Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Подгорецкий замок. Ч. 2


Алла Валько
­Из Мозаичного зала можно было выйти на балкон – ограждённую балюстрадой террасу, откуда открывался прекрасный вид на замковый парк. На стене террасы Вацлав  Ржевуский приказал высечь строки стихотворений древнеримского поэта Горация, свидетельствующие о его огромной любви к замку. В переводе на русский  одно из них звучит следующим образом: «На земле милей уголок едва ли я найду» или «Улыбнулся мне больше всех на свете этот уголок».

Во дворце постоянно гостила местная шляхта. Специально для приезжих рядом с замком выстроили корчму - постоялый двор. Для многочисленных гостей владельцы замка организовали частный оркестр и театр. В окрестных лесах хозяева и их гости охотились.
 
Неповторимый вид архитектурному ансамблю Подгорецкого замка придавал парк, созданный на уровне лучших образцов «итальянских» парков. Он оказывал на путешественников даже более сильное впечатление, чем сам замок. Когда-то в нём водились редкостные птицы, а сейчас от его былого великолепия остались лишь старые липы. Не меньшее значение для комплекса имел и “французский” парк.

Особое внимание своей архитектурой и интерьером привлекает Римско-католический костёл Воздвижения и святого Иосифа. Он был построен как усыпальница архитектором Романусом по заказу Вацлава Ржевуского. Костёл представляет собой ротонду в стиле барокко с диаметром 12 метров. Его главный фасад украшает портик из четырнадцати колонн коринфского архитектурного стиля. На аттике установлено восемь скульптур святых работы Фессингера и Лебласа. Одна из них была уничтожена во время Второй мировой войны. От костёла к замку ведет трёхсотметровая липовая аллея.
С 1861 года костёл был парафиальным, то есть приходским, храмом. В 1945 году он был закрыт, а в 1976—1979 годах отреставрирован под руководством архитектора Старосольского. Сейчас костёл, находящийся, как и сам замок, в стадии реставрации, передан грекокатоликам.

Последними хозяевами Подгорцев была семья Сангушко. Роман Сангушко перед началом Второй мировой войны вывез ценнейшие произведения искусства в Бразилию. Они и сейчас хранятся в фамильном фонде в городе Сан-Пауло. В 1973 году в этом городе родился Павел Сангушко, последний по мужской линии из ныне живущих представителей знаменитого рода, некогда владевшего замком.

Начало Первой Мировой войны прошло для замка относительно спокойно. Останавливаясь на постой в окрестностях замка, солдаты основательно опустошали соседние селения. При этом как офицеры, так и простые солдаты охотно посещали Подгорецкий музей, знакомясь с коллекцией замковых раритетов. Тогда к музею отнеслись уважительно. Часть его самых ценных экспонатов ради сохранности была переправлена в Россию, откуда они впоследствии вернулись обратно. Замок без значительных потерь пережил Первую Мировую войну благодаря заступничеству управляющего замком Мартина Грабиковского, ревностно опекавшего музей.
 
Летом 1915 года в замке дислоцировались войска австро-венгерского армейского корпуса. Замок оказался на линии фронта и мог послужить прекрасной мишенью для русской артиллерии, однако знаменитый военачальник Алексей Брусилов дал приказ не открывать огонь по замку, оценив его историческую ценность и тем самым фактически спас от уничтожения. Тем не менее замок был разграблен военными. Часть самых ценных предметов ранее удалось укрыть в Польше, где находилось другое имение Ржевуских. Солдаты в значительной степени испортили внутренний декор залов. Однако разрушения по большей части не были умышленными актами вандализма, и более важным является то, что замок всё же уцелел.
 
Большая опасность нависла над замком во время отступления российских войск из Восточной Галиции. По армии действовал приказ оставлять врагу только выжженную землю, т.е. Подгорецкий замок подлежал уничтожению, но Грабиковскому удалось получить ордер, обеспечивший защиту уникального памятника.

Значительный ущерб был нанесён замку несколько месяцев спустя, когда начались столкновения украинского правительства и большевиков. Представители и тех и других по очереди занимали замок. Тогда очень сильно пострадали его интерьеры и уцелевшие экспонаты. Возможно, именно тогда была разрушена одна из двух колонн, установленных во второй половине XVIII века.
 
В 1916 году дворец снова заняли австро-венгерские войска. Они планировали превратить залы одного из этажей дворца в палаты для размещения инфекционных больных. Однако и в этот раз управляющий умело предотвратил опасность, убедив австрийское командование в высокой ценности замка. После этого музейные залы вновь заполнили посетители, среди которых, как и в 1914 году, были не только простые солдаты, но и офицеры высшего ранга, а также представители старой европейской аристократии. Некоторое время в замке гостил Фридрих Австрийский, главнокомандующий вооруженными силами Австро-Венгрии. Чуть позже  замок посетил Вильгельм II, кайзер Германской империи и король Пруссии.

Грабиковский сумел вывезти из замка часть его экспонатов, которые были переправлены в Польшу. В июле 1920 года туда была отправлена последняя партия экспонатов, но эту отправку организовали в большой спешке, и многие экспонаты были утеряны.

Во время польско-советской войны дворец снова пострадал от солдатского вандализма. Вскоре после прекращения военных действий представители рода Сангушко начали восстанавливать разрушенную резиденцию и окружающий её парк, а также заполнять дворец экспонатами своей коллекции.
 
С приходом советской власти права на замок, принадлежавшие Роману Сангушко, у него были отобраны. Часть коллекции замка Роман сумел переправить в Бразилию, в город Сан-Пауло, куда он эмигрировал. Остальная часть экспонатов перешла в собственность Львовского исторического музея. В 1940 году постановлением правительства Украинской ССР в Подгорецком замке был создан государственный музей.
   
В ходе Второй Мировой войны дворец получил значительные повреждения и был частично разграблен. Существенно пострадали дверные порталы, камины, печи, облицовка и обивка стен и потолков. В одном из казематов замка был устроен склад боеприпасов, который однажды по неосторожности был взорван, в результате чего была уничтожена часть хозяйственного крыла. Крыша над дворцом оказалась дырявой от пуль. Во время прокладки труб канализации были повреждены замковые ворота, в очередной раз изувечена парковая зона. В ходе наступления Красной армии артиллерийским снарядом был поврежден купол костёла и его северо-восточная стена, разбита одна из статуй на аттике.
 
После войны замок вместе с костёлом снова был передан Львовскому историческому музею, при этом костёл был закрыт властями. В октябре 1945 года замок был разграблен военнослужащими Золочевского гарнизона. Через два года музей был закрыт, его экспонаты перевезены в различные музеи Львова, а спустя некоторое время помещение замка перешло в ведение Министерства охраны здоровья УССР.
 
В 1949 году в замке был открыт санаторий для больных туберкулезом. В последующие годы в итальянском парке были построены различные хозяйственные постройки, а на территории французского парка появился фруктовый сад и огороды. Парк постепенно вырождался, зарастая и теряя первоначальную форму. К замку проложили асфальтовую дорогу, провели освещение, не учитывая тот факт, что все эти и другие нововведения не соответствуют облику старинного памятника архитектуры.
 
В 1956 году при проведении ремонтных работ на крыше замок загорелся. Пожар имел для него катастрофические последствия. Он длился три дня, и за это время внутренняя часть дворца полностью выгорела, обрушились даже перекрытия между этажами. От некогда роскошного здания остались только внешние стены. В последующие годы замок восстанавливали с целью приспособить его под нужды лечебного учреждения для больных туберкулёзом. В результате работ с внешней стороны многие архитектурные детали замка сохранились, а внутри его некогда просторные помещения были разбиты перегородками на палаты, никакой попытки восстановить старую планировку не было, не говоря уже об интерьерах. Часть стен и полы были выложены кафелем, другую часть стен раскрасили белой, зелёной и синей краской. Крышу дворца покрыли красной черепицей, и лишь в часовне сохранилась часть архитектурных деталей. О старинных интерьерах напоминали уцелевшие после пожара несколько мраморных порталов, мраморные камины и одна старая печь. После ремонта сгоревших помещений в них снова открыли санаторий. Там, где когда-то был Рыцарский зал, устроили гинекологическое отделение, а в бывшем помещении часовни расположилась ординаторская.

Замок неоднократно участвовал в съёмках кинофильмов. В 1941 году здесь снимались несколько сцен фильма «Богдан Хмельницкий», в 1968 году - эпизод фильма «Ошибка Оноре де Бальзака». Сам замок в фильме не был показан, но его постоялый двор использован как таможенный пункт Российской империи, который Бальзак пересёк на своём пути. Бальзак действительно видел этот постоялый двор и даже останавливался в нём. Как и в фильме, писатель тогда ехал на встречу со своей возлюбленной Эвелиной Ганской из рода Ржевуских и, вероятно, не случайно останавливался в Подгорцах, которые тогда принадлежали Леону, родственнику Эвелины.
 
В 1974 году в замке было снято несколько эпизодов фильма «Потоп» по роману Генриха Сенкевича. В фильме замок играет роль резиденции князей Радзивиллов. В 1979 году замок предстал в одном из эпизодов фильма «Д`Артаньян и три мушкетера» в качестве городской ратуши Парижа, куда Д`Артаньян спешил, чтобы вовремя доставить подвески королеве.

В 1980-е годы всё чаще складывалась парадоксальная ситуация, когда замок официально получил статус памятника архитектуры, но при этом в его стенах продолжало функционировать медицинское учреждение. В 1988 году общественность и исполком Бродовского районного Совета народных депутатов подняли вопрос о выселении туберкулёзного санатория с территории Подгорецкого замка. Была начата компания по сбору подписей в пользу этой инициативы.
 
В 1996 - 1997 годы туберкулёзный санаторий был, наконец, ликвидирован. Директор Львовской галереи искусств Борис Григорьевич Возницкий отвоевал замок под будущий музей. Начались первые серьёзные реставрационные работы, но они продвигались медленными темпами из-за отсутствия финансирования. Всемирный фонд памятников внёс Подгорецкий замок в список объектов мирового историко-архитектурного наследия. После публикации списка оказать помощь в восстановлении замка согласились представители нескольких дипломатических миссий.
 
Как и все древние замки, Подгорецкий замок имеет «своих» призраков и свои интересные истории. Существует легенда, что когда-то граф Жевуский замуровал в стене замка свою жену Мари, так как ревновал её и подозревал в измене. С этого момента каждый год в день смерти графини, если хорошо прислушаться, можно услышать, как она плачет.

В 2010 году все 20 участников популярного украинского проекта «Битва экстрасенсов» зафиксировали в замке наличие паранормальной активности. В период 2008 - 2010 годов в Подгорцах работали пять разных групп исследователей, занимавшихся паранормальными явлениями. Американская группа исследователей «Охотники за привидениями» занималась изучением мест по всему миру, где была зафиксирована паранормальная активность. Легенды о призраке Подгорецкого замка и ряд других факторов привели «Охотников» в Подгорцы. После проведения исследований с использованием специальной аппаратуры был вынесен вердикт – в замке действительно была зафиксирована паранормальная активность, а точнее «сенсорные феномены, которые не поддаются объяснению». При этом годом ранее «Охотники» занимались подобными исследования в Золочевском замке, но там ничего подобного обнаружить не удалось.
 
Каждая из составляющих замкового комплекса является уникальной, поскольку ни подобного замка, ни парка, ни костёла и даже постоялого двора в Украине больше нигде нет. Уже сейчас, задолго до окончания реставрационных работ, посещение Подгорецкой резиденции оставляет в памяти неизгладимый след.
 


Сказать спасибо автору:
3

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: Стихи Горация, парк итальянского образца, замок во время Второй мировой, пожар, Львовский исторический музей, съёмки в замке,
Количество отзывов: 2
Количество просмотров: 11
Рейтинг произведения: 30
Свидетельство о публикации: next-2021-110093
Опубликовано: 14.11.2021 в 23:19
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Татьяна Багрец     (21.11.2021 в 22:44)
Очень интересно было узнать о призраке жены графа Жевуского.
Да, графы и графини тоже могли совершать необдуманные поступки
со связями "на стороне". Меры могли быть такими страшными, что даже жутко представить,
заживо замурованную женщину. Отомстил, конечно, жестоко.
У нас в Беларуси есть Мирский замок. Там тоже, говорят, есть призрак Белой Девы,
т.е. неупокоенный дух первой жертвы проклятого озера юной княгини Софьи Святополк-Мирской.
Она утонула в возрасте 12 лет. А видят её чаще весной или ранним летом, когда княжеские могилы
затапливает талой водой...
Ой, там история очень интересная, запутанная и мистическая...

Алла Валько     (23.11.2021 в 22:59)
Ох, даже страшно себе представить, что всё это не просто мифы, а некая реальность, проникновение тонких планов в физический мир. Я бы никогда не отважилась открывать, к примеру, третий глаз, работать с фантомами и пр. Нужно уметь ставить очень надёжную защиту.
Спасибо, Танечка.
С уважением и теплом,

Асия Караева     (16.11.2021 в 17:00)
Алла, я с интересом прочитала продолжение Вашего очерка о Подгорецком замке. Да, история замка почти как история самого края – войны, революции, смена правительств и переход края от одной страны к другой. Чего только замок не пережил. И разрушение, и вандализм. Радует, что замок отреставрировали и сейчас он открыт для посетителей.

Любопытно, что в замке снимали несколько известных фильмов. А еще любопытнее, что в нем даже есть привидения и что на них была объявлена охота.

Большое спасибо за рассказ!

Алла Валько     (17.11.2021 в 02:25)
Да уж, древняя и настоящая история Подгорецкого замка просто удивительна!
Спасибо.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1