Новый литературный / музыкальный портал
Поэзия
Песни
Музыка
Проза
Разное
Видео
Музыканты
Авторы
Форум
Конкурсы
О портале
Поэзия
Песни
Музыка
Авторы

Когда святые маршируют…



­­­­­­­­­­.




Когда святые маршируют…
______________________________________________  

В 70-е годы поэт Виктор Кривулин не раз, и не два говорил, что в России (СССР) есть поэты талантливее Бродского. Возможно, Виктор подразумевал себя самого, и с этим можно согласиться или не соглашаться. Правильнее сказать, Кривулин и Бродский, это две противоположности в поэзии, два совершенно разных пласта поэтической культуры, хотя оба они «ахматовские сироты». Некоторые считают сиротами Ахматовой только четверых, Бродского и Рейна
в том числе, но это не так.  Ничто и никто не появляется и не уходит само по себе.  Когда-то Анна Ахматова собрала наиболее выдающихся молодых ленинградских поэтов, тогда как поэты-шестидесятники уже утвердились на поэтическом...   Олимпе или Парнасе –
не все ли равно? а поэты-фронтовики вынуждены  были немного потесниться.
Литературный Ленинград 60-х был подобен монументу. Москва собирала «стадионы», Ленинград – лавры.

Можно сколько угодно говорить о таланте Евтушенко и Вознесенского, но одно дело талант, а другое дело это результат творчества. И Евтушенко, и Вознесенский допускали в своем творчестве много неточностей, а иной раз и откровенные «ляпы». Следующие за ними еще не получившие признания поэты не могли себе позволить ничего подобного. На самом деле признание в литературе и в искусстве получить не так просто, но как сказал А.Блок – литературное имя дается однажды и безошибочно. Литературное имя дается не каждому, но однажды получив его, поэт уже не лишается этой «привилегии» никогда. В открытых Сетях, как правило «банкуют» самозванцы. В 70-е годы проблемой было не найти читателя, читателей более чем достаточно, проблемой была публикация в более или менее известном издании. Поэтическая колонка в пятничном номере «Смены» очень ценилась, ее выхода ждали, и ценность такой публикации была не меньше, чем в «Дне поэзии» или в журнале «Аврора». Разумеется, для поэта было бы унизительно даже упоминать о публикации в журнале «Работница» или «Крестьянка», потому что популярные журналы, это не литературные издания. «Литературная газета», это было очень «серьезно», да,
серьезно даже в 80-е годы, но никак не в 90-е, когда литература и поэзия пошли, что называется, «с молотка».


Ленинградский и московский «самиздат», это не стишки или проза отпечатанная на машинке, хотя стихи очень    многих авторах расходились именно в «рукописях». Иосиф Бродский вообще имел привычку «забывать»
свои стихи в квартирах знакомых и друзей.

Из Москвы я уехал в пятнадцатилетнем возрасте, а в Ленинграде поэзия и искусство вообще меня не интересовали в то время. Бог, он «шельму метит», очень многие из школьных литературных кружков прямиком направлялмсь «вроде как» в литературу. В результате СП Ленинграда распух до неприличия к концу существования СССР, в Москве «поэтов» было вдвое больше. Но надо всем этим стоял очень строгий цензор – московские и ленинградские ЛИТО.

С Литературным институтом им. Горького, в общем, считались, но не чрезмерно. Так же, как и с выпускниками факультета журналистики. Издательства предпочитали иметь дело со специалистами – историками или филологами, но уж никак не с «корреспондентами». Ни поэтов-самородков, ни «неизвестных гениев» нигде и никогда не было. А вот «народный художник», то есть самодеятельный художник – это счастливый человек, у него не было «ограничений». Меня носило по разным ЛИТО и изостудиям, а еще я подрабатывал художником в кинотеатре,
и это было счастливым временем.


В Ленинграде работали три клуба самодеятельной песни – Восток, Меридиан и КСП. А Горный институт был как бы «кузницей кадров», геологи очень быстро осваивали «романтику походов» своими руками и ногами. Вот уже лет двадцать в большом дворе, в спальном районе мне ни разу не встретился парень с гитарой. А в Ленинграде и в Москве 60-х гитары звенели в каждом дворе, в скверах и парках, или просто на улицах. Записать свой диск или сделать фонограмму, казалось бы, не так и сложно, но где взять слушателя? Соберите хоть тысячу компьютеров         в одном месте, но новый Элвис Пресли или Эллингтон все равно не родится.

С развалом Союза мы, похоже, утратили ощущение независимости – нет, ни о какой свободе и речи не шло.

«…дыхательная несвобода
свое пространство сотворит
по карте скатанной в рулон
когда материки шершавы
наощупь ни одной державы
не обнаружишь только слом…»
___________________________________ 
Виктор Кривулин. Стихи на картах.

Или…

Как ему объяснить, что нельзя убивать королей?
Как ему рассказать оголтелому всуе народу,
как встают из руин в серебристых стволах тополей
купола городов больше жизни любивших свободу?
.    .    .    .    .    .    .
Ты поэзия сердца и горечь недавних разлук –
у тебя за окном голосит и беснуется лето –
рассыпайся дождем, не грусти, не заламывай рук
даже если горьки твои слезы и солоны ветры,
даже если друзья говорят, что не ждали беды
и мальчишка мой лук натянуть не посмеет однажды,
на горящем песке не мои пламенеют следы
и галдят женихи на дворе, но и это не важно…

Что такое несвобода сегодня? А это когда с твоего мобильника постоянно воруют деньги Дельта-Телеком или ТЕЛЕ-2, а ты и возразить не имеешь права. Это когда твой компьютер пытаются угробить в Сети мерзавцы на службе у Майкрософт лишь за то, что ты не приобрел их очередной уродливый продукт, но ведь это не важно?









Сказать спасибо автору:
1

Рубрика произведения: Поэзия ~ Мир души
Количество отзывов: 0
Количество просмотров: 15
Свидетельство о публикации: next-2021-101668
Опубликовано: 14.08.2021 в 08:12
© Copyright: Олег Павловский
Просмотреть профиль автора




Авторские права
Какие произведения можно размещать на своей странице?
Можно публиковать только своё авторское творчество, то есть то, что вы создали сами. На нашем сайте нельзя публиковать чужие (современные) произведения: музыку (треки, миксы, ремиксы), литературу (поэзию, прозу), видео и фото контент и др. Любой плагиат может быть удален без опповещения автора, разместившего его. Если ваше произведение является составным и использует заимствования, то они должны быть согласованы с правообладателями.

Сайт «Некст» (www.next-portal.ru) не продает и не использует каким-либо иным образом загруженные музыкальные фонограммы и литературные произведения, а лишь предоставляет дисковое пространство и иные технические возможности сайта для хранения и возможности передачи загруженных фонограмм по каналам сети Internet исключительно по инициативе пользователя. Авторы (пользователи) сайта принимают на себя всю полноту ответственности за загружаемые ими произведения в соответствии с законодательством Российской Федерации.




1