Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Хористы. Ч.4


­­Некоторые исполняемые нами произведения казались мне трудными. Таким был для меня романс на стихи Михаила Лермонтова “Утёс”:
          Ночевала тучка золотая
          На груди утеса-великана;
          Утром в путь она умчалась рано,
          По лазури весело играя;
          Но остался влажный след в морщине
          Старого утеса. Одиноко
          Он стоит, задумался глубоко
          И тихонько плачет он в пустыне.

Исполняли мы и романс Лермонтова из Гёте:
          Горные вершины
          Спят во тьме ночной;
          Тихие долины
          Полны свежей мглой;
          Не пылит дорога,
          Не дрожат листы…
          Подожди немного,
          Отдохнешь и ты.

Много душевных сил отдала коллективу хормейстер Ирина Абрамовна. Она терпеливо и настойчиво отрабатывала с нами трудные музыкальные пассажи, и ей, как и Борису Осиповичу, мы обязаны высоким качеством нашего исполнения. Когда Борис Осипович оставил руководство нашим коллективом, на этой должности его сменил Владимир Сергеевич Куньев, тоже  замечательный хормейстер, педагог и человек.

На пятом курсе и во время работы над дипломным проектом я не посещала репетиции хора, однако по окончании МВТУ меня потянуло в родной коллектив, где я снова встретилась с Людой Колыхаловой.  За время моего отсутствия здесь многое изменилось. Теперь хор сопровождал выступления драматического коллектива студентов МВТУ, и я с увлечением начала разучивать песни на стихи Алексея Кольцова, так как наш спектакль был посвящён именно этому замечательному поэту. Сидя на сцене, мы как бы являлись участниками спектакля, и я настолько увлекалась разворачивавшимся передо мной действием, что ощущала его происходящим почти наяву. Мы исполняли романс "Не шуми ты, рожь" на стихи Кольцова, написанные через несколько лет после расставания с Дуней, его первой возлюбленной. В нём звучит протест против судьбы-злодейки:
          Не шуми ты, рожь,
          Спелым колосом!
          Ты не пой, косарь,
          Про широку степь!...
     Сладко было мне
     Глядеть в очи ей,
     В очи, полные
     Полюбовных дум!
          И те ясные
          Очи стухнули,
          Спит могильным сном
          Красна девица!...

С большим чувством исполняли мы также песню “Хуторок”:
          За рекой, на горе
          Лес зеленый шумит,
          Под горой, за рекой
          Хуторочек стоит.
  В том лесу соловей
  Громко песни поёт;
  Молодая вдова
  В хуторочке живёт...

По окончании МВТУ некоторые хористы продолжали заниматься пением фактически профессионально.  Татьяна и Генрих Водолажские, Юра Скляров, Миша Аркин, Галя Пакина и другие стали участниками хора “Виват”, который нередко выступал с пением духовной музыки в  храме Космы и Дамиана напротив мэрии Москвы, а также в других городах России и за границей.

Однажды, когда мне было уже двадцать пять лет, я проводила свой отпуск на Волге, на турбазе “Лисицкий бор”. Здесь я случайно встретила Юру Камина. Увидев его, я на мгновение встрепенулась, но, к счастью, наши отношения развивались самым дружеским образом. Часто  своим небольшим, но чистым тенором он напевал бесхитростную песенку:
          Ты придёшь, усталая,
          Слов не говоря.
          И погаснет алая
          Зимняя заря.
  На дорогу ровную
  Не мети, пурга,
  Злые подмосковные,
  Белые снега...

Слушать Юру было приятно, и я попросила его записать слова этой песни. Вот и осталась память о нём.

Я снова встретилась с ним лет через десять, когда  перешла на работу в Московский институт автоматики и электромеханики. Он работал в соседнем отделе в должности начальника сектора. Мы мило здоровались друг с другом, но, кажется, так ни разу и не вспомнили о наших прогулках вчетвером, наших мечтах продолжить образование в МГУ и нашей совместной работе в студенческом конструкторском бюро на факультете машиностроения.
В течение длительного времени он находился в командировке в Китае, а когда вернулся в Москву, у него случился инсульт. Я узнала об этом от начальника нашего отдела. От этого известия у меня перехватило дыхание, а начальник отдела удивился, почему это я не проявляю ярких эмоций. “Это же ваш одногруппник!” – воскликнул он. “Что Вам объяснять”, - только и подумала я.
Когда в моей квартире собрались коллеги по работе, я спросила их о Юре. Оказалось, что Юры уже нет в живых.  Я оцепенела...

В последний раз мы виделись с Леной на встрече нашего коллектива дома у Юры Склярова. Как мне было приятно снова увидеть знакомые лица! Как пели наши хористы! Я уверена, что соседи нашего гостеприимного хозяина получили истинное наслаждение от этого великолепного бесплатного концерта. Лена пришла в тёмно-васильковом костюме и розовой блузке с пышным жабо. Это сочетание цветов приятно ласкало мой взгляд. Лена, не будучи красавицей, выглядела восхитительно. Мы сидели на разных концах длинного, заставленного  закусками и сладостями стола и лишь изредка бросали взгляды друг на друга. Лена испекла очень вкусный пирог, лучше которого, как мне показалось, раньше мне не доводилось пробовать. Однако за весь вечер мы так и не сказали друг другу ни слова.

Буквально через год после этой встречи мне позвонила Люда Колыхалова и сообщила о смерти Лены после тяжёлой непродолжительной болезни. Я поехала в морг, чтобы попрощаться с Леной. Увидела там её мужа, которого знала ещё со студенческих лет, и двух её сыновей: старшего сына, красавца, как две капли воды, похожего на отца, и младшего, похожего на мать и совершенно убитого горем. Чего стоят наши размолвки перед этой бездной, перед этим неотвратимым концом?

Женя Боданский после защиты кандидатской диссертации вполне мог возглавить в своём институте исследовательскую лабораторию, однако в его научной карьере начались непредвиденные осложнения. В результате он был вынужден существенно изменить профиль работы, однако и на новом поприще он проявил недюжинные способности. Поскольку и здесь у него что-то не заладилось, то в 1992 году он переехал на постоянное место жительства в Калифорнию, где успешно продолжал работать по новой специальности.  Его доброта и прекрасная научная подготовка снискали благожелательное отношение к нему его американских коллег, чему я была свидетелем, поскольку вместе с семьёй дочери  побывала на фирме, где он работал и куда он пригласил работать моего зятя. Женя всегда был готов помочь любому человеку, нуждавшемуся в его помощи.

Мы были в гостях у Жени в его зимнем доме в Сан-Диего и летнем доме в горах Big Bear, где он подарил нам огромные сосновые шишки, которые в Калифорнии мне больше нигде не довелось увидеть. К сожалению, к тому времени Женя уже перенёс два инфаркта, хотя ещё и продолжал работать и во время нашей встречи даже совершил с нами прогулку в горы. Там, в Калифорнии, Женя начал писать рассказы и мемуары. Затем ситуация с его здоровьем ещё больше усугубилась. У Жени обнаружили рак лёгких; он перенёс серьёзную операцию. Позже в связи с дальнейшим ухудшением  здоровья он вместе с женой Ксаной переехал в Силиконовую долину, где они воссоединились с семьёй дочери.

Находясь в Калифорнии и узнав о плохом состоянии здоровья Жени, я поспешила встретиться с ним. Двадцать второго января 2010 года мы всей семьёй направились на север Калифорнии. По дороге у Лили разболелась голова, и  никакими таблетками эту боль не удавалось купировать. Тем не менее, Лиля мужественно продолжала путь, и вскоре все мы обнимали нашего дорогого друга. Он был очень слаб, только мягко светились его бархатные карие глаза. Он осознавал тяжесть своего состояния и даже посетовал на свою беспомощность. Я, как могла, старалась утешить его и между прочим сказала, что коль скоро он пишет мемуары, то это замечательно.   

 Двенадцатого февраля Ксана, его жена и верная подруга, сообщила мне, что Жени не стало.  У них была прекрасная семья, и Ксана очень тяжело переживала смерть любимого мужа. В его память она собрала  рукописи Жени и на их основе опубликовала книгу “Где мои семнадцать лет?” Экземпляр этой книги Ксана подарила мне. Прочитав её, я была поражена огромной эрудицией Жени, широтой его взглядов и интересным кругом общения. Среди близких ему людей были писатели, учёные, музыканты. Привлекательность личности Жени открылась мне с новой силой.

Вот так и ушли из жизни один за другим мои друзья – трое из нашей четвёрки, с кем мы бродили по улицам Москвы,  мечтали о высотах своей профессии и пели в одном хоре. Осталась только я одна…





Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Проза ~ Быль
Ключевые слова: репертуар, трудные произведения, потери,
Количество отзывов: 3
Количество просмотров: 12
Рейтинг произведения: 34
Свидетельство о публикации: next-2021-106347
Опубликовано: 03.10.2021 в 02:49
© Copyright: Алла Валько
Просмотреть профиль автора

Лидия Иванникова     (07.10.2021 в 15:39)
Я так прониклась судьбой Ваших друзей, Алла, что остро почувствовала Вашу утрату и печаль, но
они были в Вашей жизни, и разве это не счастье и не удача, ведь не каждому дано встретить таких интересных людей, но Вам везло и везёт на хороших людей, это талант притягивать к себе
светлых людей. Такой талант есть и моей дочери Татьяны, а у меня его нет, я больше отдаю, чем получаю!
Спасибо, Алла, Вы зоркий
человек!

Людмила Лутаева     (05.10.2021 в 17:58)
Спасибо Алла, грустная история о Ваших друзьях конечно огорчает рассказ...Но он написан талантливо и замечательно...Память о Ваших друзьях-хористов живёт в сердце...Слава Богу, что у всех была достойная, полноценная жизнь...Каждый добился успехов, и Вы с каждым другом иногда могли увидеться, поговорить, вспомнить студенческие годы, годы светлой юности...
Господь дал ВАМ, Анна, возможность поделиться приятными воспоминаниями с читателями...
Храни ВАС господь!
С теплом, Людмила...

Андрей Балабуха     (03.10.2021 в 15:38)
Алла, прекрасный рассказ быль, прочитал с интересом и молодец и все красиво описала!!!
С уважением и дружеским теплом, Андрей.




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1