Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Хрональности бытия. 2011 год


­­Сергей БОРОДИН



2011



3 декабря

Поколение Х оказалось крайним в плане того, что при разговорах с кем бы то ни было его представители практически всегда проявляли уважительное отношение к своим собеседникам. И тем не менее надо заметить, что поздние Х-вики уже стали всё в большей степени выказывать неуважение к собеседникам. К примеру, они без какого-либо соблюдения правил этикета обрывали разговор, переставая слушать собеседника, поскольку начали считать, что нет ничего предосудительного в том, что можно отвернуться от него, демонстративно заняться чем-то более интересным или попросту переключиться на разговор с другим человеком. И их нисколько не смущает факт того, что собеседник, с которым они до того момента о чём-то говорили, оказывается в совершенно неловкой ситуации (народная молва определяет такое положение человека очень метко – «остаться в дураках»), когда его на полуслове перестают слушать, демонстрируя полное пренебрежение им лично со всеми его мыслями.

При таком положении дел человек попадает как бы в состояние искусственного офсайда: между двумя собеседниками проистекает заинтересованное общение и вдруг один из них остаётся наедине с самим собой, продолжая произносить слова в пустоту, ибо на них никто не обращает никакого внимания. Произнося по инерции слова неожиданно прерванного разговора, данный собеседник не сразу понимает, что его в оскорбительной форме послали куда подальше. Любому человеку, хоть раз испытавшему подобное ощущение, когда его «окунают лицом в грязь», не надо объяснять, какие чувства испытывает такой офсайдовский собеседник. Именно подобным образом люди, ни в грош не ставящие других людей, в мгновение ока наживают себе обозлённых врагов, вопрошая затем с наигранной наивностью друзей и знакомых, почему к ним плохо относятся окружающие люди.

Ну а в среде поколения Y эта тенденция по пренебрежению собеседниками развилась до состояния гротеска. Понятно, что поколение Z переняло у Y-ков эту манеру общения как нечто само собой разумеющееся. На самом деле всё это весьма печально, так как при широком распространении такого разговорного уничижения собеседников постепенно теряется смысл живого общения людей между собой, которое в плановом порядке подменяется техногенным общением.


11 ноября   

Сайты знакомств нынче стали настолько популярны у интернавтов, что их пользователи не стесняются пускаться на них во все тяжкие. Фотографии обоих полов стали главной визитной карточкой для виртуальных знакомств. Собственно говоря, такие картинные знакомства вне живого контактирования взламывают природу человека, настраивая его исключительно на разовые плотские секс-встречи без всякого желания устанавливать длительные прочные отношения, поскольку для таких отношений требуется нечто гораздо большее, нежели фотки человеческих телесов. К примеру, необходимо хотя бы частичное совпадение жизненных интересов, основанных на общем для мужчины и женщины взаимопонимании жизненных ценностей.

Правда, надо признать, что вне интернета вероятность живой встречи таких людей в реальной жизни на сегодня практически равна нулю. Однако в этом плане ещё не всё потеряно, поскольку таким людям можно пересечься на других интернет-площадках, к примеру, в поле комментариев при обсуждении серьёзных вопросов на каком-либо сайте, отспециализированном на мировоззренческих тематиках. Конечно, и на таких сайтах есть свои подводные камни, препятствующие двум людям встретиться, чтобы вживую продолжить обсуждение затронутых на сайте вопросов, что со временем могло бы перерасти в большое чувство для этих двух людей.

Препятствием этому может послужить распространённое мнение о том, что женщинам быстро надоедают такие умные обсуждения, в результате чего им становится скучно, и они разрывают отношения. По этой причине мужчины, опасаясь подобного развития событий, особо не стремятся переводить интернет-общение с умными женщинами в реальное общение наяву.

Но вот как-то на одном подобном сайте на полном серьёзе стали обсуждать именно такую тему. Комментарии были самого разного свойства. Женщины при этом старались аргументированно доказать, что проблема надумана и всего этого нет в действительности, так как им никогда не становится скучно при таких обсуждениях. Мужчины не верили им  и просили пояснить, что могло бы их заинтересовать в таком умном общении вживую. И когда прения дошли до откровенного тупика, одна из очень умных женщин, комментарии которой на разные темы все участники всегда очень уважали, написала очень короткий комментарий, который мигом погасил все разногласия, заставив всех участников глубоко задуматься над этим её комментарием. Вот что она написала: «Я испытываю необычайное сексуальное возбуждение от умных мыслей мужчины».   


2 ноября

Сегодняшний читатель и читатель, к примеру, десятилетней давности – это два совершенно различных типа представителей читательской аудитории. Тот давнишний читатель был сформирован для большой жизни совершенной с позиции нынешних окаянных дней системой воспитания и образования. Эта система неизменно ставила перед человеком, читающим любой текст, задачу смыслового осознания читаемого произведения или информационного сообщения. В связи с подобным подходом к смысловому освоению текстов различных жанров и направлений читатель прежней формации серьёзно продумывал текстовую наполненность смыслами, что при многоплановости смыслов предполагает многократное прочтение текста. Другими словами – читатель прежних времён обладал навыками смыслового чтения, чего не скажешь о современных читателях, которые ориентированы, в основном, на простое потребительское отношение к любой информации, хоть художественного произведения, хоть административного документа, без вдумчивого вникания в её смыслы. Нынешние читатели работают с текстами по самой простой, очень примитивной схеме: одноразовый подход к тексту – первое и единственное впечатление о его смыслах, переход к следующему объекту внимания в то время, как прочитанный текст для их сознания в принципе перестаёт существовать, а вместе с ним из памяти исчезают и его смыслы, от которых на какой-то период времени остаются лишь бледные тени, быстро заслоняемые другими тенями.


10 октября               

Раньше, когда люди жили небогато, однообразие семейного питания не являлось какой-то проблемой, ибо все ели то, что дают, что приготовлено хозяйкой, потому что другого ничего не было, а голодать из-за своих кулинарных пристрастей никому не хотелось. Да и в магазинах особого разнообразия не наблюдалось, так что питание было довольно-таки однообразным. К тому же уровень образованности по системам здорового питания или специализированного для организма конкретного человека был близок к нулю. И при всём при этом никто особо не возмущался отсутствием пищевого разнообразия – все были довольны наличием еды и возможностью насыщаться ею, а за столом обычно царило хорошее настроение, велись интересные разговоры, шутили, общались.

И как же всё разительно изменилось в настоящее время: каждый, начитавшись или наслушавшись всяких баек о еде, теперь имеет свои пищевые предпочтения, которые якобы полезны именно для его организма, у всех неожиданно развился вкус к экзотическим продуктам, процесс приготовления пищи стал весьма избирательным, ориентируясь на ресторанную готовку… Общий стол ушёл в прошлое, поскольку каждый как-то насыщается по индивидуальному плану. В домашних условиях уже нет возможностей приготовить еду с учётом персональных запросов каждого члена семьи.

Стало ясно, что обеспечить взрослым членам семьи общее питание стало невозможно по единому меню, настолько у всех разные вкусы, диеты, прихоти и причуды. Да и финансовая сторона закупок пищевых продуктов стала неподъёмной по всем этим причинам. Общее питание нынче приводит к обидам, раздражению, претензиям, оскорблениям, пустым хлопотам и бездарной потере времени у плиты.

Таким образом, семейное питание из одного котла стало неразрешимой проблемой, причём настолько резкой, что люди предпочитают жить в разных местах и питаться строго индивидуально в соответствии со своими вкусами. Данная проблема стала причиной развала множества семей и отчуждения родственников, а многие из-за неприемлемости различных систем питания отказываются создавать семьи ещё на этапе начального знакомства. Стало модным ходить питаться в рестораны или кафе, хотя многие заказывают стандартную еду типа пиццы или фаст-фуда на дом. Это серьёзная проблема, без решения которой традиционные семьи существовать не могут по принципиальным соображениям. Пока, кроме фаст-фуда, никаких вариантов к её разрешению не предвидится, поскольку ресторанное питание или постоянное посещение кафе мало кто из ординарных людей может себе позволить.


1 сентября

В древности образование человека понималось как «извлечение мудрости изнутри», то есть процесс образования в соответствии со своим изначальным смыслом призван пробудить в человеке воспоминание о навыке правильного пользования своим умом как инструментом декодирования (осмысления) чувственного (интуитивного) восприятия в образном виде объективной действительности. В связи с таким пониманием образовательного процесса  природная педагогика предоставляет ребёнку возможность осмыслить свою глубинную мудрость, присущую ему от рождения в силу того, что в своём естественном состоянии он до семилетнего возраста постоянно пребывает в потоке космического сознания. Если взрослому удаётся срезонировать с частотой жизни ребёнка такого возраста, ему вновь откроются те вселенские знания, которыми он владел в своём детстве, утратив их при своём погружении в духовно ограниченную среду социума. В существующей образовательной системе современного социума детей инструктивно натаскивают на «что думать». В противоположность такому подходу природная педагогика предоставляет детям полную свободу «как думать», стимулируя каждого из них к созданию вокруг себя пространства, в котором он естественным образом становится самим собой, сбрасывая с себя ложные стереотипы социальной среды. При этом происходит таинство полноценного раскрытия в ребёнке его дара вселенской мудрости.


5 июля               

В среде обитания сосредоточена великая сила. Шутить с ней нельзя, равно как нельзя относиться к ней легкомысленно и поверхностно. Она относится к тем факторам нашей жизни, которые не проявляются в открытом режиме. Это мягкая сила психо-эмоциональной природы, успешно противодействовать которой мало кому удаётся, поскольку практически невозможно распознать её воздействие на человека в процессе его естественного существования в нашем мире: она скрыто действует в любое мгновение жизни человека, включая и сон, во всех его деяниях, поступках, мыслях и проявлениях чувств.

К примеру, молодой человек, будучи бунтарём и в возрасте подростка, и в юношескую пору, понабравшись различного уровня информации от друзей-товарищей и коллег, из книг, кинофильмов и интернета, решает круто изменить образ жизни, при котором рос, воспитывался и взрослел с самого рождения. В результате определённых личных усилий условия его жизни резко заменяются на практикуемые в его молодёжно-бунтарском окружении.  И хотя новый образ жизни часто вступает в неразрешимые противоречия с жизненным укладом его среды обитания, он вплоть до исступления верит в их истинность, постоянство и незыблемость, что может продолжаться многими годами. Однако по мере обретения зрелости, он помимо собственной воли плавно отходит от эпатажного стиля жизни молодых лет, как правило, даже не замечая этого процесса, который происходит как бы сам собой. При этом им в своей повседневности всё более репродуцируется образ жизни, общепринятый в его родной среде обитания, то есть данный индивид начинает жить по правилам родителей и других своих предков, привнося в них некие элементы современности.

В этом плане весьма уместно отметить, что если кто-то выбирает себе мужа или жену на основе эпатажа их молодых лет, то ему наверняка придётся здорово удивиться, когда в зрелые годы его избранник или избранница вдруг полностью откажутся от всех своих убеждений, слов, поведения и правил жизни, которые они с пеной у рта отстаивали в молодости, и станут обывателями того образа жизни, с которым сроднились с детства. Многие из таких преображенцев при этом резко забывают себя молодых и с искренним убеждением в собственной благопристойности, которой они привержены с детских лет с правоверным исполнением всех требований среды обитания, начинают поносить тех своих современников, которые живут так, как они жили и в молодости.


15 июня

Есть ли какая-то цель или некая серьёзная смысловая основа плотной суете туристических поездок по миру? Человек много ездил по всяким турам, везде вроде бы побывал. А что он вынес из всей этой времязатратной части своей жизни? Чем он может поделиться с людьми по результатам своих перемещений по миру? Или он шатается по странам и континентам токмо ради получения исключительно телесных удовольствий и удовлетворения своей сословной (кастовой) натуры, мол, и я «там» был, где и все обыватели моего круга существования? Если им действительно движут указанные мотивации, то остаётся только пожалеть несчастного, не способного уразуметь, что пустая затея заразы турпоездок по специальным зонам для каждой касты – это спланированная сильными мира сего процедура отъёма у людей существенной части их времени жизни, дабы они как можно больше бессмысленно кочевали по миру, а на осуществление чего-то важного, реально значимого для них самих и других людей у них уже не оставалось ни времени, ни сил, ни ресурсов. Ведь при таком времяпровождении человек оглянуться не успевает, как на него вдруг накатывает 35-40-летний возраст, когда он уже в принципе ни на что не способен, и его за ненужностью просто сдают в утильсырьё. Всё в логике хозяев мира – раб должен работать в найме, не задумываясь о смысле жизни, палить своё время между работой в различных развлекухах и шагать с гордо поднятой головой на скотобойню для своей утилизации.


17 мая               

Невесть каким образом в обществе появились индивиды, которые владеют способностью каким-то неизвестным образом перепрограммировать силой своей мысли наночипы, внедряемые в людей через воздух, пищу, воду, лекарства. Перекодируя наночипы, они отключают их от внешних управляющих сигналов для использования в каких-то своих целях.


22 марта   

Кто из нашего поколения в мальчишеском возрасте не увлекался книгами Джека Лондона?! Даже многие наши сверстницы прекрасно знали перипетии сюжетов рассказов и повестей этого писателя. Его сочинения вдохновили многих из нас на далёкие непростые путешествия по Северу, Сибири или Дальнему Востоку. Опять же многие студенты отправлялись в составе стройотрядов за романтикой героев книг Джека Лондона. А сколько фильмов на темы его произведений было отснято?  И ведь мы по многу раз пересматривали их, вновь и вновь сопереживая персонажам лондонского повествования о золотоискательских приключениях где-нибудь на Юконе.

В который раз перечитывая тот или иной сборник его рассказов, меня постоянно преследовали одни и те же вопросы: «Почему Джека Лондона обошла стороной «золотая лихорадка»? Почему он лично не участвовал в золотодобыче? Не разведывал и не столбил за собой участки приисков? Почему он дистанцировался от всего это процесса? Почему он откровенно пренебрёг возможностью обогатиться на золоте, отдав предпочтение  литературному творчеству?»

В юности его отрешённость от добычи золота казалась очень странной: он с непогрешимой достоверностью описывал быт, нравы и технологии золототарей, что предполагало прекрасное знание им золотоискательской сферы деятельности, но сам намеренно держался в стороне от всех этих золотарных страстей. И только со временем, по мере взросления и более глубокого познания сути жизни постепенно становилась понятной его позиции по отношению к богатству на золоте.

Джек Лондон был прирождённым писателем, в писательстве был смысл его жизни, с которым ему посчастливилось довольно быстро определиться, чтобы всю свою последующую жизнь отдаваться всей душой литературе. Богатство ради богатства было противно ему. Деньги были необходимы ему только для обеспечения его литературного труда. А золотоискательство интересовало его только в качестве неисчерпаемой темы для своих рассказов и повестей. И он не упустил своего шанса состояться в качестве писателя на этой золотоносной для него тематике, став признанным мастером на литературном поприще. И если уж стараться быть похожим на Джека Лондона, восхищаясь его произведениями, то ни в коем случае нельзя искажать его образ как человека, не позволившего тусклому блеску жёлтого металла подавить его здравомыслие с тем, чтобы заразить его сумасшествием от «золотой лихорадки» и в результате превратить его в простого барыгу золотого песка или самородков этого презренного металла.


11 января

Как-то до неприличия удивляет то там, то здесь проявляющиеся дискуссии о смысловой состоятельности того или иного писателя, мол, имеет что сказать этот писатель публике или не имеет. Понятно, что драйверами таких дискуссий становятся не писатели, а представители окололитературных тусовок. Это на самом деле никакого удивления не вызывает, но когда в подобные дебаты включаются сами писатели – вот это и повергает в серьёзное удивление. Попробовал бы кто-нибудь подискутировать по этому поводу с Распутиным, Беловым, Чивилихиным, Марковым, Паустовским, Твардовским, Грином, Васильевым, Окуджавой, Куваевым, Ефремовым, Гумилёвам и другими маститыми писателями – итог был бы плачевен для такого дилетанта. Любой из настоящих грандов писательского мастерства, не вступая в подобные пустопорожные дискуссии, одним только своим видом или взглядом мог бы донести до сознания интеллектуально развитых людей мысль о том, что писателям их уровня в любой час дня или ночи есть что сказать людям, и не какую-то примитивно-обывательскую чепуху, а филигранно отточенные алмазы мыслей о самом главном, на чём зиждется жизнь человека.


Сказать спасибо автору:
0

Рубрика произведения: Проза ~ Эссе
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 8
Свидетельство о публикации: next-2021-114015
Опубликовано: 29.12.2021 в 00:44
© Copyright: Ярополк Мстинский
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1