Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Олесский замок Ч. 2


Алла Валько
­­­В XVIII веке интерьеры замка претерпели значительные изменения, которые осуществил французский скульптор Леблан. В замке появились новые камины и печи, стены были украшены лепниной, монументальными росписями и искусственным мрамором. Комнаты, в зависимости от своего назначения, получили названия: «портретная», «европейская», «венская», «зеркальная» и другие. С внутреннего двора по небольшой узкой лестнице стало возможным подниматься на стрельничий коридор на стене. С крепостной стены хорошо просматривался весь двор, ворота и окружающая местность.

Замок пережил несколько пожаров и землетрясение, да и сами владельцы нанесли ему немалый урон. В 1838 году после мощного землетрясения частично обвалился 42-метровый замковый колодец, которым пользовались ещё с XV века. На внутренних стенах колодца был изображён, как говорили, страшный дьявол, но каким образом это было сделано – неизвестно. Сегодня колодец расчищен сверху всего на 25 метров.

Когда в одной из стен был найден замурованный клад, началась настоящая «золотая лихорадка»: все искали драгоценности, срывая полы и варварски разбивая камины и расписанные стены, не заботясь об архитектурной ценности. К концу XIX века Олесский замок был почти полностью разрушен.

Как всегда, с замками связаны разные мифы и легенды. Не остался в стороне и Олесский замок. Рассказывают, что в 1615 году здесь произошла трагедия. В Марианну, дочку владельца замка Ивана Даниловича, влюбился сын гетмана Речи Посполитой. Однако отец желал для своей дочери более богатого жениха. Влюблённый юноша умолял отца согласиться на брак, но, не получив согласия, на глазах у всех присутствующих вонзил себе нож в сердце. Поскольку самоубийц на кладбище не хоронили, его тело бросили в болото. Его тень блуждает окраинами Олеска, до сих пор пытаясь найти свою невесту.
Согласно другой легенде, иногда здесь появляется призрак – тень монаха Яна Каспера, который то ли был замурован живьём в стенах за посещение проституток, то ли добровольно утопился. Его душа не успокоилась и сегодня. Этот монах служил в монастыре капуцинов, расположенном напротив Олесского замка. Монахи были известны как талантливые аптекари и, согласно легенде, впервые в мире приготовили кофе, который имел цвет их рясы – кофе капучино.

Американская группа исследователей «Охотники за привидениями» проводила исследования паранормальных явлений не только в Подгорецком, но и в Олесском замке, однако здесь им ничего подобного обнаружить не удалось, так что мифы и легенды Олесского замка являются выдумкой.

В 1882 году жители Львова собрали деньги и выкупили замок, передав его в государственную собственность. С этого времени начался следующий этап в его  существовании. До 1939 года здесь располагалась сельскохозяйственная женская школа, затем – лагерь польских военнопленных, в годы Второй мировой – военные склады.

В 1951 году от удара молнии замок сгорел дотла. Вплоть до 1969 года здесь были только руины. Однако значимость замка, наконец, была оценена по достоинству, и за восстановление и реставрацию  Олесского замка взялся заслуженный архитектор Украины Андрей Шуляр. Замок обрёл вид, который он имел в XVII веке. Экспозиции музея были созданы в 1972-1975 годах, и с 1975 года здесь находится филиал Львовской галереи искусств и один из самых интересных музеев Украины, идея создания которого принадлежит Герою Украины академику Б. Г. Возницкому. Сейчас это Государственный музей-заповедник «Олесский замок». В восстановленном замке снимались фильмы «Три мушкетера», «Борис Годунов» и многие другие.

В замке экспонируется богатая коллекция. Фонды музея хранят многочисленные экспонаты, среди которых старинная мебель, скульптуры, кафель, иконы, портреты, мраморный бюст королевы эпохи возрождения, надгробные портреты, гобелены. Олесский музей имеет также наибольшее в Европе собрание деревянной скульптуры XІ - ХІХ веков. Музей насчитывает много предметов живописи и прикладного искусства X - XVІІІ веков. Археологические находки представляют древнейшее искусство.

В картинной галерее музея-заповедника выставлены произведения искусства XIII-XIX веков: “Битва под Клушино”, “Битва под  Хотином”, “Битва под Парканами” и “Битва под Веной”, являющаяся жемчужиной коллекции. По словам Возницкого, специально для её размещения подняли крышу, поскольку её размеры составляют 7,65х7,38  метров. Стоимость этой работы составила 300 тысяч гривен. Восстановление полотен “Битва под Зборовом” и “Битва под Веной” длилось четыре года. «Европа дала на это 4 миллиона евро», - добавил директор Львовской галереи искусств.

Панорамное полотно "Битва под Веной" написано художником Мартино Альтамонте в честь победы Яна III Собеского над турками под Веной в 1683 году. Художник, немец по происхождению, выпускник римской Академии святого Луки, приехал в Польшу. Со временем он стал придворным художником короля и работал в Варшаве, украшая королевские резиденции.

"Битва под Веной" была написана для иезуитского костёла в городе Жолвква Львовской области, в котором находились еще три батальные картины. Жолква в XVII веке была центром живописи: здесь работали известные украинские художники, с которыми Мартин Альтомонте встречался и имел возможность общаться.

Перед Мартином Альтомонте стояла довольно сложная задача - создать апофеоз Яну III в барочном стиле. Художнику помог случай: 25 июля 1684 года по случаю празднования дня рождения принца Якуба вблизи Жолквы была разыграна театрализованная битва под Веной. Для спектакля использовали оригинальные трофеи: многочисленные палатки турецкого визиря, сабли, копья, ковры, одежду и т. д. Это представление помогло Мартину создать его художественный шедевр.
На батальном полотне Мартин Альтомонте создает несколько планов: на первом - выступают главные герои - Ян III и его сын Якуб. Ян Собеский изображен верхом на лошади, в латах, с жезлом в правой руке. В лице и позе короля чувствуется могущество, решительность, величие. Внизу картины турки просят о помиловании. В правой части картины изображен воин-янычар, бегущий с поля битвы. Когда отважные турецкие воины оставляют поле брани, то очевидно, что битва проиграна.

Первый план картины характеризуется мощной динамикой и бурной эмоциональностью. Второй план занимают турецкие палатки с розовой палаткой Кара-Мустафы в центре, возле которого развернулись трагические события: отступая, турки ликвидируют свой зверинец. В картине показано, что воин в жёлтом наряде уничтожает страусов. На третьем плане изображена Вена, охваченная пламенем; слева - ангел Славы сообщает о победе Яна Собеского над турками.

В художественной коллекции замка представлены также портреты Ивана Даниловича, Яна Ш Собеского, волынского воеводы Северина Жевуского и других владельцев замка. В залах установлены скульптуры известного европейского скульптора XVIII века Иоганна Георга Пинзеля, бюст Барбары Радзивилл, надгробие саркофага девушки-католички в виде спящей дамы, старинные стулья с орнаментом и вогнутым сидением и другие экспонаты. Привлекает внимание роскошная, с резьбой по дереву кровать, покрытая ковром. Её небольшой размер, как объяснила экскурсовод, объясняется тем, что знатные хозяева принимали гостей, полулёжа в кровати. Таковы были обычаи того времени. В зале галицко-волынской иконописи мне запомнилась картина-икона неизвестного художника “Успение”, написанная на дереве в первой половине XVII века.

Еще одним примечательным местом музея-заповедника является парк. Ян Собеский и Северин Жевуский посадили в парке различные кусты и экзотические деревья, украсили его фонтанами. На аллеях парка они установили старинные скульптуры. Пейзажный парк, как и сам замок, был разрушен и опустошён, но в настоящее время восстановлен. Для этого потребовалось посадить около четырёх тысяч новых деревьев и кустарников. В старое русло вернули даже речку Либерция, которая текла вокруг Олесского замка. Парковые аллеи, сейчас украшают не только старинные скульптуры, но и изваяния современных авторов.

Рядом со старинным замком как-то совсем некстати смотрится скульптура рвущихся вперёд красных (на самом деле чёрных) кавалеристов Ковпака, ещё в 1975 году зависших в прыжке над трассой Львов-Броды. Местные жители называют монумент просто - “лошади”. Если перенести эту скульптуру подальше от замка, то это только улучшит восприятие древней жемчужины.

Вот и закончилось наше путешествие “Золотая подкова Львовщины”. Все мы немного устали и проголодались. Я направилась в кафе, хотя времени у меня было в обрез. Но я договорилась с приветливыми официантками, чтобы мне подали только борщ, который к тому времени уже был готов. Я была очень довольна своим выбором, потому что наши молодые люди, заказавшие на обед мясо, едва успели дождаться того, чтобы его приготовили, и с тарелками в руках выбежали из кафе, чтобы вскочить в готовый уже отъехать во Львов автобус.

Сказать спасибо автору:
2

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: реставрация и модернизация замка, клад, мифы и легенды, пожар, коллекции музея, знаменитый парк,
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 13
Рейтинг произведения: 15
Свидетельство о публикации: next-2021-110462
Опубликовано: 18.11.2021 в 23:19
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Аркадий Кузнецов     (29.11.2021 в 01:14)
С постоянным интересом читаю об истории различных старинных замков, Мне многие местные предания о призраках, кладах и т.п. больше знакомы по посещённым местам в Белоруссии, Латвии и Чехии, а в Украине, ещё раз покаюсь, западнее Жмеринки не был. Конечно, во многих фильмах узнаются представленные Вами места. Интересна, оригинальна галерея картин в Олесском замке, связанных сюжетами сражений польских войск, по-всякому вошедших в историю. Клушино - это ведь будущая родина Гагарина, а в 1610 году - место позорного поражения войск Василия Шуйского. Какие разные сражения - с османами и с Хмельницким. (Поправьте описку - "Битва под Зборовом"). Конечно, выделяется битва 1683 года под Веной (был на её месте), последняя остановка натиска османов в Европе. Спасибо!

Алла Валько     (29.11.2021 в 22:48)
Спасибо, Аркадий, за отзыв и замечание.

Асия Караева     (22.11.2021 в 22:27)
Алла, очень рада, что вы поместили продолжение истории об Олесском замке. И эта история тоже весьма драматична, как и Ваши предыдущие рассказы о замках Львовщины.

Как же хорошо, что замок был восстановлен! А как ему досталось – пожар, землетрясение, разрушения в связи с поиском клада.

Очень впечатлили легенды, о сыне гетмана Речи Посполитой и о замурованном монахе. А также ужаснула история об отступающих турках, убивающих животных в зоопарке.

Почерпнула из очерка много всего нового и интересного. Не знала, что капучино было названо в честь ордена монахов.

Алла Валько     (25.11.2021 в 02:35)
Каждая поездка в новое место, даёт нам возможность узнать что-то интересное. Впереди нас ждёт ещё немало открытий! Отступил бы ковид, было бы здоровье и желание путешествовать, не перевелись бы средства для их осуществления!
Спасибо.

Асия Караева     (25.11.2021 в 20:37)
Да, Алла, я прекрасно Вас понимаю. Тоже очень люблю путешествовать. Но сейчас не комфортно. Надеюсь, что всё изменится к лучшему.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1