным, но в начале века эклектика была характерна для многих зданий. Сейчас, спустя столетие, лично мне очень нравятся дома начала прошлого столетия. «Плачущая вдова" - тоже очень интересное здание. А женский барельеф - смесь античной горгоны и типа женской красоты, модного в начале прошлого века.

Алла Валько     (10.01.2022 в 05:36)
Спасибо, Асия, за интересное дополнение к моему репортажу. Слово "эклектика" я узнала, когда писала этот репортаж, а Вы знаете его давно. :))

ВИКТОР Шрот     (09.01.2022 в 17:39)
Прочёл с удовольствием и о древнем Киеве и о Печерске. Кое - что я из описанного знал, кое о чём имел смутное представление, что по объёму всего содержания едва ли уложится лишь процентов в двадцать, от силы в двадцать пять. И это тем более грустно, если учесть, что прожил в Киеве около 50-и лет. Успокаивает лишь то, что три четверти киевлян не знают истории города и его
достопримечательностей. Спасибо за такую объёмную работу.

Алла Валько     (10.01.2022 в 05:32)
А вот это очень интересно! Я очень обрадовалась, узнав, что киевлянин узнал из моего репортажа что-то для себя новое.
Спасибо.
Здоровья Вам и творческих успехов!

Андрей Балабуха     (09.01.2022 в 10:30)
Алла!!!
Продолжаю читать твою прозу-быль, ты их пишешь замечательно, мне интересно!!!
Продолжай их писать с удовольствием почитаю.
С уважением и добром, Андрей.

Алла Валько     (10.01.2022 в 05:27)
Спасибо, Андрей! Постараюсь и дальше радовать тебя!
С теплом,




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1