Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Подгорецкий замок. Ч. 1


Алла Валько
­Это был второй замок, который мы посетили, путешествуя по маршруту “Золотая подкова Львовщины”. Подгорецкий замок считается жемчужиной европейской архитектуры. В его ансамбль, кроме замка, входят постоялый двор и костёл середины XVIII века, построенный по проекту архитектора Римлянина, а также парк, являющийся памятником садово-паркового искусства государственного значения.

Здание Подгорецкого замка больше напоминает дворец, нежели крепость. Для его строительства использовали камень и кирпич. Замок имеет форму квадрата со стороной примерно сто метров. По его углам расположены пятиконечные бастионы. Главные ворота замка охраняли пушки равелина, не сохранившегося до настоящего времени. Современный вид дворец получил в первой половине XVIII века, когда между трехэтажными павильонами и башней на двухэтажном здании дворца построили дополнительные помещения.

Замок был сооружён в 1640 году по проекту архитекторов Гиема де Боплана и Андреа дель Авква. Впервые здание замка было разрушено в 1646 году во время активных действий Богдана Хмельницкого. Реставрация замка продолжалась более двадцати лет, однако через восемь лет по завершении реставрации он был окончательно разрушен татарами. Впоследствии замок снова был неоднократно разрушен и восстановлен.

Владение замком передавалось по наследству, либо выкупалось то одними, то другими претендентами на владение. До прихода в Галичину советской власти замок попеременно принадлежал известным польским семьям: Конецпольским, Собеским, Потоцким, Жевуским, Сангушкам. Все они так или иначе повлияли на его развитие и историю. Известный польский магнат Вацлав Жевуский, владевший Подгорецким замком с 1720 года,  превратил его в огромный роскошный музей. Вацлав построил неподалеку от дворца постоялый двор, который полностью сохранился до наших дней. С трёх сторон дворец был окружен глубоким рвом. С его северной стороны была пристроена красивая терраса с балюстрадой и скульптурами. Въехать в замок можно было через большую арку — портал с двумя колоннами.

Сохранилась инвентарная опись замка, детально раскрывающая его состояние в начале XVIII века. В нём можно найти множество подробностей об устройстве замка, в том числе о колодце, имевшем глубину 39 метров и закрывавшемся металлической решёткой. У этого колодца был интересный механизм подъёма и спуска ведра. К вороту было прикреплено большое полое деревянное колесо, внутрь которого заходил человек и вращал его ходьбой. Одно время при необходимости иметь очень много воды внутрь колеса помещали специально обученного медведя, который и вращал ворот.

В конце XX века ещё можно было увидеть солнечные часы с надписью на латыни, означающей в переводе на русский «Это [мгновение], возможно, последнее».
Подгорецкий дворец поражал своей красотой и пышностью. В разное время его посещали Николай II, Франц Иосиф, Петр I и другие правители. Очарованный Подгорецким замком, Петр I начал строительство в Петербурге дворцов и Петропавловской крепости. Отсюда он вывез несколько скульптур, которые сейчас можно видеть перед Летним дворцом в Петербурге.

Залы и кабинеты замка носили названия, которым они полностью  соответствовали: Китайский, Золотой, Рыцарский, Зелёный, Зеркальный, Мозаичный. Мебель в этих залах была представлена столиками и креслами в стиле Людовика XIV и более раннего времени. Стены залов украшены портретами и картинами, среди которых были копии шедевров европейской живописи, а также некоторые оригиналы. Гордостью замка являлись красивые мраморные камины, а также старинные печи. Вдоль верхней части стен многих залов были размещены фризы, декорированные панелями с вырезанными на них сентенциями на латыни.

Изюминкой экспозиции Рыцарского зала была богатая коллекция оружия, которая считалась одной из лучших частных оружейных коллекций Польши. Центральное место в ней занимали около сорока полных комплектов доспехов крылатых гусар. Нигде более в Европе невозможно было найти такого количества гусарских доспехов, собранных  в одном месте. Зал украшали парадные доспехи Михаила Ржевуского и, предположительно, гетмана Станислава Яблоновского, а также детали доспехов разных эпох: шлемы, нагрудники, панцири, кольчуги, щиты.

В этом же зале находилась коллекция холодного и огнестрельного оружия. Холодное оружие было представлено европейскими мечами, саблями, копьями, пиками, бердышами, шестопёрами. Особое место в этой коллекции занимали гетманская булава гетмана Ржевуского, инкрустированная драгоценными камнями, а также булава, украшенная латинской надписью, означающей в переводе на русский «Под Десницей Божьей Ян одержал победу под Веной». Огнестрельное оружие было представлено ружьями, пистолетами и образцами артиллерии -  стволами  мортир и железными пушками. В зале были выставлены военные штандарты Ржевуских, а также шведов, турок и татар. Отдельное место в коллекции занимали трофеи, захваченные в битве под Веной и Хотином: сабли, инкрустированные золотом, литавры и барабаны янычар, луки, также инкрустированные золотом, татарский доспех, несколько образцов огнестрельного оружия.

Рыцарский зал служил для организации торжеств и пиршеств. Здесь состоялся пир по случаю свадьбы Терезы Ржевуской с Каролем Радзивиллом, а Розалия Ржевуская принимала в этом зале императора Франца I. Коллекция Рыцарского зала уже в конце XIX века считалась уникальной. Её ценность возросла бы многократно, если бы ей суждено было дожить до наших дней.

Зелёный зал назван так по цвету ткани с растительным орнаментом, украшавшей его потолок, стены и мебель. Некогда в этом зале находились личные покои гетмана Вацлава Ржевуского, а после него – Леона Ржевуского. На стенах висело более ста картин, в основном выдающегося художника эпохи барокко Симона Чеховича, приглашённого Вацлавом Ржевуским украсить картинами часовню замка.

Кармазиновый зал получил своё название от дамасской ткани кармазинового (ярко-красного) цвета, которой были декорированы стены. Этот зал часто использовался в качестве гостиной и был одним из самых красивых залов дворца. Его пол был выложен мраморными плитами трёх цветов, которые создавали красивые мозаичные узоры. Огромный потолочный плафон, состоявший из одной центральной картины и четырёх угловых, был украшен живописными полотнами на тему римской мифологии. Ещё одним впечатляющим украшением зала служили три люстры из венецианского стекла. Большую ценность представляла мебель в стиле рококо, а также турецкая портьера – один из трофеев Венской битвы.

Одним из главных украшений дворца считалась часовня, которая находилась в центральной части замка, в «башне», и была самым высоким помещением замка. К часовне примыкал Китайский кабинет, названный так из-за стиля оформления с преобладанием китайских мотивов, которые были популярны у польской знати, начиная со второй половины XVII века. Пол зала был выполнен из белого, чёрного и красного мрамора. Потолок декорирован плафоном с девятью картинами на тему римской мифологии. Стены зала оформлены в чёрных и тёмно-синих тонах. Их главным украшением служили чёрные лакированные панели, покрытые золочёными изображениями, выполненными в восточной стилистике: китайские пейзажи, скалы, море, деревья, азиатская архитектура. Мебель была представлена диваном и стульями, сплетенными из тростника, столиками, китайским бюро и несколькими китайскими ширмами. Здесь же находились старинные часы, датированные 1646 годом. Особым экспонатом зала был старинный клавикорд, который предположительно принадлежал королеве Мари Казимире, жене Яна III Собеского.

Жёлтый зал получил название от жёлтой дамасской ткани, которой были покрыты стены и потолок. В XVIII веке здесь находились личные покои жены гетмана Анны Ржевуской, а в следующем веке – покои управляющих замком. С потолка свисала люстра из венецианского стекла. В зал вели резные порталы из чёрного мрамора. Здесь стояли четыре английских шкафа, декорированных бронзовыми элементами и зеркалами.

Золотой зал восхищал гостей замка своей роскошью и богатым убранством. В его оформлении использовалась позолота. Стены были декорированы таким образом, что при освещении сверкали, будто были покрыты россыпью драгоценных камней. Пол, окрашенный в несколько цветов, был похож на восточный ковёр. Потолочный плафон был украшен двумя большими и множеством малых картин на библейскую тематику. Плафон поддерживали деревянные резные кронштейны, декорированные масками. Вся мягкая мебель зала была обита позолоченной тканью, а деревянные элементы интерьера декорированы позолотой.

Зеркальный зал получил своё название от множества венецианских зеркал в золочёных рамах, украшавших его стены. Его пол был украшен узорным геометрическим орнаментом, потолок декорирован плафоном, состоящим из пяти больших и шести малых картин библейской тематики. Стены зала, а также мягкая мебель были покрыты турецкой парчой красного и зелёного цветов.

Мозаичный зал назван так из-за особого стиля оформления. Пол зала был выложен плитами из красного и белого мрамора, а потолок украшал плафон с пятью картинами на тему римской мифологии. Вдоль одной из стен был растянут турецкий шатёр, украшенный ручной вышивкой. Большое внимание в зале привлекала старинная роскошная кровать, предположительно, бывшая ложем короля Яна III Собеского. Поэтому этот зал был также известен как «Королевская спальня». Однако кровать может не иметь никакого отношения к Яну III, т.к. её начали связывать с королём только в XIX веке, при Леоне Ржевуском.

Сказать спасибо автору:
3

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: Крепость-дворец, история замка, солнечные часы, коллекция оружия, залы дворца,
Количество отзывов: 3
Количество просмотров: 11
Рейтинг произведения: 34
Свидетельство о публикации: next-2021-110004
Опубликовано: 14.11.2021 в 06:01
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Татьяна Багрец     (21.11.2021 в 22:30)
Аллочка, очень интересно написано о Подгорецком замке!
Прочитала, как всегда, с большим интересом.
Все Ваши рассказы расширяют кругозор читателей.
Вот такие заочные экскурсии тоже нужны в интернетном общении.
Огромное Вам спасибо и за рассказ, и за потрясающие фотографии!
Думаю, что это - малая часть того, что Вы засняли на память.
С теплом души:)

Алла Валько     (23.11.2021 в 22:55)
Танечка, каждый раз, подбирая фотографии для коллажа, я мучаюсь из-за того, что выбрать. К сожалению, приходится оставлять "за бортом" много интересного. Однажды мне посоветовали выкладывать фотографии на специальном сайте, но у меня на это уже нет ни времени, ни сил.
Спасибо Вам.
С любовью,

Катерина Попкова     (15.11.2021 в 12:02)
Алла,как же хорошо и интересно Вы пишите,спасибо Вам большое за труды! :)

Алла Валько     (15.11.2021 в 21:57)
Спасибо, Катерина. Рада знакомству. Надеюсь продолжить творческое сотрудничество.

Катерина Попкова     (15.11.2021 в 22:08)
Алла,и я тоже рада знакомству с Вами! :)

Асия Караева     (14.11.2021 в 15:55)
Алла, мне было интересно прочитать Ваш очерк о Подгорецком замке. Кстати, очень красивые фото! Да, замок, действительно больше похож на дворец.

Умилило, что специально обученный медведь крутил колесо, чтобы люди могли снабдить себя водой из колодца.

Еще я узнала, что Петр Первый был вдохновлён архитектурой Подгорецкого замка и после этого приказал построить Петропавловскую крепость. Удивило такое разнообразие и богатство залов замка.

Большое спасибо за интересную информацию.

Алла Валько     (14.11.2021 в 20:22)
Спасибо, Асия, за Ваш содержательный отзыв.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1