Господа писатели!
Ввиду того, что в наше время наблюдается дефицит хорошей учебной литературы хочу порекомендовать вам хорошую книгу. Это учебник литературы написанный доцентом Казанского университета Аминевой.
Аннотация курса:
Курс призван сформировать представление об основных понятиях, категориях и терминах теории литературы, дать представление об историческом развитии теоретико-литературных взглядов в контексте философской и эстетической мысли; сформировать умение правильно оперировать терминами и понятиями; развить способность анализировать литературное произведение в соответствии с методологией различных школ и методов литературоведения.
Темы: 1. Теория литературы как наука. 2. Сущность искусства. 3. Литература как вид искусства. 4. Литературное произведение и текст. Интертекст. Дискурс. 5. Содержание и форма в литературе. Пути решения проблемы содержания и формы в литературоведении. 6. Образная природа искусства. Классическая и неклассическая теории образа. 7. Автор как понятие теории литературы. 8. Читатель как понятие теории литературы. 9. Категория литературного рода: различные подходы к определению. Принципы разделения литературы на роды. 10. Эпос как род литературы. Формы эпоса. 11. Лирика как род литературы. 12. Драма как род литературы. 13. Жанр как тип литературного произведения. Содержательность жанровой формы. Проблема исторического развития жанров. 14. Литературный процесс и его основные категории.
Книга учебник и в то же время увлекательное путешествие в историю литературы. Вы узнаете
некоторые новые имена в истории литературы, вы узнаете кто какие концепции отстаивал. Я
уверена такое чтение будет полезно каждому из вас.
Привожу оглавление книги. Всего 330 страниц самого полезного в мире чтива.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Лекция 1. Теория литературы как наука 9
Список литературы 9
Введение 10
Предмет теории литературы как науки 11
Структура теории литературы как науки 12
Теория литературы и смежные науки 14
Вопросы для самоконтроля 16
Лекция 2. Эстетическая сущность искусства 17
Список литературы 17
Искусство как творческая деятельность 19
Искусство как познавательно-оценивающая деятельность 23
Семиотическая природа литературы 25
Искусство и игра 28
Литература и коммуникация 30
Искусство и действительность 31
Вопросы для самоконтроля 46
Лекция 3. Литература как вид искусства 46
Список литературы 47
Понятие «вид искусства» 48
Классификация видов искусств 49
Литература как искусство слова, ее место в ряду искусств 52
Дифференциация искусств и их синтез 55
Вопросы для самоконтроля 56
Лекция 4. Литературное произведение и текст. Интертекст.
Дискурс 57
Список литературы 58
Основные понятия и предмет
теоретической поэтики 59
Понятие произведения 64
Понятие текста, его структуры, семантики, семиотики 68
Концепция интертекстуальности 74
Понятие дискурса 77
Вопросы для самоконтроля 79
Лекция 5. Содержание и форма в литературе 79
Список литературы 80
Пути решения проблемы содержания и
формы в литературоведении 81
Акцентирование различий содержания и формы 83
Акцентирование «органического единства»
и тождества содержания и формы 85
Категорий содержания, формы и материала 90
Вопросы для самоконтроля 92
Лекция 6. Образная природа искусства.
Классическая и неклассическая теории образа 92
Список литературы 93
Важнейшие исторические варианты классической теории образа 95
Неклассическая теория образа 100
Современная теория образа и
практика анализа литературного произведения 102
Структура художественного образа.
Виды словесных образов 104
Вопросы для самоконтроля 110
Лекция 7. Автор как понятие теории литературы 111
Список литературы 112
Три основных аспекта осмысления термина «автор» 114
Автор-творец и вторичные изображающие субъекты:
образ автора, повествователь и рассказчик 117
Понятие субъектной организации текста 119
Концепция смерти автора 122
Вопросы для самоконтроля 125
Лекция 8. Читатель как понятие теории литературы 125
Список литературы 126
Основные значения понятия «читатель» 128
Интерпретация как познавательно-творческое
освоение художественного содержания 129
Герменевтика как теория истолкования текста 135
Литературные иерархии и репутации 147
Вопросы для самоконтроля 154
Лекция 9. Категория литературного рода:
различные подходы к определению.
Принципы разделения литературы на роды 155
Список литературы 155
Сложившиеся в науке традиции рассмотрения
литературных родов 157
Род как формально-содержательная категория 160
Межродовые словесно-художественные формы 165
Вопросы для самоконтроля 169
Лекция 10. Эпос как род литературы. Формы эпоса 169
Список литературы 170
«Родовые» свойства текста эпического произведения 174
Повествование как организующее начало
эпического произведения 178
Эпический тип события 178
Малые жанры эпики и проблема эпического субъекта 182
Родство больших и малых эпических форм 183
Вопросы для самоконтроля 188
Лекция 11. Лирика как род литературы 188
Список литературы 189
Субъектная структура лирического произведения 191
Проблема лирического сюжета 194
Лирическая речь и образные языки лирики 198
Вопросы для самоконтроля 201
Лекция 12. Драма как род литературы 202
Список литературы 203
Ориентированность драмы на сценическую постановку 205
Действие как основа драмы. Понятие катарсиса 209
Герой в драме 217
Специфика речи в драме 219
Вопросы для самоконтроля 224
Лекция 13. Жанр как тип литературного произведения 225
Список литературы 226
Жанр как устойчивая формально-содержательная целостность 228
Жанры канонические и неканонические 230
Вопрос классификации жанров 237
Вопросы для самоконтроля 249
Лекция 14. Литературный процесс и
его основные категории 250
Список литературы 251
Историко-литературные системы 254
Стадиальная теория литературного процесса 257
Категории историко-литературного процесса 259
Вопросы для самоконтроля 274
Примерные вопросы к экзамену 276
Рекомендуемая литература 278
Терминологический словарь 289
Приложения 326
Тем пользователям, которые будут не в состоянии отыскать учебник в интернете, я согласна
выслать электронной почтой.
Всего доброго, господа.